Игровые технологии как средство развития познавательных способностей младших школьников.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._bolotina_i.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Болотина И.Г. , учитель начальных классов
ЧОУ «Школа»Шамир» Адмиралтейского района
Санкт – Петербург
Игровые технологии как средство развития познавательных способностей младших школьников
1. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
2. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям с младшими школьниками, является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, книге, учению. При включении детей в ситуацию игры изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность повышается.
Самым главным является то, что учитель должен обладать творчеством, умело и методически правильно использовать его, путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.
Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека - познавать окружающий мир, стремление проникать в его многообразие, отражать в сознании причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение.
Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает учащихся к постоянному поиску преобразования действительности, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала.
В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям, затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в старшем школьном возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?».
Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, мотивацией. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный дошкольник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного и ряда учебных предметов.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются выраженным эмоциональным отношением к тому, что ярко, эффектно.
Главным стимулом для развития познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младшего школьника.
Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития младшего школьника.
Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью надо насыщать свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Мы должны использовать различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.
Формирование и развитие познавательных интересов часть воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Литература
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984.
Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004.
Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002
Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...
"Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся".
выступление на район...
«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»
Из опыта работы по применению информационных коммуникативных технологий, как средство развития познавательных способностей младших школьников на различных ...
Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроке
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей....
Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"
Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...
«Информационные коммуникативные технологии , как средство развития познавательных способностей младших школьников»
Мы живем в « цифровом мире, учитель не может позволить себе отставать от своих учеников. На то он и Учитель!»...
«Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития познавательных способностей»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С ...