Виды и формы самооценочной деятельности в 1-м классе. Опыт использования.
статья (1 класс) на тему

Королюк Галина Владимировна

Надеюсь, что эта статья поможет коллегам в вопросе вынесенном в заглавие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_vidy_samootsenochnoy_deyatelnost1.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и виды самооценочной деятельности, 

Опыт использования в 1-м классе общеобразовательной школы. 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования поставил новые задачи перед педагогами. В контексте формирования самостоятельно и творчески мыслящей личности ребенка одна из важнейших задач - формирование у ученика навыка самооценочной деятельности.  «В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется: …формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;» [ 1, с. 4, п. 8]

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в разделе метапредметных результатов сказано следующее: « метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:… 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; [ 1, с. 4, п. 6]

В нашем учебном заведении в начальной школе используется УМК «Школа России». В программах по предметам, созданных на основе Примерных программ, также отражена  необходимость формирования навыка самооценочной деятельности. Так на примере рабочей программы по математике, в пояснительной записке мы видим: «Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.» [3] В разделе «Личностных результатов» УУД зафиксировано: «у учащегося будут сформированы:…понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого…Учащийся получит возможность для формирования:….способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.»[3]

В разделе «Метапредметных результатов», к регулятивным УУД отнесена  возможность учащимися научиться: «…фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.» [3] И в подразделе «Коммуникативных результатов» мы видим, что учащийся должен будет научиться «…осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.» [3] В предметных результатах изучения курса «Математика» указаны следующие регулятивные УУД: «…учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.» [3]

В первом классе ведётся безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Учитель может использовать только словесную оценку, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы, но не может использовать в качестве оценки любую знаковую символику. Вместо бальных отметок допускается использование только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. Исходя из всего вышеизложенного задача обучения самооцениванию становиться в 1-м классе одной из самых актуальных.

Свой опыт в этом вопросе я и излагаю в данной статье.  

С начала учебного года первоклассники приучались анализировать результаты своего труда. В прописях по русскому языку они подчеркивали красным карандашом наиболее правильно и красиво написанные буквы, затем слова. По математике они делали тоже самое с цифрами во время их изучения. Затем дети научились проверять работы друг друга и также подчеркивать лучшие буквы, цифры, слова в тетради соседа по парте, но уже карандашом синего цвета.  Мы также использовали следующие условные оценочные обозначения: «!»- «я все сделал хорошо», «!!»- «я все сделал очень хорошо», «!!!» -  «я все сделал замечательно (превосходно)», «?» - «у меня не получилось, я не понял».   

В своем классе я столкнулась с активной позицией родителей, как соучастников образовательного процесса. На родительском собрании они выразили настойчивое пожелание объективного оценивания результатов обучения своих детей. Используемый «Алгоритм самооценки», состоящий из 4 вопросов (

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, решение задачи, выполнение задания) или «-» ( задача не решена, задание не выполнено)) им казался недостаточным.

Вскоре мы ввели дифференцирование самооценки, с учетом пожеланий родителей и требований ФГОС, по рекомендации Ю.И. Глаголевой, зав. кафедрой нач. образования АППО. С октября во всех тетрадях, на полях, дети стали рисовать две вертикальные шкалы, разделенные по середине. Одна обозначала правильность выполнения задания, другая аккуратность. В конце урока дети оценивают свою работу в тетради синим карандашом на шкалах, чем выше они себя оценивают, тем выше будет отметка на шкале. После проверки тетрадей я на тех же шкалах выставляю свою отметку красной ручкой (карандашом). Когда дети получают тетради обратно, они имеют возможность еще раз проанализировать свою работу.   

На уроках математики и окр. мира мы использовали сигнальные карточки-«Светофор», но они у нас не «прижились». Детям предоставляется право проверять матем. раскраски других детей, если их собственная работа выполнена без ошибок. В случае нахождения ошибки, ребенок ставит «-», также делает др. замечания.    

По окр. миру, после выполнения тестовых работ и коллективной проверки, дети самостоятельно подсчитывают количество правильных ответов и ,в зависимости от этого, выставляют себе бальную оценку.   

Во 2-й четверти помимо шкал, мы ввели следующее условное обозначение для самооценки усвоения изучаемого материала: если ребенку все понятно, он рисует зеленый смайлик, если не все – желтый, если много чего непонятно – красный .   

 С 3-й четверти было введена самооценка настроения (самочувствия) ребенка: «солнышко» -хорошее, «солнышко с тучкой» -не очень хорошее, «тучка» - плохое, «тучка с дождиком» -очень плохое.   

Детям справившимся с заданием на уроке, после проверки учителя, предоставляется право подойти и проверить работу одноклассников и(или) помочь им.  

Детям предоставляется право оценить лучшую работу на уроке одноклассников, объединений одноклассников ( «Какой ряд лучше прочитал текст?», «Кто лучше рассказал стихотворение?» );  выбрать лучшие рисунки, поделки и объяснить, почему они так считают. И обратно, дети анализируют почему «здесь ошибка», что и как нужно исправить.  

В конце уроков я использую вопросы (рефлексия), например: «Что вы узнали нового?», «Что запомнили?», «Что вызвало затруднения?», «Над чем надо поработать?» , «Что не получилось?», «Что понравилось?», «Кто хорошо работал на уроке?»…  

  

   

Во 2 полугодии мы не только продолжили использовать многие формы и виды самооценочной деятельности, которые использовали в 1-м полугодии, но и ввели новые. К прежде использованным отнесем подчеркивание карандашом наиболее правильно и красиво написанных букв, соединений букв. По математике тоже самое дети делали с цифрами во время отработки правильности их написания в начале классной работы. При отработке правильности соединения букв, детей работающих у доски проверяли остальные ученики класса, комментируя их работу и резюмируя. Дети, наиболее быстро и правильно выполнившие задания в тетради и по русскому языку, и по математике, после моей проверки, получали звание «эксперта» и право проверять остальных учеников и помогать им в случае затруднения перед сдачей тетрадей на проверку. Это право они получали на 1 урок.   

С большим энтузиазмом дети, у которых были правильно выполнены математические раскраски, проверяли работы других детей. В случае обнаружения ошибки, ставили «-» и «V», в том фрагменте, где допущена ошибка. Дети не удовлетворились только оцениванием правильности, по своей инициативе и по согласованию со мной они стали оценивать и аккуратность (качество) выполнения работы.   

После выполнения большинства классных работ, дети, как было заведено в 1-м полугодии, рисовали на полях две оценочные шкалы, обозначающие правильность и аккуратность. Новшеством 2-го полугодия стала взаимопроверка друг друга и оценка друг друга на этих шкалах (в тетради соседа). Оценку себя на шкале ребенок делал синим цветом (как и в 1-м полугодии), а оценивание соседа – зеленым. Также зеленым цветом ребенок мог исправить в тетради соседа ошибки. Мы сохранили правило: чем выше дети оценивают работу, тем выше будет отметка на шкале. После взаимопроверки детьми тетрадей я на тех же шкалах выставляю свою отметку красной ручкой (карандашом). Когда дети получают тетради обратно, они имеют возможность еще раз проанализировать свою работу.    

Также мы сохранили «светофор», обозначающий у нас самооценку усвоения изучаемого материала: если ребенку все понятно, он рисует зеленый смайлик, если не все – желтый, если «много чего» непонятно – красный. Некоторые дети творчески подошли к этому виду оценивания и «светофоры» у них превратились в смайлики, отражающие настроение ребенка. Мы сохранили и самооценку психо- физического состояния ребенка: «солнышко» -хорошее, «солнышко с тучкой» -не очень хорошее, «тучка» - плохое, «тучка с дождиком» -очень плохое. Дети и в этом проявили свое творчество: некоторые «солнышки» улыбаются, а из некоторых туч мечутся молнии и т.п..  В конце уроков я также использовала вопросы (рефлексия), например: «Что вы узнали нового?», «Что запомнили?», «Что вызвало затруднения?», «Над чем надо поработать?» , «Что не получилось?», «Что понравилось?», «Кто хорошо работал на уроке?»…   

 По «Окр. миру», после выполнения тестовых работ и коллективной проверки, дети самостоятельно подсчитывают количество правильных ответов и ,в зависимости от этого, выставляют себе бальную оценку. Детям предоставляется право оценить лучшую работу на уроке одноклассников, объединений одноклассников ( «Какой ряд лучше прочитал текст?», «Кто лучше рассказал стихотворение?» ); выбрать лучшие рисунки, поделки и объяснить, почему они так считают. И обратно: дети анализируют причины ошибки, решают, что и как нужно исправить.  

  

В заключение, я хочу сказать, что систематическое использование самооценочной деятельности  сделало детей более ответственными и увлеченными образовательным процессом. Использование выше изложенных приемов позволяет детям чувствовать себя субъектом образовательного процесса, подготавливает их к введению бальной оценки во 2-м классе. К своим недоработкам я отношу отсутствие единых оценочных листов (заполняемых самими детьми), которые имело бы смысл использовать по каждому предмету в конце каждой четверти и учебного года.

  

 

Список использованной литературы:

1.  Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 400 с. — (Стандарты второго поколения).

3. Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 «А» класса на 2015-2016 уч. год ГБОУ СОШ № 376 Московского района г.СПб.

4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 «А» класса на 2015-2016 уч. год ГБОУ СОШ № 376 Московского района г.СПб.

5. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 «А» класса на 2015-2016 уч. год ГБОУ СОШ № 376 Московского района г.СПб.

6. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 «А» класса на 2015-2016 уч. год ГБОУ СОШ № 376 Московского района г.СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Виды и формы воспитательной деятельности

Формы внеклассной работы с младшими школьниками по формированию нравственности(Систематизировала материал. Надеюсь, кому то пригодится в работе)...

«Формы внеурочной деятельности. Опыт работы. Проблемы и пути их решения»

При организации внеурочной деятельности школьни­ков педагогу необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет мес­то серьёзная путаниц...

Приемы самооценочной деятельности учащихся начальной школы

В этой статье представлены различные приемы самооценочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Мой опыт использования разнообразных форм работы с родителями

Анкетирование родителей с целью выявления элементов агрессивного отношения и жестокого обращения со своим ребёнкам. Проведение классного всеобуча....

Виды и формы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

В статье представлены формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, описано, что может включать в себя внеурочная деятельность, представлены формы и методы воспи...