«Принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь»
статья на тему
В статье показаны принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ учащихся в рамках деятельности "Я-исследователь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_printsipy_i_metody_provedeniya_i_oformleniya_sam._proektno-issledov._rabot.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь»
Цель: продемонстрировать принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь».
Задачи:
- знакомство участников мастер - класса с программой внеурочной деятельности «Я - исследователь»;
- определение принципов и методов проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ учащихся;
- формирование ситуации успеха, рефлексии, установление контакта между мастером и участниками мастер-класса.
Оснащение: проектор, компьютер, раздаточный материал,
Уважаемые коллеги!
На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с принципами и методами проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ в рамках деятельности «Я - исследователь».
Ход мастер – класса
- Презентация педагогического опыта
(Слайд 1)
Тема: «Принципы и методы проведения и оформления самостоятельных проектно-исследовательских работ обучающихся в рамках деятельности «Я - исследователь»
(Слайд 2)
Формирование исследовательской культуры учащихся, развитие творческих начал личности школьников, навыков проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности современной школы. В условиях внедрения в школу ФГОС реализуется программа внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Обучение младших школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектных работ, в нашей школе происходит через внеурочную деятельность по программе «Я - исследователь» доктора педагогических и психологических наук Александра Ильича Савенкова.
(Слайд 3)
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
(Слайд 4)
Задачи программы:
-развивать познавательные потребности познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
(Слайд 5)
Основные принципы реализации программы, которыми я руководствуюсь при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся:
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип научности
Осуществление деятельности на научной основе.
Принцип доступности и добровольности
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей не всех этапах проектно- исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
Оценка успешности ученика должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
(Слайд 6)
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- Подпрограмма «тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- Подпрограмма «исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
3.Подпрограмма «мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
(Слайд 7)
Этапы занятия :
1.Выбор темы исследования. Выдвижение гипотез.
2. Поиск вариантов решения и сбор информации.
3. Обобщение полученных знаний и подготовка к представлению результатов (обмен информацией).
4. Защита результатов исследования и применение знаний.
(Слайд 8)
Остановлюсь на содержании занятий по программе «Я – исследователь».
В первом классе занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются только со второй четверти. Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена.
Уже на первом занятии я знакомлю первоклассников с понятием «исследование» и методами исследования.
1.«Подумать самостоятельно».
2. «Спросить у другого человека (у специалиста)»
3. «Узнать из книг»
4. «Посмотреть в Интернете»
5. «Понаблюдать».
6. «Провести эксперимент»
На тренировочных занятия по методике проведения самостоятельных исследований знакомлю детей с общей схемой исследовательской деятельности с использованием этих методов исследования.
Когда каждый ребёнок запомнил общий план действий при проведении самостоятельных исследований, перехожу к другому варианту организации этой работы - самостоятельной исследовательской практике учащихся. На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все учащиеся. В ходе проведения мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях.
(Слайд 9)
Как проанализировать и обобщить полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить? Оформлять работу учащимся в начальных классах помогают родители. Главный принцип оформления самостоятельного исследования - творческий подход.
Виды оформления проектно- исследовательских работ:
рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач), газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д.
3. Имитационная игра
(Слайд 10)
Уважаемые коллеги! Попрошу вас побыть учениками 2 класса на внеурочном занятии по программе «Я - исследователь». Занятие проводится в подпрограмме «исследовательская практика».
Тема занятия. Исследование по теме:
«Лягушка и жаба: похожие, но разные»
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
- расширить знания о животных (жабе и лягушке)
- формировать умения использовать различные методы исследования;
- развивать умение четко и ясно излагать свои мысли;
- формировать умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы.
- развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;
- развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
- развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Оборудование: выставка проектно-исследовательских работ учащихся, детские энциклопедии, памятки «Принципы исследования», «Методы исследования», «Правила дружной работы», материалы сети Интернет.
Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.
Ход занятия
- Организационный момент.
- На уроке окружающего мира при изучении темы «Какие бывают животные» мы узнали, что есть животные, которые могут жить и на суше, и в воде. Как называется такая группа животных? (земноводные)
Наше исследование будет о земноводных.
- Уважаемые коллеги! На данном этапе реализуется принцип системности (связь внеурочной деятельности с учебным процессом).
ΙΙ. Определение темы и цели занятия.
-А о каких животных мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Та певунья у ручья распевала до утра.
Как замолкла - в воду скок, поплыла - и на песок.
(Лягушка)
Скользкие, холодные,
Эти земноводные,
В бородавочках спина,
Ядовитая она!
(Жаба)
Тема нашего исследования: «Лягушка и жаба:…
-Посмотрите на фотографии. Похожи лягушка и жаба друг на друга? Какие предположения вы можете выдвинуть?
Продолжим формулировку темы: «Лягушка и жаба: похожие, но разные»
- Определите цель нашего исследования. (Выяснить сходство и различие лягушки и жабы)
Просмотр презентации «Лягушки и жабы»
ΙΙΙ. Работа в группах. Самостоятельная исследовательская деятельность.
-Распределимся по группам.
1 группа изучает, чем похожи лягушки и жабы.
2 группа – различие между лягушкой и жабой.
3 группа – сходство и различие между лягушкой и жабой
- Уважаемые коллеги! На этом этапе действует принцип доступности и добровольности. Задания группам распределяю с учетом индивидуальных особенностей детей. У учащихся есть возможность самим выбирать задания по уровням сложности.
-Перед вами памятки «Методы исследования».
-Выберите метод, с которого вы начнёте своё исследование. (Подумать)
- Запишите на листочке, что вы знаете об этих животных.
(Я знаю, что … )
- Какие методы вы дальше будете использовать в своём исследовании? (Прочитать в книге, посмотреть в Интернете).
- Для подготовки ответов используйте материал, который взят из сети Интернет и познавательных книг – энциклопедий.
- Командиры групп, получите задания.
( Каждая группа получает задания и материал для подготовки ответов.)
Самостоятельная работа в группах. В течение самостоятельной работы групп учитель проводит текущий инструктаж.
Задание группы 1
Установите черты сходства лягушки и жабы.
Работайте по плану:
- Чем покрыто тело?
- Где обитают ?
- Как размножаются?
- Чем питаются?
Задание группы 2
Чем отличаются лягушка и жаба?
Установите черты отличия жабы и лягушки по плану:
- Где живут жаба и лягушка?
- Размеры тела (крупнее, мельче).
3. Поверхность тела (гладкая, бугристая).
4. Наличие зубов.
Задание группы 3
Сравнение лягушки и жабы.
Сравните лягушку и жабу по плану:
- Форма головы (заостренная, более округлая).
- Размеры конечностей.
- Как передвигаются?
- Когда охотятся?
- Уважаемые коллеги! Исследовательская деятельность осуществляется на научной основе (принцип научности).
ΙV. Отчёт о работе групп.
V. Подведение итога занятия. Рефлексия.
- Наше исследование подходит к концу. Подтвердилась ли ваша гипотеза?
- Какие методы исследовательской деятельности вы использовали?
- Могли бы вы использовать метод наблюдения? При каких условиях?
- На следующем занятии вы будете оформлять свою исследовательскую работу. Подумайте, в какой форме она может быть представлена.
- Какие вопросы у вас возникли в ходе исследования по теме «Лягушки и жабы: похожие, но разные»? Что не получилось? Что ещё вы хотели бы узнать о лягушках и жабах? Это может стать темой вашего самостоятельного исследования.
На данном этапе работает принцип обратной связи. Совместно с учащимися обсуждается, что получилось и что не получилось, выслушивается их мнение, определяется их настроение и перспектива.
V. Моделирование.
- Уважаемые коллеги! Вы увидели, какие методы исследования применяются на внеурочном занятии по программе «Я - исследователь в ходе самостоятельной исследовательской работы. Итогом кропотливой и длительной работы по формированию исследовательских навыков учащихся является участие в конкурсе проектных и исследовательских работ «Я – исследователь». Мои ученики неоднократно занимали призовые места в этом конкурсе. Предлагаю вам просмотреть их исследовательские работы и определить, какие методы исследования применяли юные исследователи.
VΙ. Заключительный этап мастер - класса. Рефлексия.
- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам высказать свои замечания, пожелания, записав их на листочках. Листочки прикрепите на дерево знаний.
Литература:
1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Фёдоров», 2010.
2.Савенков А.И. Я - исследователь //Тетрадь для учеников начальной школы
3.Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и д...
Положениео проведении городской конференции по проектно-исследовательской деятельности
Положение о проведении городской конференции по проектно-исследовательской деятельности «Я исследую мир». Указаны цели, участники,критерии оценивания, этапы проведения конференции и подведение и...
Методические рекомендации по самостоятельной и практической работы обучающихся по МДК 01.10 Изобразительное искусство с методикой
Раздел 2. Работа с бросовым материалом.Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».Рекомендации направлены на организацию самосто...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе....
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...