Работа с притчами ОРКСЭ
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Методические рекомендации работы с притчами на уроках ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с притчами на уроках орксэ | 79.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Притчи для обсуждения Когда боги создавали людей они задумались над тем, где скрыть дар жизни, чтобы вселенная не испортила его и не употребила его во зло. «Не спрятать ли его на вершине высочайшей горы? Не погрузить ли его в океанские глубины? Или, может, стоит оставить его в чаще самого густого леса?» После долгих размышлений они, в конце концов, нашли ответ… ????????????? Они поместили дар в самих людей, потому что тем, конечно же, не придет в голову заглянуть в себя! И чтобы обезопасить себя, боги устроили человеческие глаза так, чтобы они могли смотреть только наружу, а не внутрь.
Функции притч 1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу. 2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов. 3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. 4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.
Задания по работе с притчами А. Постановка вопросов. Б. Ответы на поставленные вопросы. В. Выделение основных мыслей и ключевых понятий. Г. Иллюстрация и окончание. Д. Схема.
1 Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств». В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
2 Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево. -Эй, старик, - обратился падишах к садовнику, - твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам. -Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему! О каком отношении к жизни и времени говорит притча? Какова её основная мысль? Какие символы используются в этой истории? О каких ценностях идет речь?
3 Шли однажды вместе раввин и мыловар. -Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо? Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин: - Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло? -Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться. -Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!
4 Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире. К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг… ??????????????????????????????? Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.
5 Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Когда взошла зелень, и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедшие же рабы домовладыки сказали ему: «Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нём плевелы?» Он же сказал им: «Враг человека сделал это». А рабы сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе и то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою».
Способы использования притч в учебном процессе 1. Обсуждение основной идеи и смысла истории. 2. Название притчи. 3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. 4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения). 5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. 6. Выделить ключевые понятия. 7. Инсценировка по рассказу (истории) 8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать) 9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова. 10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). 11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии , профессии, социальной роли т.п.) 12. Сравнение нескольких притч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"
Конспект разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях....
Методика работы с притчей на уроках ОРКСЭ
Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ....
Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ
Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ...
Работа с притчей на уроках ОРКСЭ
Работа с притчей на уроке ОРКСЭ по теме "Дружба и порядочность"...
ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.
Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для осмысления этих поняти...
Работа с притчей на уроках ОРКСЭ
Работа с материалом притчи на уроках ОРКСЭ. Построение беседы по прочитанному тексту....
Работа с притчей. ОРКСЭ 4 класс
Рекомендации по работе с притчей на уроках ОРКСЭ в 4 классе...