Обобщение опыта работы
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Активные методы обучения. Формы уроков, повышающие учебную мотивацию. Психолого-практическая мотивация. Социальная мотивация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Гончар Инна Николаевна опытный творчески работающий учитель. Одна из первых в районе приступила к работе и продолжает вести обучение младших школьников по дидактической системе Л.В. Занкова.
Активные методы обучения.
Методы обучения, которые используются Инной Николаевной в работе: проблемный, поисковый, исследовательский – позволяют детям свободно высказывать свои суждения, мысли, делиться на уроке своими личными наблюдениями. При этом учитель не теряет своей руководящей, организующей роли, но в то же время становится участником коллективного процесса, познания. Она старается разбудить творческую инициативу ребёнка, предоставив детям полную свободу самовыражения. На уроках ученики не просто решают обсуждают, а наблюдают, классифицируют, группируют, выясняют закономерности. Во время подготовки к уроку учитель продумывает всё в деталях, даже постановку вопросов, которые побуждали бы детей мыслить и уметь использовать свои знания в новой ситуации. Характер вопросов дает простор личной и коллективной мысли, а учитель только подхватывает мысль, направляет поиск. Её ученики приучены отвечать не только учителю, а всему классу, выражая своё мнение. Гибкость методики, ориентированность на возможности детей является необходимым условием эффективности уроков Гончар И. Н. Учебные занятия отличаются интенсивностью, динамизмом, логической завершенностью. Учёт пробелов в знаниях учащихся дает Инне Николаевне возможность правильно организовывать индивидуальную работу. Умело проводимая диагностика помогает предвидеть результаты предстоящей работы и найти пути решения создавшихся проблем.
Изучив и исследовав переходный период, период адаптации ребенка к условиям жизнедеятельности в школе, а также помня о том, что дети очень импульсивны, что они обладают в достаточной степени возможностями произвольного переключения с одного вида деятельности на другой, ею была поставлена задача – ввести ребенка в увлекательный мир познания, не погашая детское любопытство, любознательность. Она старается создавать условия для того, чтобы ребёнок ощутил радость познания, открытия, радость бытия, учит детей видеть в обычном необычное, удивляться, помогать задумываться нал смыслом изученного. Инна Николаевна стимулирует понимание, почему интересно, способствует осознанию: «Мир вокруг меня удивителен!» В своё время Л. Фейербах писал: «То для чего открыто сердце, не может составлять секреты и для разума». Она поставила задачу, чтобы «открыть сердце ребёнку», пробудить у него желание усваивать новый материал, самостоятельно работать с ним, развивать познавательный интерес и навыки самостоятельного приобретения знаний.
Работая в школе, Инна Николаевна пришла к выводу о том, что главное дело – научить детей думать, мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Мышление и речь неразрывны. Свободно разговаривать на уроке – это хорошо. Но ведь цель – научить мыслить.
Как научить детей думать самостоятельно, творчески, работать по правилу: сначала думай, потом говори? Она начала формировать у своих учеников такой способ мышления, который назвала «внутренний монолог». Инна Николаевна вводит учащихся в мир родной речи с опорой на развитие интеллекта и эмоций, элементарных мировоззренческих представлений о природе, обществе и языке, на воспитание личности.
Формы уроков, повышающие учебную мотивацию.
Новые формы и методы уроков порождают и новые взаимоотношения –сотрудничество учеников и учителя. Инна Николаевна использует различные его формы: групповую, коллективную, парную работу, деловые игры, дискуссии. В процессе использования таких форм между учащимися возникают и укрепляются связи и отношения сотрудничества, взаимной помощи, взаимной ответственности. Учитель умеет установить с классом тесный контакт, достичь взаимопонимания. На её уроках нет скучающих лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки построены так, что позволяют детям почувствовать себя исследователями. И это благодаря той атмосфере сотрудничества, совместного поиска, в которую включаются на уроке дети вместе с учителем.
Уроки Инны Николаевны теоретико-познавательные, ориентированы на получение информации о взаимосвязи физического, психологического, социального и нравственного направлений, формируют устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Для учащихся Инны Николаевны каждый урок – это интересное открытие, увлекательное путешествие, наблюдение, неиссякаемая радость познания. Она строит свои уроки так, чтобы как можно полнее раскрыть способности каждого ученика, дать выход его фантазии, энергии, любознательности, формировать стойкий интерес к знаниям.
За годы работы она накопила богатейший раздаточный и яркий иллюстрированный материал. Всё систематизировала по классам, предметам, темам.
Создала неплохую базу по предметам: необходимое оборудование, материалы, карточки с разноуровневыми заданиями, таблицы, образцы работ, планы уроков с готовой наглядностью, трафаретами. Накопленный материал помогает ей поддерживать у детей интерес к учебным предметам, формировать учебную мотивацию, развивать орфографическую зоркость и речь учащихся, отрабатывать вычислительные навыки, выявлять причинно-следственные связи, снимать напряжение и усталость, делать уроки интересными, эмоциональными.
Психолого-практическая мотивация.
Успеха в учебно-воспитательном процессе Гончар И.Н. достигает четким планированием не только предстоящего урока, но и всей системы уроков и внеурочных мероприятий. Каждый урок начинается с психологического настроя на удачу, успех. В течение урока проводит тренинги на снятие умственного напряжения, в конце урока рефлексию собственной деятельности и активности детей.
Очень интересно проходят уроки литературного чтения, на которых идет воспитание больших чувств, глубины мысли, самостоятельных поисков, Вдумчивый подход учителя к работе с текстом на уроке чтения способствует успешному владению навыками чтения ( в её классе все ученики выполняют норму чтения), развитию красивой, логичной, правильной речи учащихся.
Урок чтения она начинает с подготовки речевого аппарата ребёнка к работе. Во время разминки отрабатывает чтение труднопроизносимых буквосочетаний, даёт установку на выразительное чтение. Часто включает упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, совершенствует дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе, например, в разминку входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слова по слоговой таблице, игровые приёмы: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена».
Во 2-м и 3-м классе предлагает детям успеть прочитать слово, словосочетание, которое довольно быстро показывает на полоске бумаги. Как правило, это группа слов, включающих определенную орфограмму. Для этого использует упражнения: «Бегущая лента», «Кто быстрее соберет пословицу», «Кто с большим количеством оттенков интонации сможет прочитать слово?»
Инна Николаевна стала глубже прорабатывать вопросы межпредметных связей на уроке чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии, что позволяет пробуждать у учащихся эмоциональную отзывчивость, воспитывать культуру чувств, нравственно обогащать личность ребёнка. При изучении тем, связанных с устным народным творчеством, при знакомстве с произведениями классиков русской и советской литературы на значительном большинстве уроков чтения она использует русские народные песни, наигрыши, музыкальные пьесы русских композиторов, применяет репродукции картин, изделий палехских мастеров, русских умельцев и так далее.
Учитель применяет и такие виды работ с текстом, как словесное рисование, подробный пересказ отдельных частей рассказа, и все это соединяет с выборочным чтением, чтением про себя, цепочкой и так далее. Игровые моменты, включенные в урок, также направлены на сочетание учебных задач с задачами эстетического воспитания. Творческое осмысление разных подходов, известных в методике, позволяет ей нетрадиционно строить свои занятия, учить младших школьников воспринимать художественное произведение во всем его разнообразии.
Необычны по построению и содержанию уроки окружающего мира. Располагая разнообразной научно-публицистической, художественной, энциклопедической литературой, наглядностью, она так продумает уроки, что они далеко выходят за рамки программы и успешно осваиваются детьми. На каждом уроке просматривается взаимосвязь природоведческих, естественнонаучных, экологических и краеведческих знаний. Большое внимание уделяется практическим работам: решению экологических задач, обсуждению ситуаций по выбору поведения в природной сфере, составлению опорных схем, алгоритмов наблюдения; вовлечению учащихся в ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования.
Применение информационно-коммуникационных технологий способствовало увеличению объема и плотности урока, повысило мотивацию учащихся, дало толчок к развитию творческих способностей детей. Ученики Гончар И.Н. являются постоянными призерами школьных и районных олимпиад, конкурсов. В школьной интеллектуальной игре «Умники и умницы» в 2012 году заняли призовые места.: Шугайло Кристина- по русскому языку (1 место), Тормосов Евгений – по математике (2 место), Зюзина Анастасия – по литературному чтению (1 место), Дмитриева Эльвира – по окружающему миру (2 место). Во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в 2013-2014 учебном году 5 человек удостоены звания лауреатов в различных номинациях. Коваленко Максим получил диплом 3-й степени в номинации «Литературное чтение» а учитель – свидетельство, подтверждающее высокий уровень подготовки призера Российского заочного конкурса «Познание и творчество". Во Всероссийской игре-конкурсе «Инфознайка – 2013» участвовали 4 человека. Высоцкая Светлана и Зюзина Анастасия набрали наибольшее количество баллов от 440 до 580. В 2011-2012 учебном году восемь человек удостоены звания лауреатов Всероссийского конкурса «Познание и творчество». Два ученика стали победителями первого (районного) и вышли во второй (краевой) тур VII Всероссийского интеллектуального Марафона учеников-занковцев: Тормосов Евгений и Федотов Виктор, Зюзина Анастасия и Савон Полина приняли участие во Всероссийском детском литературном конкурсе «Придумай сказку», посвященном 130-летию со дня рождения П.Бажова. Польская Елизавета стала победительницей школьного конкурса «Портфолио ученика».
Социальная мотивация.
Гончар И.Н. проводит большую воспитательную работу с классным коллективом, используя самые разнообразные формы, чтобы раскрыть индивидуальные и творческие способности ученика. Готовит детей к самостоятельной жизни, старается приобщить школьников к социальному опыту, культуре, формирует чувство самосознания, уважения к истории России. В её классе создана эффективная система внеклассной работы: праздники по знаменательным датам календаря, конкурсы, экскурсии, путешествия, классные часы, интеллектуальные игры, спортивные соревнования, театрализованные представления. Инна Николаевна часто организует поездки учащихся своего класса, например, в г. Ставрополь с посещением краеведческого музея, драматического театра; в г. Пятигорск к месту дуэли М.Ю. Лермонтова; в г. Кисловодск с экскурсиями по городу. Это формирует любовь к родному краю, расширяет знания о богатстве нашего края и воспитывает бережное отношение к природе, формирует коллективизм, дружбу.
Основным условием, которое позволяет поставить обучение и воспитание учащихся на высокий уровень, является создание дружеской, доверительной атмосферы между учащимися и учителем, друг с другом. Учитель относится к каждому ученику с большим пониманием и уважением, считая его личностью. Воспитанники Инны Николаевны отличаются добротой, уважительным отношением к старшим и младшим.
Гончар И.Н. тесно сотрудничает с Домом детского творчества, ЦДО, ДЮСШ, детской школой искусств, детской библиотекой. 92% детей охвачены дополнительным образованием.
Совместная работа приносит положительные результаты: Репин Данил занял 2 место в соревнованиях по общей физической подготовке при МО ДОД БДЮСШ. Копылова Анастасия, Головина Анастасия, Высоцкая Светлана награждены похвальными грамотами за отличные успехи в учебе хореографического отделения Детской школы искусств. Байрамов Фахраддин занял 2 и 3 место по карате-до. В соревнованиях по шахматам Бугров Вячеслав занял 3 место.
Гончар И.Н. творчески относится к выполнению профессиональных обязанностей: выступает на районных совещаниях, конференциях, делится опытом работы с молодыми специалистами школы и района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"
Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...
Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "
Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...
Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)
Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня....
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"
Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».
Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дь...
Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"
В работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные методы и приемы....