Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми
материал на тему
Краткое описание новых технологий, применяемых в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, неговорящими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_negovoryashchimi_detmi.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему :
«Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми»
Введение
Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС.
Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.
Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация.
В головном мозге существуют, так называемые, речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария. Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.
У большинства неговорящих детей имеются органические или функциональные нарушения ЦНС. Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие , ограничение или неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка – недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.
К группе неговорящих относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые( алалия, временная задержка речевого развития), эмоционально-личностные ( ранний детский аутизм), нарушение слуха и интеллекта, комплексные ( сочетанные) нарушения в развитии и т.д.
Основная часть
- Понятие «инновационная технология»
Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии. Исследователи по разному трактуют понятие «технология», применительно к образовательной сфере. Одни исходят из понимания технологии как определенного приема, метода, методики, другие вкладывают в этот термин значение содержательной техники, с помощью которой реализуется образовательная или иная педагогическая задача, рассматривают технологию как описание процесса достижения результатов.
Инновационные образовательные технологии всегда соответствуют приоритетным направлениям науки, определенным государством, хотя изначально понятие инновация относилось к сфере экономики. Стремление всех педагогов придать своей профессиональной деятельности инновационный характер, прежде всего, обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики.
На современном этапе развития специального образования актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии.
Понятие «инновация», с одной стороны, тесно связано с понятием «новый», что означает – возникший недавно, малоизвестный, с другой -происходит от латинского слова «inovatis», и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация предполагает введение чего-то нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка ( Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.
Таким образом, инновационной технологией можно считать продуманною во всех деталях технологию, основанною на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее качества.
Можно выделить следующие виды инновационных технологий:
- ИКТ
- Дистанционные образовательные технологии
- Инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика
- Педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: аромотерапии, библиотерапии и т.д.
- Здоровьесберегающие технологии
- Смешанные технологии
Коррекционная работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска , гибкости в применении образовательных технологий.
- Задачи, принципы работы дефектолога с неговорящими детьми.
Основными целями работы дефектолога с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона ; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана , программы высказывания ( по началу – примитивного).
Обозначим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:
1 Стимуляция речевой и психической активности.
2 Развитие эмоционального общения со взрослым
3 Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников
4 Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности : разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
5 Формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности
6 Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение
7 Формирование первоначальных навыков грамматического ( морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8 Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Поставленные цель и задачи достигаются на основе целого ряда общедидактических и специальных принципов:
- систематичность проведения занятий
- опора на разные модальности ( зрительную, слуховую, тактильную и т.д.)
- опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия
- вариативность наглядного и дидактического материала для детей
и др.
Реализация задач и принципов происходит в процессе использования следующих средств:
-игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка;
- самостоятельной игровой деятельности;
- игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях ( от мотивационно - побудительного до исполнительного);
- особым образом организованной коррекционно-развивающей среды.
- Информационные технологии
Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь
Древняя китайская мудрость
В современном понимании информационная технология обучения –это педагогическая технология, использующая специальные способы , программные и технические средства для работы с информацией.
Использование ИКТ в работе с неговорящими детьми должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила.
Играя в компьютерные игры , ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий , у него развивается способность к прогнозированию результатов действий – все это имеет значение для развития у него логического мышления. У неговорящих детей отмечается бедность логических операций , снижение способности к символизации , обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений.
Занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук , зрительно-моторной координации.
Задачи ИКТ в коррекционном обучении:
– развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– знакомство с информационными процессами в современном обществе;
– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей;
– индивидуализация обучения;
– использование компьютера как средства познания.
Доказано, что при верном обращении компьютер не может нанести вреда здоровью.
Все исследователи в области применения информационных технологий в образовательном процессе указывают на их положительное влияние на познавательную мотивацию детей.
- Использование метода пиктограмм, картинок – символов.
Одним из методов работы с неговорящими детьми является метод «пиктограмм» или картинок-символов, использование которого способствует накоплению тематического словаря и формированию фразовой речи (Кошелева Н.В., Кочеткова Н.А.)
Слова группируются по темам, в которых отрабатывается наиболее часто употребляемые слова, затем из них составляются фразы, необходимые для повседневного общения .Особенностью метода пиктограмм является активизирование обоих полушарий головного мозга, что расширяет компенсаторные возможности и повышает эффективность коррекционной работы. Использование знако-жестовой системы способствуют растормаживанию устной речи, благодаря включению трех каналов восприятия- зрительного, слухового и тактильного.
Сначала проводится работа по ознакомлению детей со знаками и жестами, тренировка их запоминания.
Для их запоминания можно использовать след.задания:
- Покажи где изображено слово «дом», «рука», «яблоко»…; жесты иди, спать, пить.
- Найди предмет, который здесь нарисован , в комнате, классе.
- Покажи жестом слово «дай», «хочу»…
Параллельно проводится работа по составлению простых фраз по образцу.
После этого ведется работа по развитию навыка самостоятельного построения фразы, включающей в себя следующие возможные задания: *знакомство с карточками, изображающих готовые фразы
*нахождение карточки с нужной фразой по устной инструкции;
*самостоятельное составление предложения.
В дальнейшем наибольшее внимание уделяется стимуляции собственных конструктивно-речевых возможностей детей, особенно в разговорной речи. Таким образом создаются предпосылки дл более успешного коммуникативного общения с окружающими, и тем самым снимается состояние дефицита общения.
Задания:
*выбор предложения отражающего потребности ребенка, например:- ты хочешь умыться, одеться. Найди карточку, где это отражено.
*самостоятельное конструирование предложений с помощью картинок, отражающих желание ребенка.
Перечисленные приемы строятся по принципу от простого к сложному с учетом дифференцированного подхода.
- Нетрадиционные методы работы с неговорящими детьми
Нетрадиционные методы воздействия в работе дефектолога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с безречевыми детьми.
Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавая психо - физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Ароматерапия- лечение с помощью эфирных масел.
Цели:
- нормализовать мышечный тонус,
- Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.
Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.
В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.
Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.
Хромотерапия ( цветотерапия, светотерапия)
Цели:
- Нормализовать мышечный тонус,
- Нейтрализовать негативное состояние.
Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.
Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Воздействие света на организм ребенка:
Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.
Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.
Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.
Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)
- Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми детьми
Арттерапия – совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка осуществить коррекцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов. На значение творчества для развития ребенка , его личности указывали многие исследователи. (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.).
Приемы арттерапии, используемые для развития речи: техника «кляксография»; пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование на стекле; ниткография и др. Заключение В последние годы наблюдается тенденция к увеличению в коррекционных школах количества детей с различными речевыми нарушениями ( в том числе неговорящие). В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим дефектологи ищут новые подходы, технологии и приёмы для преодоления и коррекции недостатков речи. Современные технологии позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы с безречевыми детьми, поэтому их использование просто необходимо. Литература
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Использование инновационных технологий и методов в работе с безречевыми детьми
Реферат подготовила: Савельева Т.В.
2014
План
- Введение
- Основная часть
* Понятие «инновационная технология»
* Задачи, принципы работы дефектолога с неговорящими детьми
* Информационные технологии
* Использование метода пиктограмм, картинок – символов
* Нетрадиционные методы работы с неговорящими детьми
* Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми детьми
3. Заключение
4. Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация логопедической работы с неговорящими детьми"
статья (из опыта работы)...
Задачи логопедической работы с неговорящими детьми.
В данном материале указаны основные направления работы учителя-логопеда с безречевыми детьми....
Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми
Данная презентация будет полезна логопедам, психологам, дефектолагам, родителям, которые живут рядом с ребенком "молчуном"....
Система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью.
В данной работе описана система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью....
Методика работы с неговорящими детьми
Данная методика предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов в работе над запуском речи у неговорящих детей, а также для родителей ребенка. Все задания предлагаются ребенку в игровой фо...
Городской семинар "Детство равных возможностей"для специалистов ППк: опыт работы с неговорящими детьми
Представлен опыт работы с неговорящими детьми...
Статья: " Рекомендации к работе с неговорящими детьми"
Речь возникает при наличии определённых предпосылок.......