Виды и формы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
В статье представлены формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, описано, что может включать в себя внеурочная деятельность, представлены формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_formy_vneurochnoy_deyatelnosti_po_sportivno.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и формы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
Представим формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
В школе в первой половине учебного дня: утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры .
В школе во второй половине учебного дня: прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.
В семье во второй половине учебного дня, в выходные: прогулки, совместно с взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.
В учреждениях дополнительного образования во второй половине учебного дня, в выходные: детские спортивные секции и школы.
В школьных оздоровительных лагерях: разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе .
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Представим также формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы внеурочной деятельности. К нетрадиционным формам относятся игры занимающие длительное время подготовки для учителя, например игра по станциям. К традиционным формам относятся различные игры не занимающие длительного времени, эстафеты, беседы, праздники, соревнования и ниже перечисленное.
Методы формирования сознания:
- Беседы с классом или индивидуально;
- Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;
- Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;
- Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;
- Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;
- Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
Методы стимулирования поведения и деятельности:
- поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;
- наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.
Метод проектов:
- Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);
- Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Существуют различные досуговые формы и методы спортивно-оздоровительных занятий: праздники и соревнования, игры по станциям, Веселые старты и т.д. В сущности данных форм лежит игровое содержание. Игра для детей это способ развлечения, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.
Абсолютно беспроигрышным вариантом для младших школьников в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни является форма игры по станциям.
Игра по станциям — это удобная педагогическая находка, позволяющая в динамичном ритме проверить знания детей и уровень их общего физического и умственного развития. Участники работают в командах с выбранным капитаном, их задача — ответить на поставленный вопрос, получить отметку в маршрутном листе об успешном завершении этапа от ответственного за станцию лица и двигаться к следующему пункту назначения. Учитель или воспитатель (если речь идёт о летнем или пришкольном лагере) должен следить за тем, как команды работают и все ли участники соблюдают дисциплину (особенно когда соревнуется больше 3 команд). Школьники обсуждают задание Игр по станциям заставляет детей критически осмысливать как уже известную, так и новую информацию.
Цели игры, как и всего образовательного процесса, составляют триединую комбинацию:
- учебные (ребята пробуют на практике применять свои знания, повторяют в занимательной форме уже изученное);
- развивающие (школьники учатся быстро реагировать в нестандартных ситуациях, критически осмысливать полученную информацию, задействовать наглядно-образное мышление, а также применять физическую силу);
- воспитательные (дети привыкают работать в коллективе, стараются поддерживать друг друга в сложных ситуациях, развивают в себе толерантность к многообразной действительности).
Как правило, в игре участвует минимум 3 команды. В противном случае тот самый соревновательный дух не будет сильным настолько, чтобы заинтересовать учеников младших классов.
Варианты мероприятия.
Соревнование можно проводить в любом детском коллективе. Но если речь идёт об организации состязания среди учащихся младших классов, то наиболее интересны и оправданы (с точки зрения достижения поставленных целей) такие типы игры «По станциям»:
- общешкольный — мероприятие, приуроченное к какому-то торжественному поводу: например, ко Дню города можно провести игру с вопросами, связанными с историей населённого пункта;
- предметный — соревнование, посвящённое отдельным дисциплинам (обычно проводится в рамках предметной недели, в этом случае задания должны быть из разряда «А знаете ли вы…?»);
- экологический — такая игра может проводиться не только в рамках изучения курса окружающего мира или экологии, но и как отдельный вид работы в течение всего года над вопросами здорового образа жизни;
- юмористический — мероприятие представляет своего рода КВН или популярные когда-то соревнования «А ну-ка, мальчики/девочки!».
Игра может также включать общественно-полезный труд, что особенно актуально в период проведения городских субботников Все эти типы игры можно проводить не только в школе, но и в оздоровительном лагере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Здоровейка»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению спортивный час "Юный спортсмен" для учащихся 1-4 классов (учитель физической культуры Соловьева Елена Владимировна).
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (спортивный час «Юный спортсмен») для учащихся 1-4 классов разработана на основе Комплексной...
ПРОГРАММА Внеурочной деятельности Чемпион Спортивно-оздоровительной направленности направление
для учащихся начальных классов...