Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения.
статья (3 класс) на тему
Согласно исследованиям в последние годы возрастает количество детей-первоклассников, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. А за период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Одна из самых частых патологий среди школьников – это нарушение остроты зрения (30-40% учащихся). Детей с нарушением осанки встречается до 17%, с нервно-психическими заболеваниями – до 16%.
Так как большое количество времени дети проводят в школе, то их здоровьем должны заниматься и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 6»
Доклад на тему
Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения
Выполнила:
Тюменкова Надежда Олеговна
Учитель начальных классов
Педагогический стаж 12 лет, 1 категория.
Богородск – 2016
Содержание
1. Введение………………………………………………………………. 3
2. Внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего
обучения в учебный процесс……………………….…………………. 4
3. Заключение…………………………………………………………… 7
4. Список литературы………………………………………………….. 8
Введение
Согласно исследованиям в последние годы возрастает количество детей-первоклассников, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. А за период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Одна из самых частых патологий среди школьников – это нарушение остроты зрения (30-40% учащихся). Детей с нарушением осанки встречается до 17%, с нервно-психическими заболеваниями – до 16%.
Так как большое количество времени дети проводят в школе, то их здоровьем должны заниматься и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.
В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить:
• новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
• рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.
Один из эффективных способов сопровождения здоровья учащихся ОУ – реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Внедрение новых технологий и методик
здоровьесберегающего обучения в учебный процесс
Термин здоровьесберегающие технологии означает обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Это образовательные технологии, которые удовлетворяют основным критериям:
- Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,
- Что? — отбор и структура содержания,
- Как? — оптимальная организация учебного процесса,
- С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,
- Кто? — реальный уровень квалификации учителя.
- Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Выполняя те или иные способы и приемы преподавания, необходимо создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.
Во-первых, условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.
Во-вторых, создание благоприятного эмоционального климата, который сохраняется на протяжении дня.
Рассмотрим способы укрепления здоровья учащихся, применимые мной на уроках:
- Проведение физкультминуток как на уроках, так и на переменах.
Целесообразность в проведении физминуток неоднократно была доказана, они помогают преодолеть утомляемость учащихся на уроке. Работоспособность ребенка резко снижается, когда ребенок утомляется, а это происходит вследствие продолжительной и интенсивной работы. Ученые установили, что первоклассник внимателен на уроке в течении 15-20 мин. Работоспособность у него падает после 30-35 мин. непрерывных занятий. Интенсивность работы снижается на 37%, а качество на 50%. А 50% учащихся вообще начинают отвлекаться от работы. В целях восстановления работоспособности, снижения утомляемости ученика, необходим отдых, способный переключить учащихся на другие виды деятельности – физкультминутки. Именно они дают возможность повысить физическую, умственную, эмоциональную активность ученика, что немаловажно в учебном процессе.
- Гимнастика для глаз может быть разновидностью физкультминутки.
Основная нагрузка на уроках ложится на орган зрения. Доказано, что именно в процессе чтения и письма учащиеся пребывают в сенсорно-моторном, психо-эмоциональном и нервно-вегетативном напряжении. Это способствует возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушение осанки, сердечно-сосудистых, нервных расстройств. Поэтому очень важно применять гимнастику для глаз.
- Снятие внутреннего напряжения (перед контрольной или зачетом).
Можно предложить учащимся на доске или листе бумаги рисовать, чертить схемы, писать формулы и т.д.
- Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения.
Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
- Положительные эмоции на уроке могут достигаться с помощью следующих приемов:
- юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка;
- возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками;
- “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех;
- совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, эффективно на уроках рассматриваеть задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, процесс обучения становится интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.
Здоровьесберегающие технологии, которые используются на моих уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
Заключение
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В своей работе часто провожу физкультурные минутки – подвижные игры использование их зависит от специфики урока, где задействованы группы учащихся, а также гимнастику для глаз и рук. Разучивая и проводя с ребятами игры разных народов, не только решаем многие задачи по здоровьесберегающему обучению, но и приобщаем детей к национальной культуре.
Список литературы
- Коростелёв Н. Б. “50 уроков здоровья для маленьких и больших”. -Москва. “Детская литература”, 1991.
- Максиняева М. Д. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: Творческий центр, 2002.
- Энциклопедия “Все обо всем”.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
- Фурманов А.Г. оздоровительная физическая культура: Учеб.. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. – Мн., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья гражда...
Сказка на новый лад "Репка" (по здоровьесберегающим технологиям)
Постановка сказки осуществлялась на внеурочной занятости с обучающимися 1 классов...
Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...
Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе
В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе. На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для г...
Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения
Согласно исследованиям в последние годы возрастает количество детей-первоклассников, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. А за период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза. ...
Здоровьесберегающие технологии по методике Базарного
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни....
Новые технологии и лучшие традиции обучения: серия пособий для дошкольников
В начале февраля в легендарной серии обучающих пособий для развития ребенка и подготовки к школе выйдут новые книги. Проверенная на практике и показавшая свою эффективность методика, умело сочетающая ...