отчет по самообразованию
учебно-методический материал на тему

Тема самообразования "ФГОС. Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС. Самоконтроль как средство формирования

регулятивных универсальных действий у младших школьников

 на уроках русского языка при обучении грамотному письму

Орфографическая грамотность

  • Выступает составной частью общей языковой культуры человека
  • Обеспечивает точность выражения мысли  и взаимопонимание при письменном общении

Орфографический навык

  • автоматизированное «правилосообразное» действие, предполагающее знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма.

    Теоретические вопросы

  • лингвистические основы правописания
  • структура орфографического действия

Принципы русской орфографии

  • Морфологический
  • Фонематический
  • Фонетический
  • Традиционно-исторический.    
  •  Дифференцирующие написания

  • Морфологический принцип предполагает

- единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или формы слова.

  • Фонематический принцип   состоит в том, что буквой на письме в русском языке обозначается не каждый конкретный звук, а весь ряд фонем по сильной позиции, т. е. в процессе письма мы обозначаем не изменчивый звуковой состав, а постоянный фонемный состав, который устанавливается по сильным позициям рядов позиционно чередующихся звуков.

Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков.

Гла|з|а – гла|с| - гла|с|ки - /з/ - з

В|о|ды – в|а|дичка – в|ъ|дяной - /о/ - о

  • Фонетический ( пишу, как слышу: луна )
  • Традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношения, где сохраняется письмо по традиции.
  • Дифференцирующие написания – это омонимы по произношению (компания- кампания, плач – плачь, рож – рожь, тушь - туш), слитные, полуслитные и раздельные написания.

Фонетические умения

  • Умение слышать звучащее слово в правильном орфоэпическом режиме;
  • Умение интонационно выделять и называть по порядку звуки в слове
  • Умение ориентироваться в звуках- «соседях»
  • Умение характеризовать звуки

Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов) 

Для решения орфографической задачи ученик должен:

  1. увидеть орфограмму в слове;
  2. определить её вид;
  3. определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
  4. определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения;
  5. решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму;
  6. написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Структура орфографического действия

  1. Нахождение орфограммы – постановка орфографической задачи
  2. Выбор способа решения орфографической задачи (правило, которое следует применить)
  3. Выполнение намеченной последовательности действий – решение орфографической задачи
  4. Осуществление орфографического самоконтроля.

Орфографические умения:

  1. ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью)
  2. устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи)
  3. применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи)
  4. проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)

Орфографическая зоркость

Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в  слабой и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где возможен выбор написания.

Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости

  • на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, достаточное развитие всего комплекса фонетических умений;
  • познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
  • систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.

Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном уровне.

  • Кто заметил, как пишется слово …?
  • Кому удалось обратить внимание на написание слова …?
  • Какое слово пишется не так, как слышится?
  • Что необычного вы заметили в написании слова …?
  • Кто сможет орфографически проговорить, не глядя в текст, названия городов, которые  встретились в статье? И т. д.

Этапы обучения списыванию по правилам

  1. Письмо под диктовку в заданном темпе с проговариванием.
  2. Организация списывания по типу зрительных диктантов.
  3. Самостоятельное списывание текста.
  4. Обучение действиям самоконтроля и самооценки.
  5. Автоматизация умения совмещать в процессе чтения смысловую и орфографическую ориентировку.

Как писать без ошибок?

  • находи в слове орфограммы и определяй, знаешь ли буквы.
  • знаешь – пиши без пропусков, отмечай орфограммы
  • не знаешь – пиши с пропуском
  • попробуй узнать буквы, если узнал(а) – вставь и подчеркни, не узнал(а) – оставь пропуск
  • проверь
  • читай по слогам, снова находи все орфограммы
  • где можешь, объясняй выбор буквы, решай, нет ли ошибок
  • есть ошибки – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой вопрос

Как искать проверочные слова для корня?

  • Объясни значение с помощью родственного слова или подбери другое родственное слово
  • измени проверяемое слово : предмет: ед.ч. – мн.ч.; признак: каков?; действие: что делать?
  • Если нужно, выполни оба действия.

Действия ученика при написании окончаний существительных:

1. определить падеж;     2. определить склонение;    3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже;   4. написать окончание существительного.

Алгоритм действий ученика при написании окончаний существительных:

  • по начальной форме определить тип склонения;
  • подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием;
  • подставить его на место проверяемого слова;
  • написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного;
  • проверь себя: определи падеж существительного и вспомни падежное окончание.

Алгоритм действий ученика при написании окончаний глаголов:

  1. окончание безударное? Если да, то шаг 2.
  2. задай вопрос к глаголу – определи вопрос неопределённой формы (не забудь про букву С в вопросе);
  3. поставь глагол в неопределённую форму;
  4. на –ить?
  5. определи спряжение;
  6. определи лицо, число глагола;
  7. впиши безударную гласную в окончание глагола.

Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, т. е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.

Ключевые моменты самоконтроля:

  • Что проверять, т. е. перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения; 
  • Как проверять, т. е. иметь набор необходимых операций.

Как проверить письменную работу?

  1. Читай по слогам и слушай себя – нет ли описок.
  2. Отмечай все орфограммы.
  3. Где можешь, объясняй выбор буквы и решай, нет ли ошибок.
  4. Есть – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой?

Способы правки ошибок:

  • подчёркиваю слово, где есть ошибка;
  • подчёркиваю слово, где есть ошибка, а на полях знаком показываю морфему, содержащую неверное написание;
  • если слово словарное и его нет в орфографическом словаре учебника, привожу на полях верную запись слова, а ошибку ребёнок находит сам;
  • на полях ставлю знак ошибки, а рядом указание на часть речи;
  • указываю номер страницы учебника, где сформулировано правило, дана рекомендация;
  • указываю правило, которое следует повторить (если его изучали не в этом учебном году).

Условия успешного формирования орфографического самоконтроля:

  • чтобы самоконтроль стал мотивированным и осознанным, нужно обеспечить его мотивацию;
  • младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия, но и его ход;
  • школьников важно не только научить, но и приучить выполнять самоконтроль, для этого служат специальные памятки;
  • чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбирать способ их показа, а не ограничиваться простым исправлением.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....

отчет по самообразованию

отчет на м/о по теме самообразования  "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет по самообразованию

Эта тема мне была интересна....