Метод проектов как инновационная педагогическая технология
статья по теме

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Каковы же особенности осуществления проекта в начальной школе? На этот вопрос нам и предстоит ответить.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Метод проектов56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов

как инновационная педагогическая технология

 

Учитель ГБОУ Лицей № 470:

 Альгпеус Евгения Викторовна

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

 - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

 - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

 - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

 - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то «эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути»1

Проектная деятельность подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт. 

Каковы же особенности осуществления проекта в начальной школе?

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

 - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

 - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

 - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

 - сформированность алгоритма сравнительного анализа;

 - умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

 - возможность выделять общий способ действий;

 - перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

 - обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

 - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Метод проектов можно использовать как в урочное, так и во внеурочное время.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

Таким образом, применяя метод проектов на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Литература:

  1. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).

Сайты:

  1. http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
  2. http://festival.1september.ru/articles/411473/ - Проектная деятельность в начальной школе

        

  1. http://www.rusedu.ru/detail_14183.html - Презентация «Метод проектов в начальной школе»
  2. http://festival.1september.ru/articles/511559/ - "Исследовательская работа в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...

Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.

Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проек...

Научная статья на тему: "Метод проектов как инновационная технология обучения на уроках окружающего мира"

Научная статья на тему: "Метод проектов как инновационная технология обучения на уроках окружающего мира"...

Проект«Проектирование инновационных педагогических технологий развития креативного мышления обучающихся»

собой комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общую жизненную позицию человека. Креативность – комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, которы...

Инновационные педагогические технологии. Проектно - исследовательская деятельность как одна из активных методов обучения в начальной школе.

Наиболее целесообразной, активной, развивающей формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта....

Сущность метода проектов как современной педагогической технологии

  Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию те...