Статья: " Рекомендации к работе с неговорящими детьми"
материал

Речь возникает при наличии определённых предпосылок....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rekomendatsii_k_rabote_s_negovoryashchimi_detmi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Зверева Ирина Валентиновна

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

Речь возникает при наличии определенных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но развития одних биологических предпосылок недостаточно, вызывание речевой активности у неговорящего ребёнка должно проходить постепенно и ненавязчиво. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок понимает взрослого

В настоящее время это положение нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.

С чего начать?

На начальном этапе обучения основная задача взрослых – вызвать у детей подражательную деятельность в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого. В активном словаре не более 10-20 слов. Уровень понимания речи может быть различным: от самого низкого, при котором ребёнок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания отдельных грамматических форм слов. Одни дети владеют довольно большим пассивным словарем и способны по просьбе взрослых выполнять сложные задания. О таких детях родители обычно говорят, что они все понимают, только не говорят. У других детей понимание речи весьма ограниченное. «Покажи, кто здесь рисует. Кто стирает. А кто читает?» - ребёнок не понимает названия действий.

Общие рекомендации к работе с неговорящими детьми.

Желательно проводить занятия индивидуально. Ведущая форма занятий – игровая. Обязательным условием воздействия является многократность повторения одного и того же материала.

Всякое проявление речи у ребёнка необходимо поощрять. Не надо принуждать ребёнка что - либо сказать или повторить. Лучше всего избегать слов СКАЖИ, ПОВТОРИ. Эти слова лучше заменить словами УГАДАЙ, ОТГАДАЙ. Посмотри: кто тут появился? Козлик! Рассматривая козлика, несколько раз имитировать крик козлика: «Ме-ме-ме». Показывая ребенку, где у козлика носик, уши, хвостик, взрослый заинтересованно спрашивает: «А ты знаешь, как козлик плачет (кричит)».

Как развивать понимание речи?

Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются:

- игрушки (мягкие, заводные, деревянные, резиновые);

- части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос);

- предметы одежды, обуви, головные уборы (рубашка, платье, сапожки, шапка);

- предметы гигиены (мыло, зубная паста, щетка, полотенце);

- предметы обихода (посуда, мебель, столовые приборы, бытовая техника);

- предметы и явления окружающей его жизни (транспорт, профессии);

- животных дикие, домашние (заяц, волк, медведь, корова, лошадь);

- птицы, растения, деревья и т.д.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, несет, везет, подает). Развивать его в ежедневной непосредственной деятельности проговаривая каждое действия ребёнка.

В каких видах деятельности можно развивать речь ребёнка?

  • На индивидуальных занятиях учить ребёнка различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  • Больше говорите с ребёнком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?», «Покажи носик». Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

Первоочередная цель, которая стоит перед педагогом, занимающимся с неговорящим ребёнком, понимающим обращённую к нему речь - сформировать потребность в общении, вызывать звукоподражания, упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности.

Литература:

1. Т.А. Датешидзе Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2012. – 128 с.

2. Г.В. Дедюхина., Е.В. Кириллова Учимся говорить 55 способов общения с неговорящим ребенком — М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 2010. – 88 с.

3. В.С. Володина Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи логопедической работы с неговорящими детьми.

В данном материале указаны основные направления работы учителя-логопеда с безречевыми детьми....

Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми

Краткое описание новых технологий, применяемых в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, неговорящими детьми....

Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми

Данная презентация будет полезна логопедам, психологам, дефектолагам, родителям, которые живут рядом с ребенком "молчуном"....

Система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью.

В данной работе описана система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью....

Методика работы с неговорящими детьми

Данная методика предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов в работе над запуском речи у неговорящих детей, а также для родителей ребенка. Все задания предлагаются ребенку в игровой фо...