Первые шаги к учебному успеху ученика начальной школы
статья по теме

Каблашова Олеся Васильевна

Для педагога ФГОС являются уникальной «инструкцией», соблюдение которой приведет к достижению всех уровней результатов. Но какой бы полной и качественной инструкция ни была, положительный результат, все равно, целиком зависит от личностных качеств исполнителя, в данном случае – учителя начальных классов.

Это может быть «учитель-предметник», который стремится «научить всех», работая фронтально. Но в условиях начальной школы «учителю-предметнику» будет сложно осуществлять индивидуальный подход, без которого невозможно обучение на данном этапе.

Это может быть «учитель-наставник», успешно обучающий детей с высоким и средним уровнем учебных возможностей, преодолевая неуспеваемость через учет скорости усвоения разными учениками учебного материала.

Это может быть «учитель-партнер», цель которого «научить каждого». Для такого учителя учебный предмет – это средство обучения детей способам познания мира и продуктивного общения с ним. Такой учитель ежеминутно для каждого ученика создает ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения для развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kablashova.docx95.66 КБ

Предварительный просмотр:

                            Первые шаги к учебному успеху                                ученика начальной школы

Каблашова Олеся Васильевна

 учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ Лицей № 126 Калининского района

Что я делаю, когда осуществляю свою профессиональную деятельность (обучаю свой класс, обучаю каждого конкретного ученика или вместе с каждым конкретным учеником познаю законы окружающего мира и учусь управлять собой и миром вокруг…)? Такой вопрос должен задать себе каждый современный учитель, тем самым определив свою педагогическую концепцию, т.к. введение новых образовательных стандартов предусматривает серьезные изменения в компетенциях педагога.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построение образовательного процесса с учетом индивидуальности учащихся, их возрастных, психологических и физиологических особенностей, воспитание и развитие личности ребенка [9].

Для педагога ФГОС являются уникальной «инструкцией», соблюдение которой приведет к достижению всех уровней результатов. Но какой бы полной и качественной инструкция ни была, положительный результат, все равно, целиком зависит от личностных качеств исполнителя, в данном случае – учителя начальных классов.

Это может быть «учитель-предметник», который стремится «научить всех», работая фронтально. Но в условиях начальной школы «учителю-предметнику» будет сложно осуществлять индивидуальный подход, без которого невозможно обучение на данном этапе.

Это может быть «учитель-наставник», успешно обучающий детей с высоким и средним уровнем учебных возможностей, преодолевая неуспеваемость через учет скорости усвоения разными учениками учебного материала.

Это может быть «учитель-партнер», цель которого «научить каждого». Для такого учителя учебный предмет – это средство обучения детей способам познания мира и продуктивного общения с ним. Такой учитель ежеминутно для каждого ученика создает ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения для развития. Совершенно очевидно, что именно эта третья модель описывает учителя начальных классов (а может и не только?), осуществляющего требования ФГОС [4].

Для такого учителя большое значение имеют навыки сознательного и конструктивного анализа учебных ресурсов ученика, конструирование целей, планирования и организации процесса обучения и снова – анализа, но уже результатов (не только ученических, но и собственной деятельности).

С чего начать первые шаги к учебному успеху ученика? Конечно же, с овладения всей системой компетенций педагога, а именно:

  1. Владение содержанием и методологией предмета
  2. Знание и применение закономерностей познавательных процессов ученика
  3. Знание валеологических требований к уроку
  4. Владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями
  5. Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета
  6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)
  7. Умение управлять инновационным процессом
  8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта [3], [5].

Учителя начальных классов обладают разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения, но при возникновении ситуации, требующей индивидуализации или хотя бы дифференциации учебного процесса, далеко не все обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы. А ведь только личностно-ориентированная педагогика сможет обеспечить деятельностный подход-основу ФГОС. Главным в индивидуализации образовательного процесса лежит умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы и научиться «управлять» той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка[4].  .

Алгоритм деятельности учителя в ситуации успеха ученика можно представить в следующем порядке шагов: анализ – целеполагание – планирование – организация – анализ результатов. Педагогический анализ как система знаний, умений и навыков учителя, обеспечивающих осознание особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетенций – один из важнейших шагов на пути развития каждого ученика [8].

В основе знаний учителя об ученике должно лежать знание о множественности и динамичности интеллекта, что дает возможность развивать интеллект ученика разными способами, в разных направлениях, одновременно повышая общий уровень интеллекта, работая с каждым учащимся, даже если учителю кажется, что какая-то врожденная способность его подопечного на низком уровне.  Девиз учителя, работающего на развитие и успех каждого ученика: «Неуспешный ученик – другой, он не понимает меня, потому что он – другой, а не плохой » [2].

Учебный успех ребенка зависит от многих параметров, каждый из которых необходимо учитывать и развивать, а именно внимание, память, модальность, доминирование полушарий, организационные, коммуникативные, информационные навыки, уровень развития мотивационной сферы, одним словом, учитель начальных классов должен иметь глубокие знания о психофизиологии обучения, о вариативности процессов становления и развития учебно-познавательных процессов учащихся (обучаемость).

 Обучаемость можно представить как площадь замкнутой фигуры, вершинами которой являются уровни развития параметров учебной деятельности.

Если развивается и растет уровень любого из перечисленных параметров учебной деятельности, то увеличивается общий уровень учебно-познавательных возможностей ученика (обучаемости), а это отражается и в отметке, и в самооценке, и в росте мотивации к учению [6].

Для обеспечения развивающего потенциала образовательной среды и оптимального уровня дифференциации и индивидуализации учебного процесса учителям необходимо сформировать картотеку приемов и форм учебных заданий, направленных на развитие учебного успеха ребенка с учетом его индивидуальных характеристик [7].

С приемами работы учащихся на уроках чтения, русского языка и математики с учетом ведущей модальности ребенка можно познакомиться в книге Е.С.Гобовой «Понимать детей дело интересное».

Приемы работы с учетом функционального доминирования полушарий мозга представлены в адаптивной методике (соединение  логоса и образа, пересечение логического луча с ассоциативным)  О.Л.Соболевой.

С формами учебно-познавательной деятельности, организацией самостоятельной деятельности учащихся можно познакомиться в монографии И.Н.Зайдман, О.А.Ефремовой «Как научить всех и каждого»

Библиографический список

  1. Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса. Завуч – 2003 №2
  2. Гарднер. Г Структура разума «Вильямс» 2007
  3. Генике Е.А. Профессиональная компетенция педагога Директор школы № 5 2008
  4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Казань, 1982
  5. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель Ростов-на-Дону, 1995
  6. Платонов К.К. Структура и развитие личности М., Наука 1986
  7.  Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии М., 2001
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М., 1998
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М., Просвещение 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

"Графомоторное рисование в учебной деятельности учеников начальной школы с ОВЗ".

Использование приемов графомоторного рисования в учебной деятельности младших школьников позволяет добиться улучшения навыков письменной речи. Небольшие занятия могут проводиться во время урока для уч...

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы...

Сертификат ученику начальной школы за успехи

Данные сертификаты помогут разнообразить уроки и повысить уровень мотивации даже у самых ленивых учащихся. Можно использовать раз в две недели, раз в месяц или по окончанию четверти за заслуги по учёб...

В чём успех исследовательского проекта ученика начальной школы (из опыта работы)

Статья о том, как правильно построить работу над проектом  с ребенком....