Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО
презентация к уроку (2, 3, 4 класс)
В концепции ФГОС начального общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Использование современных образовательных технологий на уроке способствует развитию у школьников познавательной активности, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_.ppt | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель нового образования Формировать не только знания, но и РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком; сохранять и укреплять своё здоровье.
ФГОС НОО: новый результат
ФГОС НОО: новый результат
Ориентация на парадигму деятельностного развития Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Вектор смещения акцентов нового стандарта Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения
Системно - деятельностный подход Организовать деятельность учеников Способность к самоорганизации в решении учебных задач; Умение решать учебные задачи; Прогресс в личностном развитии СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности Педагогическая технология ̶ это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)
Современные образовательные технологии системно-деятельностного подхода Технология, основанная на создании учебной ситуации; Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности; Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения; Информационно-коммуникативные технологии ; Технология сотрудничества
Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Учитель Получает готовую информацию Транслирует информацию Традиционная система образовательного процесса Осуществляет: -поиск -выбор -анализ Новое качество образования Новый образовательный результат Мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде
Проблемно-диалогическая технология Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5. Применение знаний учениками
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания , применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
Достоинства Недостатки развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся , составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.
Достоинства Недостатки Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; 3. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися; 4. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах; 5. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. 1. Деление детей по уровню развития не гуманно; 2. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; 3. Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. Дифференцированное обучение
Дифференциация заданий Дифференциация учебных заданий по уровню трудностей. Дифференциация заданий по объёму учебного материала. Дифференциация работы по степени самостоятельности. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Дифференциация заданий по уровню творчества.
Дифференциация заданий по уровню творчества РЕПРОДУКТИВНЫЕ Выполни пересказ сказки. Спиши текст, вставляя буквы и т.д. ТВОРЧЕСКИЕ Перескажи сказку от лица лисицы. Спиши текст, заменяя имена прилагательные антонимами и т.д.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер. Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования.
Достоинства Недостатки наглядность учебного материала; объективность контроля; демонстрация динамических процессов, явлений; возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения; углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки требует большого времени педагога для подготовки; необходима соответствующая квалификация для работы на ПК; подготовленность учащихся к использованию ИТ.
Использование информационно- коммуникативных технологий позволяет: активизировать познавательную активность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивать высокую степень дифференциации обучения; совершенствовать контроль знаний; рационально организовывать учебный процесс; обеспечивать доступ к различным информационным ресурсам
Адаптивность: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка; Управляемость: коррекция учителем возможна в любой момент; Интерактивность и диалоговый характер: ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, вступать с ним в диалог; Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при обращении с компьютером Особенности построения уроков с использованием ИКТ
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение.
Игровые технологии в учебном процессе игра активизирует познавательную деятельность учащихся; игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу; игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление; игра помогает снять усталость; игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу.
Игровые технологии в учебном процессе ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИЕ цели РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ
Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе
Принципы здоровьесбережения : « Не навреди!». Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося. Непрерывность и преемственность. Субъект-субъектные взаимоотношения. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Комплексный, междисциплинарный подход. Успех порождает успех. Активность. Ответственность за свое здоровье.
Базовые образовательные технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада : замысел- -реализация- -продукт
Метод проекта Это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит: развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления; умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. способствует формированию ключевых компетентностей учащихся и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
УУД: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания; проводить эффективные групповые обсуждения; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей; адекватно реагировать на нужды других.
Перечень продуктов проектной деятельности может быть достаточно большим: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Исследовательская деятельность Базовые образовательные технологии Развиваются умения ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования (наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ) Умение презентовать полученные результаты.
УУД: постановка проблемы и аргументирование её актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Технология дискуссий Базовые образовательные технологии Развиваются коммуникативные умения: высказывать мнение, слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения)
Коллективные способы обучения КСО – это организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах», когда каждый учит другого. Ситуации: изучение текстового материала по любому учебному предмету; взаимообмен заданиями; выполнение упражнений в парах; работа по вопросам к тексту.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо Базовые образовательные технологии Развиваются коммуникативные умения, умения работать с информацией
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности, и направленных на достижение определенных ориентиров
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения ( вызов – осмысление содержания – рефлексия ) в совокупности с целым набором приемов и методов.
Технологический алгоритм урока (серии уроков) Технологические этапы I стадия II стадия III стадия Вызов: имеющиеся знания; интерес к получению информации; постановка учеником собственных целей обучения Осмысление содержания: получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения
I. Вызов Деятельность учителя Деятельность учащихся направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; активизацию их деятельности; мотивацию к дальнейшей работе вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые захотел бы получить ответ
Информация, полученная на стадии вызова: выслушивается; записывается; обсуждается. Работа ведется: индивидуально; в парах; в группах.
Приемы таблица ЗХУ Знаю Хочу узнать Узнал
II. Осмысление содержания Деятельность учителя Деятельность учащихся направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией; постепенное продвижение от знания старого к новому читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения; делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией: текст; фильм; лекция; материал параграфа. Работа ведется: индивидуально; в парах.
III. Рефлексия Деятельность учителя Деятельность учащихся следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления
Методическая копилка Мозговой штурм (индивидуально, в паре, в группе, все вместе) Кластер Синквейн 6 шляп мышления Тонкие и толстые вопросы Таблица З-Х-У Совместный поиск Инсерт Эссе (3, 5, 10 минутное эссе) и многие другие….
Творческая форма рефлексии – Синквейн Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
развивающее обучение; проблемное обучение ; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфель достижений»; технологию дистанционного обучения и др. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
«Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» У. Глассер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова
Начиная с 2008 года, работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО: технология проблемного диалога
Выступление на МО учителей...
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения. Шмигленко Нина Степановна
Применение современных инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах....
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....