Урок толерантности "Мы разные, но мы вместе!"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Урок знакомит обучающихся с понятием «толерантность»;

формирует уважительное отношение к людям разных национальностей;

воспитывает признание различий и индивидуальности каждого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tolerantnosti.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок толерантности "Мы разные, но мы вместе!"  

Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность»;

формировать уважительное отношение к людям разных национальностей;

воспитывать  признание различий и индивидуальности каждого.

Планируемые результаты:

предметные: сформировать у обучающихся представление о толерантности (значение слова, приемы развития этого качества);

личностные: воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

 метапредметные: 

регулятивные: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов;

познавательные: находить нужную информацию в разных источниках, использовать её в беседе, осознавать появление новых знаний, расширять кругозор; анализировать, сравнивать, обобщать полученные сведения;

коммуникативные: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.

Ход урока:

I. Введение в тему.

Учитель:

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Улыбка всегда располагает к общению.

 (Звучит мелодичная музыка, учитель рассказывает притчу):

- Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. 

Подумал старик и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал мудрец. - Одну зовут Радость, другую – Грусть, третью – Красота, четвёртую – Обида, пятую – Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, посмотрела в глаза каждой и задумалась.

Учитель: - Ребята, а кого выбрали бы вы?  Почему?

(Ученики:  Дружбу, так как без неё сложно прожить на Земле; когда люди дружат, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы)

(Звучит музыка, учитель продолжает притчу):

- Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

Учитель: - А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения)

Учитель: - Когда мы говорим об этих качествах, мы говорим о толерантности.

В словаре Ожегова есть толкованиие слова толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

На доске появляются надписи: Толерантность – это

милосердие    сострадание     уважение      терпение    доброта        дружба       мир и согласие                                                      

II. Открытие нового знания.

(На доске яблоня с разными по форме, цвету и размеру яблоками)

Учитель: - Ребята, перед вами яблонька. Все ли яблоки на ней одинаковы? (Нет)

- Чем они различаются? (Формой, цветом, размером).

- Вот так же и люди все разные.

- В чём наше внешнее различие? (Люди различаются цветом глаз, волос, цветом кожи, ростом и весом)

- Люди различаются не только внешне, но и внутри души мы разные: грустные, весёлые, жизнерадостные, ранимые, хотим, чтобы нас не обижали, уважали. Мы разные, но мы вместе!

Учитель: - На нашей планете живёт семь миллиардов человек разных национальностей. Россия – это великая страна, где живут и дружат люди разных  национальностей. У каждого народа свой язык, характер, национальная одежда, своя культура, традиции, религия, своя национальная кухня.

- В нашем классе учатся дети 3-х национальностей. Давайте пригласим их сюда. Встречаем ребят дружными аплодисментами.

(Выходят дети в национальных костюмах)

 1-ая ученица: - Я – россиянка.  Я представляю Россию – самое большое государство в мире. Столица России  - город  Москва. В нашей стране живёт очень много народов. У нас много рек, озёр, красивых городов. Но самый прекрасный для меня город – это Тольятти, потому что в нём я родилась. Я уважаю и люблю свой народ с его душевной добротой. Россияне – очень весёлые и гостеприимные. Кто не слышал русских частушек и не ел вкусных блинчиков? Приходите, мы всегда вас встретим с хлебом с солью!

2-ая ученица: - Я представляю татарскую национальность. Моя малая Родина – республика Татарстан, которая входит в состав России.  Столица Татарстана - город Казань. 

 От русских татары отличаются родным языком, историей своего народа, своей культурой, одеждой и национальной кухней. Конечно, сейчас это не очень заметно: национальную одежду они надевают только по праздникам и говорят чаще не на родном языке, а на русском. Потому что они живут в России, где государственный язык – русский. Но свой родной язык они не забывают: на татарском языке они разговаривают дома, читают книги, смотрят кинофильмы. Татары – гостеприимный народ. Они с радостью предложат гостям свои вкусные национальные блюда.

А сегодня мы хотим угостить  вас татарским национальным блюдом "Чак-чак".

3-ья ученица: - Я – армянка, но живу в России. Столица Армении – город Ереван. Его считают одним из самых зелёных городов Европы. Посмотрите, какие у нас яркие, нарядные костюмы, с обилием вышивки, это говорит о любви народов к своей Родине, своим истокам. Чтобы создать такие костюмы, требуется умение и огромное трудолюбие.  Армяне очень доброжелательный и гостеприимный народ. Они всегда рады удивить гостей своими национальными блюдами.

Учитель: - Ребята, скажите, а что вас объединяет?

(Мы дети разных национальностей, но наша Родина – Россия, потому что мы здесь живём и учимся).

Учитель: - Да, ребята, Россия -  большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы.

- Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать всех: молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Каждый человек неповторим. Он — индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто неинтересно.

- Как вы думаете, что для народов России всегда было самым главным? (ДРУЖБА НАРОДОВ)

Учитель: - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.  В них заключена народная мудрость.

- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

Пословицы о дружбе:

Крепкую дружбу и топором не разрубишь!

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Нет друга -  ищи, а нашёл – береги!

Старый друг, лучше новых двух.

Друг познаётся в беде.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Две руки всегда сильнее одной (армянская пословица)

Учитель: - Наш класс – это семья. Да, мы разные! Но все мы при этом равные! Мы все живём большой, дружной семьёй. И очень хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.

Учитель: - Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш Самарский край на карте? (напоминает сердце)

Учитель: - Правильно, это единственная область на карте, чьё очертание напоминает нам сердце.

III. Творческая работа в группах.

Учитель: - У вас на столах лежат шаблоны сердец. Я предлагаю вам в своих группах сделать сердечки. Пусть тепло ваших сердец согревает других, и тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами будут верные и надёжные друзья.

(Дети вырезают из бумаги сердечки, дарят их друг другу)

1.  Дружба народов не просто слова,

 Дружба народов навеки жива!

Дружба народов – счастливые дети,

Колос на ниве и сила в рассвете!

2.  Родина наша - это страна.

Очень и очень большая она!

Родина наша - это наш дом,

Где мы все вместе дружно живём!                                                                                

3.  Кто б ни приехал к нам сюда

Полюбит край наш навсегда!

Узбек ли, русский ли, грузин,

Мы в дружбе нашей как один!

Язык дружбы не нуждается в переводе.

Секреты дружбы:

Дружба – это когда дети вместе играют, не ссорятся, доверяют друг другу, умеют хранить секреты, помогают во всём.

Друзья – это люди, с которыми нам легко и комфортно.

Учитель: -  Теперь попрошу всех встать. Положите правую руку соседу на левое плечо, и все вместе хором весело скажем:

Если дружба велика, будет Родина крепка!

Учитель: - Приглашаю на чаепитие с вашими национальными угощениями.

Под музыкальное сопровождение все исполняют песню "Песня о дружбе".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Социальный проект для учащихся 4 класса: "Мы разные, но мы вместе"

Поэтапная разработка работы над проектом. Разнообразные творческие задания для учащихся. Отчет по проектной деятельности....

Занятие-игра о толерантности "Мы такие разные, но мы вместе" 2 класс

Занятие в доступной игровой форме расширяет знания второклассников о толерантности. Ситуации из жизни, любимые герои мультфильмов помогут ребятам вывести главное правило толерантности. Учащиеся учатся...

Урок толерантности "Мы разные, но мы вместе"

Цель урока: формирование качества толерантности.Задачи:·         ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;·...

Урок-проект по теме "Мы разные, но мы вместе"

Урок-проект по теме "Мы разные, но мы вместе"...

Урок доброты. Классный час "Мы разные, но мы вместе"

Цель: создать условия для формирования представления о здоровье как ценности человеческой жизни. Задачи: познакомиться с некоторыми проблемами людей с ограниченными возможностями; закрепить понят...