Образовательные комплексы серии «1С: Образование. Школа» как средство дифференцированного подхода в обучении.
методическая разработка на тему

Маркова Наталья Владимировна

В данной методической разработке показана возможность использования ресурсов образовательной серии "1С: Образование. Школа" для  реализации дифференцированного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx121.68 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные комплексы серии «1С: Образование. Школа» как средство дифференцированного подхода в обучении.

В условиях перехода на ФГОС НОО на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

«Личностно-ориентированный подход — главная идея в программе гуманизации современного образования»[7,с.69]. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он  создаёт условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

        Инге Унт,  изучая проблему дифференцированного подхода в обучении,  даёт следующее определение: «Дифференциация – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам».[2, с.8].

В отечественной педагогической научной школе (И.Т. Бутузов, В.М. Монахов, В.А. Орлов, Г.Ф. Суворова, Н.М. Шахмаев и др.) сложилось деление дифференциации обучения на внутреннюю и внешнюю. При этом внутренней считается внутриклассная дифференциация, а внешней – все остальные ее уровни.

По мнению Г.Ф. Суворовой в начальной школе наиболее приемлема "внутренняя дифференциация", основное положение которой сводится к следующему: разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные формы и виды работ, чтобы овладеть программным учебным материалом [1].

Внутренняя дифференциация – это различное обучение детей внутри класса, в котором дети подобраны по случайным признакам. Здесь дифференциация проявляется в следующем:

  • вариативность темпа изучения материала;
  • дифференциация учебных заданий;
  • выбор различных видов деятельности;
  • определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

При этом возможно объединение учащихся в группы для работы на различных уровнях и разными методами. Внутренняя дифференциация, как утверждает В.К. Шишмаренков, позволяет не потерять одаренных детей; она предполагает наличие у педагога гибких, ненавязчивых, мягких методов, разнообразных дидактических материалов, позволяющих ученику выбрать наиболее удобные и приятные ему типы заданий, содержание учебного материала и форму его выражения.

В начальной школе индивидуальные различия детей особенно заметны. Средний темп работы, который выбирает учитель на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся,  обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием.[3]

           Цель моей работы – создать   условия для оптимального развития каждого ребёнка, учитывая его фактические и потенциальные возможностей  при классно-урочной форме обучения.

       Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

   Дифференцированный подход в обучении приносит положительный результаты, если  отвечает следующим требованиям [5]:  

  • он должен быть единым для всех групп учащихся;
  • показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую (учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его);
  • учитель должен   представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся,  уметь выбрать системы работы с каждой из групп учащихся.

            При дифференциации учебной работы следует учитывать уровень умственного развития учащегося. Н.А. Менчинская в своём определении охватывает этим понятием как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретённые знания (обученность). Обучаемость или способность к учению, представляет собой понятие, характеризующее умственные способности учащегося, т.е. "способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения". Критериями определения способности к учению являются скорость усвоения, гибкость процесса мышления и связь конкретных и отвлечённых компонентов в мышлении. [5]

            З.И. Калмыковой была разработана стратегия диагностики способности учиться ("обучаемости"). Калмыкова считает "обучаемость" – способность учиться – ключевым звеном в системе предпосылок развития в условиях школьного обучения.

            Способность учиться ("обучаемость") определяется Калмыковой как "совокупность тех интеллектуальных свойств человека (или тех особенностей мышления), от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности".

Предлагаю рассмотреть уровневую дифференциацию, если за её основание  брать уровень обучаемости.  В этом случае  можно руководствоваться  базой уровней обучаемости, сформулированной И.М. Чередовым [6]. Автор даёт следующую характеристику уровней:

- высокий уровень обучаемости – учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время;

- средний уровень – ученики усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости;

- низкий уровень – учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа.

             Для дифференцированного обучения характерно:

1. В группе высокого уровня:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;

- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний;

- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач.

2. В группе среднего уровня:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;

- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;

- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично – поисковом уровне.

3. В группе низкого уровня:

-создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;

- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;

- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;

- формирование мыслительных действий и операций; обучение предметным действиям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.

             При дифференцированном подходе удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:

-создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

-сотрудничество учителя и ученика;

-создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;

-возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;

-учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;

-тематический учет знаний;

-использование метода малых групп;

-логическая обусловленность своевременности контроля;

-гарантирование ученику права на повышение оценки;

-соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

-поощрение ученика.

Проведя диагностику уровня обучаемости учащихся, делаю вывод, что у каждого ученика разные возможности  к самостоятельному открытию новых знаний. На основании данного критерия выделяю в своём классе две группы  для дифференцированной работы: дети с высоким уровнем обучаемости (52%) и дети со средним уровнем обучаемости (48%).

Образовательный стандарт второго поколения  предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [4, с. 3]. В этих условиях возникла необходимость строить образовательный процесс, используя новые технологии и формы организации учебной деятельности. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей.

Одним из средств реализации дифференцированного подхода к детям  являются образовательные комплексы серии «1С: Образование. Школа»,  которые дают возможность организовать учебную деятельность  в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.

Актуальность использования подобных продуктов в образовательных организациях не вызывает на сегодняшний день сомнений, т.к. эта программа позволяет решить ряд проблем, связанных с технической стороной организации урока:

  • временное ограничение доступа к сети интернет;
  • невозможность использования заранее подобранных ЦОР, установленных на персональном компьютере учителя;
  • хаотичное использование ресурсов сети интернет.

         Образовательные комплексы серии «1С: Образование. Школа» дают возможность учителю создавать и редактировать свои собственные учебные материалы, назначать учащимся групповые и индивидуальные задания, в том числе формировать индивидуальные образовательные траектории, осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности пользователей.

Данная образовательная серия позволяет обеспечить дифференциацию учебной деятельности по способу организации деятельности и по содержанию учебных заданий.

 Дифференциация  по способу организации деятельности.

Дифференциация по способу организации деятельности не предполагает различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все ученики выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно за компьютером.

Работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе школьники знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления.

После этого первая группа приступает к самостоятельному выполнению задания за компьютером с использованием ресурсов «1С: Образование. Школа». Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, выполняют тренировочные упражнения под руководством учителя.

 Фрагмент урока математики в 4 классе по теме: «Сложение и вычитание дробей»

Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа на компьютере с использованием ресурса 1С: Школа. (По группам).

– Вам предстоит самостоятельная работа. Кто уверен в своих силах и готов приступить к работе?

Сначала за компьютерами будет работать 1 группа ребят, в это время 2 группа выполняет тренировочные упражнения. Затем группы поменяются местами.

Задание для самостоятельной работы на компьютере.

Электронный ресурс 1С: Школа: игры и задачи(1-4)—математика—действия с числами в пределах 1000000 –сложение и вычитание дробей.

Тренировочные упражнения для 2 группы на карточках.

+

5

19

2

19

       

     В  

9

19

    Е

8

19

   А

    Е

7

19

   Р

     Н

Заполни пустые клетки таблицы. Расположи полученные числа в порядке возрастания. (Взаимопроверка, самооценка !).

Затем группы меняются местами. Этап проверки проводится самостоятельно, оценку выставляет компьютер.

Автоматизированные формы  контроля достаточно оперативны и при  грамотном использовании играют роль стимула.

Дифференциация  по содержанию учебных заданий.

Задания образовательной серии «1С: Образование. Школа» помогают восполнить недоработки в изучении материала отдельными учениками на уроке, удовлетворяют потребность в более глубоком освоении определенных разделов программы.

Дифференцированный подход обеспечивают электронные ресурсы из библиотеки данной серии, в которой присутствуют избирательные и   закрытые, контролирующие и тренировочные  виды тестов, что позволяет учителю использовать их на разных этапах урока с различными целями.

При выполнении итоговых проверочных работ учащиеся могут выбирать различные уровни сложности (максимальный, минимальный, хороший).

Тесты контролирующего вида позволяют учителю осуществлять контроль, при котором пройденный учащимся тест автоматически оценивается. Педагог же, в свою очередь, имеет возможность просмотреть ответы на вопросы теста и либо утвердить оценку, предложенную системой, либо её изменить. При использовании тренировочных тестов учащиеся могут осуществлять  самоконтроль, через просмотр верных ответов каждого вопроса, что позволяет формировать

     ИКТ-компетентность и универсальные учебные действия учащихся.

Данный продукт даёт возможность учителю создавать свои тесты, учитывая индивидуальные особенности учащихся. При изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», мною были разработаны варианты заданий, отличающиеся уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Варианты выбора ответа также различны: выбор одного ответа из многих, многих из многих, ввод текста (Тесты 1,2).

Тест 1

Вопрос

Ответ

Выбери правильный ответ.

1. Одну или несколько равных долей целого называют:

a) Долей.
б) Дробью.
в) Целым числом.

2. Черту дроби понимают как знак действия:

a) Умножения.
б) Деления.
в) Вычитания.
в) Сложения.

3. Число, записанное над чертой дроби, называется:

a) Числитель.
б) Знаменатель.

4. Знаменатель дроби показывает:

a) На сколько частей разделили целое.
б) Сколько частей взяли.

              Выбери неправильные ответы

5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой:

a) Числитель больше.
б) Числитель меньше.
в) Числители равны.

6. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой:

a) Знаменатели равны.
б) Знаменатель меньше.
в) Знаменатель больше.

Тест 2.

Вопрос

Ответ (Ввод текста).

1. Одну или несколько равных долей целого называют:

ДРОБЬЮ

2. Черту дроби понимают как знак действия:

ДЕЛЕНИЯ

3. Число, записанное над чертой дроби называется:

ЧИСЛИТЕЛЬ

4. Знаменатель дроби показывает:

НА СКОЛЬКО РАВНЫХ ЧАСТЕЙ РАЗДЕЛИЛИ ЦЕЛОЕ

5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой:

ЧИСЛИТЕЛЬ БОЛЬШЕ

6. Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой:

ЗНАМЕНАТЕЛЬ БОЛЬШЕ

При выполнении репродуктивных заданий от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в обычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. (Тест 1, задания 1-4, «Выбери правильные ответы»)

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания. Ресурсы данной серии дают возможность определять объём  учащимся индивидуально. Для этого используется окно «Выборка элементов».

Как правило, дифференциация по объему обычно сочетается с другими способами дифференциации.  Учащимся предлагаются продуктивные задания «Выбери неправильные ответы» (тест 1, задания 5-6); творческие задания «Найди и исправь ошибки в тексте».

Найди и исправь ошибки в тексте.                                                                                       Машины сказки.

 Однажды летним днем проказница Маша отправилась в лес. Она побежала за зайцем и вдруг оказалась на незнакомой полянке.

– Эй, эй! – вдруг услышала Маша.

Девочка обернулась и увидела перед собой двух человечков. Один был большой, а другой поменьше.

– Какие смешные, – сказала Маша. – Как вас зовут?

– Я - Числитель, – сказал маленький человечек. – Я показываю, на сколько равных частей разделена единица или предмет.

– Я - Знаменатель, старший брат Числителя – ответил большой незнакомец. – Я показываю, сколько нужно взять частей из предмета.

Вдруг на поляне появились ещё несколько человечков. Все они ходили парами, но необыкновенными.  Большие человечки носили маленьких,  которые сидели у них на плечах на перекладинах.

– Цирк! Цирк! – вскрикнула  Маша.

– Да. Мы всегда ходим так. И называемся мы дробью. Перекладина - дробная черта. Я, Знаменатель, всегда на перекладине (над чертой), а мой брат, Числитель всегда сидит под перекладиной (под чертой), – сказал Знаменатель.

– С вами так весело! – воскликнула  Маша. Теперь я знаю, что такое дробь. Такие звери в нашем лесу не водятся! Заходите в гости. Я вас с Мишкой познакомлю!

-Ой, Мишка! Он же меня потерял, – забеспокоилась Маша и побежала в знакомую избушку.

        При выполнении подобных заданий  ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Использование  образовательной серии «1С: Образование. Школа» позволяет:

  • Повысить положительную мотивацию учения у детей.
  • Каждому ребенку обучаться на уровне его возможностей и способностей.
  • Реализовать желание учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости быстрее и глубже продвигаться в образовании, а учащимся с низким уровнем обучаемости испытывать учебный yспex.                                      
  • Повысить объём выполняемой работы на уроке.
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
  • Возможность оценить каждого ребёнка.  
  • Организовать деятельность детей в зависимости от особенностей детей.

Мониторинг, проведённый в 2014-2015 уч.г. показал эффективность применения ресурсов данной образовательной серии. Уровень развития познавательных УУД в моём классе вырос с 73% до 86% , регулятивных – с 56% до 74%. Также отмечен рост ИКТ – компетентности учащихся с 65% до 82%.

                                       

Список литературы.

  1. Суворова Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке // Начальная школа. – 1987. – №4. С. 54-59
  2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.,1990.
  3. Р. Н. Бунеев и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». М., БАЛАСС
  4. ФГОС  НОО. С.3
  5. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.,1991
  6. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993.
  7. Яковлева В.В. Организация  дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. [Текст] / В.В. Яковлева // Начальная школа.- 2004.- № 5. - С. 69.
  8. Новикова, Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. [Текст] / Л.И. Новикова // Начальная школа.- 2002. № 1. С. 73-74.
  9. Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. – М., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности....

Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования

Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...


 

Комментарии

Маркова Наталья Владимировна

Отзыв на методическую разработку учителя начальных классов «Гимназии имени Александра Грина» г.Кирова Марковой Натальи Владимировны «Образовательные комплексы серии «1С: Образование. Школа» как средство дифференцированного подхода в обучении»
В своей методической разработке Маркова Н.В. уделяет большое внимание организации дифференцированного подхода в обучении младших школьников с использованием образовательных комплексов серии «1С: Образование. Школа». На протяжении последних лет предметом моей методической темы является парная и групповая работа как средство организации дифференцированного подхода в начальных классах. Меня заинтересовали возможности образовательных комплексов серии «1С: Образование. Школа», которые также формируют ИКТ-компетентность учащихся, что, несомненно, актуально в условиях внедрения ФГОС НОО. Задания, разработанные учителем, дают возможность организовать учебную деятельность в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом. Автор указывает на то, что данная образовательная серия позволяет обеспечить дифференциацию учебной деятельности по способу организации деятельности и по содержанию учебных заданий. При выполнении подобных заданий ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Я активно использую задания Натальи Владимировны. Уроки в компьютерном классе проходят продуктивно и интересно.
Являясь руководителем методического объединения учителей начальных классов Санчурского района, планирую на очередном заседании МО познакомить своих коллег с данной темой.
Учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Козыр Светлана Николаевна.