Необходимость тестового контроля на уроках в начальной школе
консультация на тему
В современной практике преподавания в начальной школе роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений постоянно растёт. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobhodimost_primeneniya_testovogo_kontrolya_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость применения
тестового контроля
на уроках в начальных классах
Синёва Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №28» г. Балаково
Образование — важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества, в противном
cлучае оно совершенно бесполезно.
Р. Киплинг
Необходимость более эффективного подключения школы к формирующимся сегодня условиям жизни и общественным отношениям заставляет нас, педагогов, искать новые образовательные резервы. Проблема объективной и реальной оценки выполненной учащимися работы существует в наших школах не один год. Каждый учитель решает её по-своему. Многие из нас всё чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.
В современной практике преподавания в начальной школе роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений постоянно растёт. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в начальной школе.
Новые требования к выпускникам школ включают формирование умений самостоятельно определять цели, нормы и формы деятельности, делать выбор, оперативно находить необходимую информацию.
В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочетов невозможно без детального анализа деятельности школьников. Анализируя ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика, установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие выявлять и устранять возникающие ошибки либо на этапе восприятия нового знания, либо на этапе его осознания и осмысления.
Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий.
Слайд 3: «Тест – система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата».
Тесты – это не то же самое, что набор упражнений или дидактический материал, это система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.
Слайд 4: «Подходы к созданию тестовых заданий:
- нормативно-ориентированный
- критериально-ориентированный»
В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путем сопоставления результатов каждого ученика с результатом его сверстников, выполнявших тот же самый тест.
При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом компетентностей. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других.
В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют несколько функций.
Слайд 5: «Функции тестов»:
- социальная функция
- образовательная функция
- воспитательная функция
- развивающая функция
- контролирующая функция
- занимательная функция
- функция творческого роста учителя».
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом.
Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру. У учащихся совершенствуется умение рассуждать, формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности.
Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.
Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал, который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал не легок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Легкий успех тоже не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.
Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.
На своих уроках я использую следующие виды тестов:
- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.
Слайд 6: «Тесты-правила».
- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений. Мы их называем «Верю – не верю».
Слайд 7: «Верю – не верю».
Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак «+», если нет, то знак «-». Можно использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить ошибки.
- выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих тестов.
1. Можно просто писать номер вопроса и ставить букву правильного ответа.
Слайд 8: «Сделай свой выбор».
Ребенок на листе бумаги или в тетрадке записывает
- Б
2. Можно использовать заранее заготовленные специальные бланки.
Слайд 9: «Кто хочет стать отличником?».
Учащимся предлагается вопрос и четыре варианта ответов. Им необходимо правильный ответ занести любым значком в нужную графу. В первый раз тест требует тщательного объяснения и разъяснения как работать с бланком. Проверяется очень легко и быстро «методом прокалывания».
3. Можно предложить для выбора несколько вариантов из целого ряда вариантов.
Слайд 10: «Найди меня!».
- занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков, слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя: раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое использование знаний. Это может быть:
1. решение «круговых примеров»
Слайд 11: «Авиагонки».
2. раскрашивание рисунков в соответствии с заданием
Слайд 12: «Цветные карандаши».
3. расшифровывание слов
Слайд 13: «Дешифровщик».
Решите примеры и расшифруйте слово:
Слайд 14: «Мы – учителя».
Исправьте, где есть ошибки:
4. установление связи между словами, предметами или явлениями. Установлении соответствие между предметов их двух списков
Слайды 15-16: «Установим связь».
5. нахождение закономерности и продолжение заданного ряда
Слайд 17: «Продолжи ряд».
6. определение последовательности и расположение элементов текста в определенном порядке
Слайд 18: «Перевертыши».
7. восстановление записи
Слайд 19: «Резинка-хулиганка».
8. восстановление схемы
Слайд 20: «Схема-прятки».
Тесты предполагают владение пользователем, определенным объемом информации, поэтому я чаще всего применяю их при закреплении или повторении знаний, а так же в виде математического диктанта. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися в соответствии с этим провести коррекционную работу.
По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
При конструировании тестов необходимо учитывать следующее:
- тестовые задания должны легко читаться;
- задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;
- формулировка задания не должна содержать двусмысленности;
- тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
- постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.
Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах. Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля.
Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приёмов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.
Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.
Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.
Уважаемые коллеги, желаю Вам творческих успехов, семейного благополучия, здоровья, счастья! Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
- О.Л. Базарова и др. “Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения” – Начальная школа, №3, 2001г.
- Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2000 г. – “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу”
- В.Е. Корчевский, Р.М.Салимжанов “Опыт применения тестов на уроках математики” – Ж. “Математика в школе”, №2, 1996 г.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания в тестовой форме по курсу «Начальная школа»
Содержит курс пойденного материала с 1 по 4 класс....
Статья: "Внимание как необходимый фактор развития учащихся в начальной школе"
В данной статье собрана необходимая информация о внимании, способов диагностики и улучшения...
Тестовые работы за курс начальной школы по математике и русскому языку в классах с ЗПР
Тесты - это система специальных заданий, организованных так, чтобы проверить, насколько прочно усвоил ребёнок материал из программы по русскому языку и математике....
Компетентностно-ориентированные тестовые задания для учащихся начальной школы
Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенци...
Современные формы и виды контроля знаний учащихся начальной школы на уроке (из опыта работы). Деменкова Юлия Леонтьевна учитель начальных классов первой категории
Доклад из опыта работы...
Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»
Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....