Формирование функциональной грамотности младших школьников в учебной деятельности
статья по чтению
Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности младших школьников в учебной деятельности
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Дени Дидро
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Учитель дает знания по предмету и обучает детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях.
Тема моего выступления: «Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников».
Цель: создание условий для личного роста школьников, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих формированию читательской грамотности.
Сначала мы рассмотрим этапы работы с текстом в начальной школе, на которых педагог формирует функционально грамотную личность
1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Я работаю по учебнику «Литературное чтение» УМК «Школа России».
Покажу разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Разберем на примере басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Для начала давайте вспомним определение басни.
– Что такое басня?
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:
1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
-А что басни высмеивают ?
-лесть
-ложь
-глупость
-лень
-безнравственность
-невежество
-хвастовство
-Чему учат басни?
-дружбе
-трудолюбию
-усердию
-честности
-доброте
-отзывчивости
-благородству
-благодарности
-добывать знания
Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, их басни?
Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и их басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков. Важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим младшему школьнику для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
В первую очередь работа учителя должна быть направлена на формирование навыков смыслового чтения.
- Задание
На первом этапе я использую прием «Работа с вопросником» (при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником). Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень» который был предложен учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением.
- Назовите главных героев рассказа?
- Где происходят события?
- Какая проблема стояла перед героями.
- Какие предложения были сделаны по преодолению этой проблемы
- Почему было выбрано 3 решение.
- Задание на работу с незнакомыми словами.
Ученику необходимо прочитать непонятные слова и словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом. Можно записать слово, значение которого ты бы хотел узнать.
Инженер | вымысел,изобретение |
Порох | машина для утрамбовки и уплотнения грунта |
Большой каток | взрывчатое соединение или смесь |
Выдумка | специалист с высшим техническим образованием |
Записать свое слово | его значение |
- Задание
Диалог с автором текста.
Ребенку предлагается ответить на вопрос «Почему мужику заплатили больше?», высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она.
-Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.
-Глупый киснет, а умный всё промыслит.
-Достигай всего своими способностями.
-Красна гора скалой, а человек - головой.
-Смётка дороже богатства.
-Каков мастер, такова и работа.
-Недаром говорится, что дело мастера боится.
-Сила ломит всё, а ум силу.
- Задание.
Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов или предложений. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово. Дети очень любят играть, а игровое обучение в современном мире все больше и больше набирает популярность, ведь именно игровой режим точно заинтересует ребенка
«Я копаювы дполе мосаго каням ольбшую мяу; люмзе зи мяы лювараз оп плодища, люсва менька в муя и заняюров лземю».
( «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».)
- Задание
Использование правила синквейна
1 строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.
2 строчка – это одно, два прилагательных или причастий, описывающих предмет.
3 строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.
4 строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна
Например
- камень,
- огромный, большой
- занимал, лежал, мешал,
- ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.
- смекалка
- Задание
Впиши данные о произведении в карточку
Автор | |
Название | |
Жанр | |
Тема произведения | |
Мораль басни |
-В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)
Найдите строчки, в которых заключена мораль басни.
- Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы).
Д/З использую приём «Написание творческих работ». Он хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, учащимся предлагается написать продолжение произведения или самому написать басню. Эта работа выполняется учащимися, в зависимости от их уровня развития.
В конце урока каждый ученик рассуждает над смыслом басни, делая свой вывод, поясняя ответ.
В басне заложены несколько смыслов.
Какой из перечисленных можно отнести к басне?
1. Самые умные люди всегда зарабатывают меньше других.
2. Следует искать самый простой и эффективный способ решения проблемы.
3.Самый образованный человек всегда работает лучше крестьянина.
Разнообразные и увлекательные задания на уроках чтения помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/25/picture-460463-1403689710.jpg)
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967486-1509558831.jpg)
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967486-1509558831.jpg)
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-43243-1389716292.jpg)
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/12/picture-1516184-1710266401.jpg)
"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"
В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...
- Мне нравится (1)