Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.
статья (3 класс) на тему
Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации обучающихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 31
г. Ростова-на-Дону Золотухиной Нины Александровны
Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.
Социокультурные изменения в обществе и, в связи с этим , модернизация современного образования обуславливают сокращение границ использования репродуктивных видов деятельности в процессе образования, и диктует расширение инновационной активности обучающихся. Важнейшей задачей образовательной системы является формирование творческого , исследовательского потенциала личности. Важной гранью процесса познания является умение видеть новое и рассматривать возможные альтернативы .
В этой связи, обратимся к исследованиям проектной деятельности обучающихся. Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Он был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании . В педагогической концепции Дьюи, проект означает «обучение посредством деланья», формирование у воспитанника соответствующих практических навыков проектирования и решения жизненных проблем.
Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, возникнув из идеи свободного воспитания, метод проектов в настоящее время становится частью проективного образования. Смысл метода проектов заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. В истории развития метода проектов в России связаны с реализацией концепции «Единой трудовой школы» 20-х гг и разработкой метода проектов П.П.Блонским и апробаций его С.Т. Шацким который считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Проектное обучение создает условия для творческой самореализации обучающихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.
А.И. Савенков отмечает, что проект обучающегося включает следующие основные компоненты:
- определение потребностей: учащийся самостоятельно или совместно с учителем выявляет актуальную проблему, требующую разрешения;
- краткая формулировка задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;
- исследование и анализ: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;
- выработка требований: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;
- первоначальные идеи: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;
- выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование);
- изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;
- проверка и оценка: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.
Выполняя творческие проекты, учащиеся начальных классов овладевают основами проектирования, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Организуя учебное проектирование, учитель осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, для этого и используются различные по уровню сложности проектные задания.
В научной литературе выделяют различные типы учебных проектов, выполняемые младшими школьниками (см. рис.1).
Рис.1 Типы учебных проектов младших школьников.
И.И. Джужук, выполняемые школьниками проекты условно разделяет на виды, используя следующие критерии: по содержанию проекта - монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета); межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу); включенность проектов в учебные план - текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения); итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала); продолжительность выполнения проекта - мини-проекты, (несколько недель); средней продолжительности (несколько месяцев); долгосрочные (в течение года); количество участников проекта - коллективные, индивидуальные, групповые .
Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды. Умения работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.
Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности младших школьников, реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка) .
Организация обучения на основе метода проектов предполагает превращение обучающегося в субъект трудовой деятельности, каждый обучающийся становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит обучающимся, а выступает в качестве партнера. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность обучающимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
Понимание проекта как слияния теории и практики, заключающей в себе не только постановку умственной задачи, но и практическое выполнение ее направленное на становление субъектной позиции, позволяет выяснить специфику метода проектов, которая заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ученика с окружающим миром; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с учеником деятельности с опорой на собственный опыт учащегося.
И.И. Джужук на основе проведенного исследования дает такое определение метода проектов: «Объективный педагогический феномен, органично встроенный во все другие педагогические процессы; содержание и механизмы реализации личностно-ориентированного образования; научный подход и педагогическая система, обладающая свойствами опережения, комплекстности, интегративности, включающая дидактический способ преобразования логики учебного предмета в логику учебного процесса, выводящий деятельность учащихся на уровень гуманитарной культуры; модели личностно-утверждающих ситуаций свободного жизнепроявления и жизнетворчества личности» .
С учетом психологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста, проект направлен на процесс обоснованного, грамотного взаимодействия ученика с окружающей средой. Традиционный вариант деятельности учителя начальной школы и обучающегося в проектной деятельности (см. таб.3).
Таблица 3.
Структура деятельности учителя и обучающегося при использовании метода проектов
Обучающийся | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Использует известные способы поведения | Создает условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнер ученика |
Несет ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Результаты проведенного исследования О.П. Агафоновой подтверждают, что обучение с использованием метода проектов в начальной школе имеет целый ряд достоинств, среди них несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние (см. таб. 4).
Таблица 4.
Влияние проектной деятельности на развитие учебных умений и компетентностей младшего школьника
№ п\п | Группа умений и одноименная компетентность | Содержание умений и компетентности |
1 | исследовательские | генерировать идеи, выбирать лучшее решение |
2 | коммуникативные | сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы |
3 | оценочные | оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других |
4 | информационные | самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает |
5 | презентационные | выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности |
6 | рефлексивные | отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле |
7 | менеджерские | проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела |
В начальной школе обучающиеся уже вовлекаются в разработку, выполнение и презентацию проектов. В традиционном начальном обучении несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому это стимулирует силы и желание обучающегося работать над следующим проектом. Каждый проект вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может мысленно охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои возможности и составить план своей несложной работы.
Проекты обучающихся могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.
В младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок и личностных качеств, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Основной целью проектной деятельности младших школьников является оптимальное развитие личности каждого ученика, формирование у учащихся соответствующих качеств мышления. Задачи проектной деятельности преимуществено включают: формирование у младших школьников элементов научного мировоззрения; развитие абстрактного мышления и речи; воспитание патриотизма и гражданственности; уважение к культуре и истории своей страны; взаимодействие и взаимовыручку в коллективе; развитие исследовательских и творческих способности учеников, умение планировать свою работу; актуализацию знаний, умений и навыков; развитие взаимодействия между родителями и детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 1995. 31 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996, 344 с.
3. Башмаков А. И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика /Под ред. Ю. Г. Круглова. - М.: Ред.-изд. центр «Альфа», 2002.
4. Кравцов А.О. Воспитание творческих установок как составляющая проектной культуры субъектов образовательного процесса. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск
5. Круглова О.С. Технология проектного обучения \\ Завуч. № 6, 1999. С 90-94.
6. Соловьева Ю.А Формирование проектной культуры студентов: возможности технологии действием и проектной технологии. Гуманизация образования. 2009. № 6. С. 115-119.
7. Волков И.П Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990.
8. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112 с.
9. Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии, 1998, № 4.
10. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников// Начальная школа. 2006. № 1. С. 17-27.
11. Коваленко О.О.Проектная деятельность в работе с младшими школьниками \\Мир образования - образование в мире. 2007. № 3. С. 208-213.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в современной начальной школе
В последннее время информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную к...
Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе
Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ
проект в 3 классе по теме "Писахову-135 лет"...
Обобщение опыта работы "«Использование инновационных технологий обучения в начальном курсе математики»
Существует большое количество инновационных педагогических технологий, обеспечивающие решение задач обучения и развития личности учащихся. Использование инновационных технологий при изучении математик...
Научная статья на тему: "Метод проектов как инновационная технология обучения на уроках окружающего мира"
Научная статья на тему: "Метод проектов как инновационная технология обучения на уроках окружающего мира"...
Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе окружная конференция
Участие и представление опыта в Окружной научно – практической конференции «Проектно – исследовательская деятельность как средство реализации ФГОС», мастер – класс ...
Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.
Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе....