Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektno-issledovatelskoy.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК «Школа России» в условиях реализации ФГОС
Быкова Е.В.,
В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Именно эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, но становится сильнейшим стимулом познавательного интереса
По требованиям ФГОС дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор; помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.
Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.
По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.
В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение обучающихся в данный вид деятельности. Например:
1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов
2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.
3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта
4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя
С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что интересует больше всего?
- Чем занимаешься в первую очередь?
- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?
- По каким предметам хорошие отметки?
- О чём хочешь узнать больше?
- Чем можешь гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать
При выполнении проектно-исследовательской работы целесообразно пользование следующим алгоритмом:
Проблема проекта | "Почему?" | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | "Зачем?" (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | "Что?" (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | "Как?" (мы это можем делать) | Выбор способ и методов, планирование |
Результат | "Что получится?" (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК «Школа России», помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:
1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Украшаем класс к Новому году», «Чайный сервиз», «Речной флот», «Математика вокруг нас. Числа в поговорках, пословицах и загадках»,
2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».
3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки».
4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь».
Продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги «Красная книга», «Книга Юных кулинаров», «Мои домашние питомцы». Оформили фотовыставку «Кошка в нашем доме», составили альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», При работе над проектом «Школа кулинаров», оформили стенд для школьной столовой «Здоровое питание школьника», оформили информационный стенд в классе. Пополнили классную библиотеку собственными детскими журналами.
С проектом «Все профессии важны, все профессии нужны» приняли участие в общешкольном конкурсе проектов. Итоги наших проектов постоянно демонстрируются родителям на родительских собраниях, совместных праздниках.
Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать и этот возраст рассматривать как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В заключении необходимо подчеркнуть, что достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образова-
тельным стандартом начального общего образования, в значительной степени, обеспечивается благодаря эффективному учебно-методическому комплексу «Школа России».
Созданный в 2001 году и получивший широкое признание в школах России, учебно-методический комплекс успешно развивается и совершенствуется, в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.
Авторы учебно-методического комплекса «Школа России» в сотрудничестве с издательством «Просвещение» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.
Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»
АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)
В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....
Работа по методической теме: "Качественная организация физкультурно-оздоровительной деятельности В ГПД с младшими школьниками с ОВЗ в условиях реализации ФГОС" воспитателя ГПД
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России ...