отчет по самообразованию
учебно-методический материал на тему
Тема самообразования "ФГОС. Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС. Самоконтроль как средство формирования
регулятивных универсальных действий у младших школьников
на уроках русского языка при обучении грамотному письму
Орфографическая грамотность
- Выступает составной частью общей языковой культуры человека
- Обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении
Орфографический навык
- автоматизированное «правилосообразное» действие, предполагающее знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма.
Теоретические вопросы
- лингвистические основы правописания
- структура орфографического действия
Принципы русской орфографии
- Морфологический
- Фонематический
- Фонетический
- Традиционно-исторический.
- Дифференцирующие написания
- Морфологический принцип предполагает
- единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или формы слова.
- Фонематический принцип состоит в том, что буквой на письме в русском языке обозначается не каждый конкретный звук, а весь ряд фонем по сильной позиции, т. е. в процессе письма мы обозначаем не изменчивый звуковой состав, а постоянный фонемный состав, который устанавливается по сильным позициям рядов позиционно чередующихся звуков.
Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков.
Гла|з|а – гла|с| - гла|с|ки - /з/ - з
В|о|ды – в|а|дичка – в|ъ|дяной - /о/ - о
- Фонетический ( пишу, как слышу: луна )
- Традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношения, где сохраняется письмо по традиции.
- Дифференцирующие написания – это омонимы по произношению (компания- кампания, плач – плачь, рож – рожь, тушь - туш), слитные, полуслитные и раздельные написания.
Фонетические умения
- Умение слышать звучащее слово в правильном орфоэпическом режиме;
- Умение интонационно выделять и называть по порядку звуки в слове
- Умение ориентироваться в звуках- «соседях»
- Умение характеризовать звуки
Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов)
Для решения орфографической задачи ученик должен:
- увидеть орфограмму в слове;
- определить её вид;
- определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
- определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения;
- решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму;
- написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Структура орфографического действия
- Нахождение орфограммы – постановка орфографической задачи
- Выбор способа решения орфографической задачи (правило, которое следует применить)
- Выполнение намеченной последовательности действий – решение орфографической задачи
- Осуществление орфографического самоконтроля.
Орфографические умения:
- ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью)
- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи)
- применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи)
- проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)
Орфографическая зоркость
Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в слабой и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где возможен выбор написания.
Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости
- на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, достаточное развитие всего комплекса фонетических умений;
- познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
- систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.
Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном уровне.
- Кто заметил, как пишется слово …?
- Кому удалось обратить внимание на написание слова …?
- Какое слово пишется не так, как слышится?
- Что необычного вы заметили в написании слова …?
- Кто сможет орфографически проговорить, не глядя в текст, названия городов, которые встретились в статье? И т. д.
Этапы обучения списыванию по правилам
- Письмо под диктовку в заданном темпе с проговариванием.
- Организация списывания по типу зрительных диктантов.
- Самостоятельное списывание текста.
- Обучение действиям самоконтроля и самооценки.
- Автоматизация умения совмещать в процессе чтения смысловую и орфографическую ориентировку.
Как писать без ошибок?
- находи в слове орфограммы и определяй, знаешь ли буквы.
- знаешь – пиши без пропусков, отмечай орфограммы
- не знаешь – пиши с пропуском
- попробуй узнать буквы, если узнал(а) – вставь и подчеркни, не узнал(а) – оставь пропуск
- проверь
- читай по слогам, снова находи все орфограммы
- где можешь, объясняй выбор буквы, решай, нет ли ошибок
- есть ошибки – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой вопрос
Как искать проверочные слова для корня?
- Объясни значение с помощью родственного слова или подбери другое родственное слово
- измени проверяемое слово : предмет: ед.ч. – мн.ч.; признак: каков?; действие: что делать?
- Если нужно, выполни оба действия.
Действия ученика при написании окончаний существительных:
1. определить падеж; 2. определить склонение; 3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже; 4. написать окончание существительного.
Алгоритм действий ученика при написании окончаний существительных:
- по начальной форме определить тип склонения;
- подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием;
- подставить его на место проверяемого слова;
- написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного;
- проверь себя: определи падеж существительного и вспомни падежное окончание.
Алгоритм действий ученика при написании окончаний глаголов:
- окончание безударное? Если да, то шаг 2.
- задай вопрос к глаголу – определи вопрос неопределённой формы (не забудь про букву С в вопросе);
- поставь глагол в неопределённую форму;
- на –ить?
- определи спряжение;
- определи лицо, число глагола;
- впиши безударную гласную в окончание глагола.
Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, т. е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.
Ключевые моменты самоконтроля:
- Что проверять, т. е. перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения;
- Как проверять, т. е. иметь набор необходимых операций.
Как проверить письменную работу?
- Читай по слогам и слушай себя – нет ли описок.
- Отмечай все орфограммы.
- Где можешь, объясняй выбор буквы и решай, нет ли ошибок.
- Есть – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой?
Способы правки ошибок:
- подчёркиваю слово, где есть ошибка;
- подчёркиваю слово, где есть ошибка, а на полях знаком показываю морфему, содержащую неверное написание;
- если слово словарное и его нет в орфографическом словаре учебника, привожу на полях верную запись слова, а ошибку ребёнок находит сам;
- на полях ставлю знак ошибки, а рядом указание на часть речи;
- указываю номер страницы учебника, где сформулировано правило, дана рекомендация;
- указываю правило, которое следует повторить (если его изучали не в этом учебном году).
Условия успешного формирования орфографического самоконтроля:
- чтобы самоконтроль стал мотивированным и осознанным, нужно обеспечить его мотивацию;
- младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия, но и его ход;
- школьников важно не только научить, но и приучить выполнять самоконтроль, для этого служат специальные памятки;
- чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбирать способ их показа, а не ограничиваться простым исправлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»
Технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...
Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».
Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....
отчет по самообразованию
отчет на м/о по теме самообразования "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...
Отчет по самообразованию
Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...
Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и нав...
Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год
С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам. Перед собой я поста...
Отчет по самообразованию
Эта тема мне была интересна....