«Принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь»
статья на тему

Егоркина Галина Федоровна

В статье показаны принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ учащихся в рамках деятельности "Я-исследователь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

  «Принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь»

Цель:  продемонстрировать  принципы и методы  проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь».

Задачи:  

-  знакомство участников мастер - класса с программой внеурочной деятельности «Я - исследователь»;
- определение  принципов и методов проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ учащихся;
-    формирование ситуации успеха, рефлексии, установление контакта между мастером и участниками мастер-класса.        

Оснащение: проектор, компьютер, раздаточный материал,

        

                                    Уважаемые коллеги!

    На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с принципами и методами проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ в рамках деятельности «Я - исследователь».

Ход мастер – класса

  1. Презентация педагогического опыта

(Слайд 1) 

Тема: «Принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь»

(Слайд 2)         

      Формирование исследовательской культуры учащихся, развитие творческих начал личности школьников, навыков проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности современной школы. В условиях внедрения в школу ФГОС реализуется программа внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся  не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

    Обучение младших школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектных работ, в нашей школе происходит через внеурочную деятельность по программе «Я - исследователь» доктора педагогических и психологических наук Александра Ильича Савенкова.

 

 (Слайд 3)         

      Цель программы:  трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

(Слайд 4)  

        Задачи программы:  

-развивать познавательные потребности познавательные способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

(Слайд 5) 

        Основные принципы реализации программы, которыми я  руководствуюсь при  организации проектно-исследовательской деятельности учащихся:

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип научности

Осуществление деятельности на научной основе.

Принцип доступности и добровольности

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей не всех этапах проектно- исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности 

Оценка успешности ученика должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

 (Слайд 6) 

     Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы: 

  1. Подпрограмма «тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  1. Подпрограмма «исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.  Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

3.Подпрограмма «мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).  Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

 (Слайд 7)

Этапы занятия :

1.Выбор темы исследования. Выдвижение гипотез.

2. Поиск вариантов решения и сбор информации.

3. Обобщение полученных знаний и подготовка к представлению результатов (обмен информацией).

4.  Защита результатов исследования и применение знаний.

(Слайд 8) 

    Остановлюсь на содержании занятий по программе «Я – исследователь».

В первом классе занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются только со второй четверти. Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена.

      Уже на первом занятии я знакомлю первоклассников с понятием «исследование» и методами исследования.

1.«Подумать самостоятельно».

2. «Спросить у другого человека (у специалиста)»

3. «Узнать из книг»

4. «Посмотреть в Интернете»

5. «Понаблюдать».

6. «Провести эксперимент»

На тренировочных занятия по методике проведения самостоятельных исследований  знакомлю детей с общей схемой исследовательской деятельности с использованием этих методов исследования.

     Когда каждый ребёнок запомнил  общий план действий при проведении самостоятельных исследований, перехожу к другому варианту организации этой работы - самостоятельной исследовательской практике учащихся. На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все учащиеся. В ходе проведения мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях.  

(Слайд 9) 

     Как проанализировать  и обобщить полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить? Оформлять работу учащимся в начальных классах помогают родители. Главный принцип оформления самостоятельного исследования - творческий подход.

     Виды оформления проектно- исследовательских работ:

 рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач), газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д.

   

3. Имитационная игра

(Слайд 10) 

Уважаемые коллеги! Попрошу вас побыть учениками 2 класса на внеурочном занятии по программе «Я - исследователь». Занятие проводится в подпрограмме  «исследовательская практика».

Тема занятия.   Исследование по теме:

«Лягушка и жаба: похожие, но разные»

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

- расширить знания о  животных (жабе и лягушке)
- формировать умения использовать различные методы исследования;

- развивать умение четко и ясно излагать свои мысли;

- формировать умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы.

- развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;

 - развивать у детей умение работать с различными источниками информации;

- развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.

Оборудование: выставка проектно-исследовательских работ учащихся, детские энциклопедии, памятки «Принципы исследования»,  «Методы исследования», «Правила дружной работы», материалы сети Интернет.

Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Познавательные УУД: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные УУД:  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- На уроке окружающего мира при изучении темы «Какие бывают животные» мы узнали, что есть животные, которые могут жить и на суше, и в воде. Как называется такая группа животных? (земноводные)

Наше исследование будет о земноводных.

- Уважаемые коллеги!  На данном этапе реализуется принцип системности (связь внеурочной деятельности с учебным процессом).

ΙΙ. Определение темы  и цели  занятия.

-А о каких животных мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Та певунья у ручья распевала до утра.

 Как замолкла - в воду скок, поплыла - и на песок.

                             (Лягушка)

Скользкие, холодные,

Эти земноводные,

В бородавочках спина,

Ядовитая она!

                               (Жаба)

Тема нашего исследования: «Лягушка и жаба:…

-Посмотрите на фотографии. Похожи лягушка и жаба друг на друга?  Какие предположения вы можете выдвинуть?

Продолжим формулировку темы: «Лягушка и жаба: похожие, но разные»

- Определите цель нашего исследования. (Выяснить сходство и различие лягушки и жабы)

Просмотр презентации «Лягушки и жабы»

ΙΙΙ. Работа в группах.  Самостоятельная исследовательская деятельность.

-Распределимся по группам.

1 группа изучает, чем похожи лягушки и жабы.

2 группа – различие между лягушкой и жабой.

3 группа – сходство и различие между лягушкой и жабой

- Уважаемые коллеги!  На этом этапе действует принцип доступности и добровольности. Задания группам  распределяю с учетом индивидуальных особенностей детей.  У учащихся  есть возможность самим выбирать задания по уровням  сложности.

-Перед вами памятки «Методы исследования».

 -Выберите метод, с которого вы начнёте своё исследование. (Подумать)

- Запишите на листочке, что вы знаете об этих животных.

(Я знаю, что … )

- Какие методы вы дальше  будете использовать в своём исследовании? (Прочитать в книге, посмотреть в Интернете).

- Для подготовки ответов используйте материал, который         взят из сети Интернет и познавательных книг – энциклопедий.

- Командиры групп, получите задания.

( Каждая группа получает задания и материал для подготовки ответов.)

Самостоятельная работа в группах. В течение самостоятельной работы групп учитель проводит текущий инструктаж.

Задание группы 1

Установите черты сходства лягушки и жабы.

 Работайте по плану:

  1. Чем покрыто тело?
  2. Где обитают ?
  3. Как размножаются?
  4. Чем питаются?

Задание группы 2

Чем отличаются лягушка и жаба?

Установите черты отличия жабы и лягушки по плану:

  1. Где        живут жаба и лягушка?
  2. Размеры тела (крупнее, мельче).

3. Поверхность тела (гладкая, бугристая).

4. Наличие зубов.

Задание группы 3

Сравнение лягушки и жабы.

Сравните лягушку и жабу по плану:

  1. Форма головы (заостренная, более округлая).
  2. Размеры конечностей.
  3. Как передвигаются?
  4. Когда охотятся?

  - Уважаемые коллеги!  Исследовательская деятельность осуществляется на научной основе (принцип научности).

ΙV. Отчёт о работе групп.

V. Подведение итога занятия. Рефлексия.

- Наше исследование подходит к концу. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

- Какие методы исследовательской деятельности вы использовали?

- Могли бы вы использовать метод наблюдения? При каких условиях?

- На следующем занятии вы будете оформлять свою исследовательскую работу. Подумайте, в какой форме она может быть представлена.

- Какие вопросы у вас возникли в ходе исследования по теме «Лягушки и жабы: похожие, но разные»?  Что не получилось? Что ещё  вы хотели бы узнать о лягушках и жабах? Это может стать темой вашего самостоятельного исследования.

 На данном этапе работает принцип обратной связи. Совместно с учащимися обсуждается, что получилось и что не получилось, выслушивается  их мнение, определяется их настроение и перспектива.

V. Моделирование.

  - Уважаемые коллеги!   Вы увидели, какие методы исследования применяются на внеурочном занятии по программе «Я - исследователь в ходе самостоятельной исследовательской работы. Итогом кропотливой и длительной работы по формированию исследовательских навыков учащихся  является участие в конкурсе проектных и исследовательских работ «Я – исследователь». Мои ученики неоднократно занимали призовые места в этом конкурсе. Предлагаю вам просмотреть их исследовательские работы и определить, какие методы исследования применяли  юные исследователи.

VΙ. Заключительный этап мастер - класса.  Рефлексия.

  - Уважаемые коллеги!   Предлагаю вам высказать свои замечания, пожелания, записав их на листочках. Листочки прикрепите на дерево знаний.

Литература:

1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во  «Фёдоров», 2010.

2.Савенков А.И. Я - исследователь //Тетрадь для учеников начальной школы

3.Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и д...

Положениео проведении городской конференции по проектно-исследовательской деятельности

Положение о проведении городской конференции по проектно-исследовательской деятельности «Я исследую мир». Указаны цели, участники,критерии оценивания, этапы проведения конференции и подведение и...

Методические рекомендации по самостоятельной и практической работы обучающихся по МДК 01.10 Изобразительное искусство с методикой

Раздел 2. Работа с бросовым материалом.Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».Рекомендации направлены на организацию самосто...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной  деятельности по русскому языку в начальной школе....

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...