Проектная деятельность. Выбор темы
консультация на тему

ИЛЬИНА Людмила Борисовна

Определение понятий: тема, работа над темой, выбор темы. "Паутинка" темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost._vybor_temy.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выбор темы

ТЕМА – ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдений за познавательными потребностями и интересами детей и реализуемая через проекты. ( А.В.Горячев)

РАБОТА НАД ТЕМОЙ – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координированная учителем и реализуемая в проектах.

ВЫБОР ТЕМЫ -  организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является компромисс – тема, определяемая как интересами детей, так и возможностями учителя.

Тема может быть связана с различными учебными дисциплинами. Если детей увлекает работа над темой, то использование деталей изучаемой темы на уроках позволит повысить мотивацию обучения.

Тема и учебные дисциплины тесно связаны между собой. Тема проникает в уроки, растворяется в них, повышая интерес, мотивацию, объединяя этапы уроков в единое целое на основе  сюжета. Учебные дисциплины помогают полнее раскрыть тему.

Организуя работу над темой учителю важно выполнять следующие правила:

  1. Учитывать интересы детей.

«Навязанная» тема, какой бы важной она ни была, не даст желаемого результата. Вместо живого поиска ребёнок будет чувствовать, что его вовлекли в добровольно – обязательное мероприятие, и тогда не получится увлечь его  процессом исследования.

  1. Тема должна быть такой, чтобы работа выполнялась достаточно быстро.

Способность целенаправленно, долговременно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена. В первом классе работать над темой нужно не более 2 месяцев (одна четверть), а со второго класса работа может длиться в  течение учебного полугодия ( до четырёх месяцев).

  1. Тема должна быть оригинальной.

Важно нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

  1. Тема должна быть выполнима, а решение принесло бы конкретную пользу участникам.
  2. Тему надо выбирать быстро, пока сохраняется живой интерес.

Учитель должен уметь приводить ребёнка к той теме (идее), в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые знания, умения, навыки.

Когда ребёнок выбирает тему индивидуального проекта, педагогу необходимо привлечь добровольных помощников из числа родителей, специалистов в различных областях знаний или создать консультативный комитет, куда войдут учителя – предметники, родители, старшеклассники и др.

Выбору темы коллективного долгосрочного проекта может предшествовать:

  • Беседа
  • Экскурсия
  • Посещение музея, выставки
  • Просмотр фильма
  • Чтение книги
  • Презентация энциклопедии
  • Знакомство с интересными людьми
  • Рассказ учителя или ученика
  • Анкетирование с целью выявления интересов учащихся
  • Голосование по темам, предложенным учениками
  • Другое

После того, как тема будет выбрана, учитель сначала составляет «паутинку» темы, которая отражает связь выбранной детьми области знаний с другими учебными дисциплинами и внеклассной работой.

ТЕМА

Литература

Математика

Окружающий мир

Искусство

Спорт

Музыка

Внеклассная работа

Работа с родителями

Добровольные помощники

Рассмотрим пример того, как была выбрана второклассниками тема «Мир моря».

ВЫБОР ТЕМЫ

            После летних каникул ребята часто приносят в класс фото, сувениры, предметы, связанные с отдыхом на море. Дети много рассказывают о событиях, приключениях, впечатлениях, связанных с морем. В классе образовалась выставка сувениров с моря. Некоторые ребята захотели сделать с родителями газеты о летнем отдыхе на море, появился фотовернисаж. Когда встал вопрос о выборе темы проектной деятельности, многие ребята предложили продолжить работу по теме «Море».

Беседа:

           - Что бы вы хотели ещё узнать о море?

- Хотели бы знать, кто живёт в море, что они едят.

- Хотел бы узнать, как приспособились жить в солёной воде животные и растения.

- Хочу узнать интересное об акулах.

- Я люблю дельфинов, хочу узнать о них побольше.

           - Ребята, не все из вас бывали на море. Как быть тем, кто не видел моря?

- Давайте все вместе съездим в дельфинарий или океанариум в Москву.

После того, как тема была выбрана, учитель составляет список проектов по теме «Мир моря» в разных областях знаний.

ЛИТЕРАТУРА

      Книги о морях и океанах

  • Энциклопедии (выставка)
  • Художественная литература (конкурс отзывов)
  • Журналы (выставка)
  • Морские стихи (конкурс чтецов стихов о море)
  • Загадки о морских обитателях (викторина)
  • Конкурс отзывов о прочитанном

РУССКИЙ ЯЗЫК

     «Морское письмо 

  • «Морской словарик» (составление толкового словаря)
  • «Проба пера» (сочинения, рассказы, сказки, стихи)
  • «Морские книжки» (выставка книжек – самоделок)
  • «Морские ребусы» (конкурс ребусов)

МАТЕМАТИКА

          «Морской задачник»

  • «Морская математика» (поиск математических сведений о морских обитателях)
  • «Морские задачи» (составление задач об обитателях морей и океанов)
  • «Математический батискаф» (конкурс по решению морских задач)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

          «Морские новости»

  • Морские обитатели (самые – самые, удивительное рядом)
  • «А вы знаете, что…» (сообщения о подводном мире)
  • «Морские исследователи» (сведения о людях, изучающих море)

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ  (Изо, Технология)

          «Морской вернисаж»

  • Поделки на морскую тему (пластилин, глина, природный материал)
  • Рисунки маринистов (гуашь, акварель, тушь, пастель, восковые мелки)
  • Вернисаж (выставка морских рисунков)
  • Аппликации, оригами, коллажи (картон, бумага, фольга, ткань, песок)
  • «Морской конструктор» (коробки, бутылки, пластик, проволока)
  • Морские раскраски
  • Изготовление коллективного панно «Подводный мир»

МУЗЫКА

  • Песни о море («Буги – вуги «Осьминог»)
  • Музыка моря, шум моря
  • Музыкальные игры с морским содержанием

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Праздник «26 сентября – Всемирный день МОРЯ»
  • Просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций о море
  • «Музей морских сувениров» (фото, сувениры, игрушки, картинки)
  • Разучивание игр («Море волнуется раз…»), считалок
  • Фотогазета «Такое разное море», «Морские игры», «Морские истории»
  • Составление морских кроссвордов
  • Презентация портфолио участников проекта (выставка, защита)
  • Поездка в московский океанариум, дельфинарий
  • Интеллектуально – развлекательная игра для детей и родителей

           «Вопрос на засыпку»

На основе данного списка проектов составляется так называемая «паутинка» темы, которая отражает связь темы с разными предметными областями знаний, внеклассной работой и работой с родителями.

         Набор проектов является примерным. Ученики могут выбрать один или несколько проектов, участвовать индивидуально, парой или группой, может придумать свой проект, а также, следуя принципам организации проектной деятельности, может не участвовать ни в одном из предложенных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему"Тәкермән урамнары ни сөйли?"(на татарском языке)

Тәкермән авылының күренекле шәхесләре, тарихи вакыйгалары белән бәйле истәлекле урыннарны барлау, алар турында мәгълүмат туплау, аны билгеле бер системага салу;тарихи – истәлекле урыннарны карта...

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Социальный проект «Новогодняя мозаика» в рамках долгосрочной коллективной проектной деятельности по теме «Что такое Новый год? »

Долгосрочный проект учащихся начальной школы о традициях празднования Нового года. Содержит Цель, задачи в соответствии с ФГОС, матрицу проекта, план взаимодействия с обучающимися, информационные карт...

Проектная деятельность по теме "Музеи Москвы".Рабочая программа.

Рабочая программа и тематическое планирование по проектной деятельности....

Совместная проектная деятельность по теме: «С. В. Михалкову – 100 лет»

Материал для проведения мероприятия по проектной совместной деятельности к 100-летию С. Михалкова...

Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)

В  дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает  приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...