Формирование функциональной грамотности младших школьников в учебной деятельности
статья по чтению

Муштуренкова Татьяна Геннадьевна

Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_funk_gram_m.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности младших школьников в учебной деятельности

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».                                                                        

Дени Дидро

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Учитель дает знания по предмету и  обучает детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях.

         Тема моего выступления: «Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников».

Цель: создание условий для личного роста школьников, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих формированию читательской грамотности.

Сначала мы рассмотрим этапы работы с текстом в начальной школе, на которых педагог формирует функционально грамотную личность

1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Я работаю по учебнику «Литературное чтение» УМК «Школа России». 

Покажу разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Разберем на примере басни  Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень» 

Для начала давайте вспомним определение басни.

– Что такое басня?
 Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

 1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

 

– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

-А что басни высмеивают ?

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

-Чему учат басни?

-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, их басни?

         Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и их басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.  Важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим младшему школьнику для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

В первую очередь работа учителя должна быть направлена  на формирование навыков смыслового чтения.

  1. Задание 

 На первом этапе я использую прием «Работа с вопросником» (при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником). Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»  который был предложен учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением.

  1. Назовите главных героев рассказа?
  2. Где происходят события?
  3. Какая проблема стояла перед героями.
  4. Какие предложения были сделаны по преодолению этой проблемы
  5. Почему было выбрано 3 решение.
  1. Задание на работу с незнакомыми словами.

Ученику необходимо прочитать непонятные слова и словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом. Можно записать слово, значение которого ты бы хотел узнать.

Инженер

вымысел,изобретение

Порох

машина для утрамбовки и уплотнения грунта

Большой каток 

взрывчатое соединение или смесь

Выдумка

специалист с высшим техническим образованием

Записать свое слово

его значение

  1. Задание

 Диалог с автором текста.

Ребенку предлагается ответить на вопрос «Почему мужику заплатили больше?», высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она.

-Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

-Глупый киснет, а умный всё промыслит.

-Достигай всего своими способностями.

-Красна гора скалой, а человек - головой.

-Смётка дороже богатства.
-Каков мастер, такова и работа.
-Недаром говорится, что дело мастера боится.
-Сила ломит всё, а ум силу.

  1. Задание.

Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов или предложений. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово. Дети очень любят играть, а игровое обучение в современном мире все больше и больше набирает популярность, ведь именно игровой режим точно заинтересует ребенка

 «Я копаювы дполе мосаго каням ольбшую мяу; люмзе зи мяы лювараз оп плодища, люсва менька в муя и заняюров  лземю».

 ( «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».)

  1. Задание

Использование правила синквейна

1 строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

2 строчка – это одно, два прилагательных или причастий, описывающих предмет.

3 строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4 строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна

Например

  1. камень,
  2. огромный, большой
  3. занимал, лежал, мешал,
  4. ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.
  5. смекалка
  1. Задание

Впиши данные о произведении в карточку

Автор

Название

Жанр

Тема произведения

Мораль басни

-В чём же мораль  басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

Найдите строчки, в которых заключена  мораль басни.  

- Какой урок для себя вы можете извлечь?  (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения  проблемы).

Д/З  использую приём «Написание творческих работ». Он хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, учащимся предлагается написать продолжение произведения или самому написать басню. Эта работа выполняется учащимися, в зависимости от их уровня развития.

В конце урока каждый ученик рассуждает над смыслом басни, делая свой вывод, поясняя ответ.

В басне заложены несколько смыслов.

Какой из перечисленных можно отнести к басне?

1. Самые умные люди всегда зарабатывают меньше других.

2. Следует искать самый простой и эффективный способ решения проблемы.

3.Самый образованный человек всегда работает лучше крестьянина.

Разнообразные и увлекательные задания  на уроках чтения помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное.

Читательская грамотность -  способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...

"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"

В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...