Системно-деятельностный подход - основа реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему
Заседание тематического педагогического совета. Актуальность данной тематики обусловлена внедрением ФГОС в основной и начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_-_osnova_realizatsii_fgos.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе
как основа реализации ФГОС
Цель: Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.
Повестка педсовета:
1. Основные идеи системно-деятельностного подхода в обучении.
2. Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
3. Из опыта работы
Ход заседания педсовета:
Одна китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. Сегодня мы будем слушать, смотреть и делать.
Задание учителям: нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (отвечает на вопросы, рассматривает схему, читает учебник…). Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности на ваших уроках. Соедините эти точки. Что у вас получилось? Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Почему? Так вот, ФГОС, а в том числе и применение системно-деятельностного подхода к обучению, помогают нам выровнять это колесо.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. По результатам посещения открытых уроков, которые проводились в рамках плановой проверки Рособнадзора в сентябре 2015 г., начальником отдела организации образовательных ресурсов и реализации образовательных программ Османкиной Т.В. было сделано замечание, что при всех положительных моментах организации уроков мало работы самих детей, ведущую роль по прежнему играет учитель. Поэтому вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход в урочной деятельности для нашего коллектива по прежнему актуальный. Обратимся к теории данного подхода.
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.
Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы: мотив, цель, средства, способы, действия, результат и, конечно же, субъект и объект деятельности, которые имеют свои особенности с точки зрения реализации ФГОС.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи, проблемы с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока, смену акцентов роли учителя и ученика и их взаимоотношений на субъект-субъектный уровень.
С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:
- Информационные и коммуникативные технологии.
- Технология, основанная на создании учебной ситуации.
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
- Технология, основанная на уровневой дифференциации.
- Технология деятельностного метода, на которой мы и остановимся поподробнее.
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке:
Этапы урока
Организующая роль учителя
- Мотивация к учебной деятельности
Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
- Выявление места и причины затруднения
Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
- Построение проекта выхода из затруднения
Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
- Реализация построенного проекта
Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
- Включение в систему знаний и повторение
Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Рефлексия учебной деятельности.
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом как раз и состоит основная функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:
- процессуально-целевая ориентация;
- относительная целостность;
- ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
- представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
- познавательная рефлексия;
- активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
- позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.
Это такие технологии, как
- Проблемно-диалогическая технология
- Технология развития критического мышления
- Кейс-технология
- Исследовательская технология обучения
- Информационная технология
- Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
- Проблемно-развивающая технология
- Рейтинговая технология
- Технология модульного обучения
- Технология коллективного способа обучения (авторская)
- Здоровье-сберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
- Технологии игрового обучения
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Только через анализ и коррекцию своей педагогической деятельности, мы сможем добиться результатов, которые от нас требует государство и общество – сформировать универсальные учебные действия, которые помогут нашим детям (как гласит известная притча) никогда не остаться голодными, вместо того, чтобы наловить им рыбы.
Как видит значение деятельностного подхода психолог Васенина Н.С. и какие результаты нашей работы она может отметить, ведь именно психологами проводится мониторинг сформированности УУД.
Выступление Васениной Н.С.
В соответствии с графиком внутришкольного контроля, в феврале я посетила уроки в 1-7 классах с целью анализа используемых технологий в процессе реализации ФГОС. Присоединяюсь к мнению Османкиной Т.В., но хочу отметить, что стремление к пересмотру своей педагогической деятельности заметно. Активнее используются СОТы, интегрируется оборудование в УВП, особенно в начальных классах, дети становятся субъектами деятельности на уроке. Предлагаю вам познакомиться с опытом работы наших коллег.
Хочу предоставить слово Киреевой Т.М., которая после длительного перерыва приступив к работе, сразу столкнулась с преобразованиями в образовании.
Выступление Киреевой Т.М.
А сейчас, мне хочется, чтобы вы стали тоже субъектами нашей деятельности и поучаствовали в мастер-классах наших коллег, которые покажут вам фрагменты своих уроков с применением СОТ.
Фрагменты уроков Куртайкиной Е.В. и Ермаковой Г.И. Ладиной Ф.Р.
Закончим педагогический совет проведением рефлексии. В качестве подведения итогов предлагаю дополнить предложение: «Системно-деятельностный подход- это…» (работа по УВЦ).
Зачитайте полученные определения.
Выслушав ваши определения, я поняла, что всем нам понятно значение системно-деятельностного подхода к обучению. Теперь наша задача - на практике активнее применять этот подход.
Решение:
- Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.
- Разместить материалы на школьном сайте об использовании СДП в обучении и воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»
Выступление на пед .совете по теме:"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"...
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход....
Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО
Материал, использованный для выступления на педагогических чтениях...
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС ООО
Данная статья о системно-деятельностном подходе на уроках изобразительного искусства в системе реализации ФГОС ООО...
системно-деятельностный подход - основы реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход - основа реализации ФГОС...
Системно-деятельностный подход - основа реализации ФГОС
Выступление на педагогическом совете по теме: "Системно - деятельностный подхд - основа реализации ФГОС,"...
Доклад «Использование системно-деятельностного метода, как основа реализации требований ФГОС на предшкольной ступени обучения»
Данный доклад преназначен для учителей начальных классов....