Первые шаги к учебному успеху ученика начальной школы
статья по теме
Для педагога ФГОС являются уникальной «инструкцией», соблюдение которой приведет к достижению всех уровней результатов. Но какой бы полной и качественной инструкция ни была, положительный результат, все равно, целиком зависит от личностных качеств исполнителя, в данном случае – учителя начальных классов.
Это может быть «учитель-предметник», который стремится «научить всех», работая фронтально. Но в условиях начальной школы «учителю-предметнику» будет сложно осуществлять индивидуальный подход, без которого невозможно обучение на данном этапе.
Это может быть «учитель-наставник», успешно обучающий детей с высоким и средним уровнем учебных возможностей, преодолевая неуспеваемость через учет скорости усвоения разными учениками учебного материала.
Это может быть «учитель-партнер», цель которого «научить каждого». Для такого учителя учебный предмет – это средство обучения детей способам познания мира и продуктивного общения с ним. Такой учитель ежеминутно для каждого ученика создает ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения для развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kablashova.docx | 95.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые шаги к учебному успеху ученика начальной школы
Каблашова Олеся Васильевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ Лицей № 126 Калининского района
Что я делаю, когда осуществляю свою профессиональную деятельность (обучаю свой класс, обучаю каждого конкретного ученика или вместе с каждым конкретным учеником познаю законы окружающего мира и учусь управлять собой и миром вокруг…)? Такой вопрос должен задать себе каждый современный учитель, тем самым определив свою педагогическую концепцию, т.к. введение новых образовательных стандартов предусматривает серьезные изменения в компетенциях педагога.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построение образовательного процесса с учетом индивидуальности учащихся, их возрастных, психологических и физиологических особенностей, воспитание и развитие личности ребенка [9].
Для педагога ФГОС являются уникальной «инструкцией», соблюдение которой приведет к достижению всех уровней результатов. Но какой бы полной и качественной инструкция ни была, положительный результат, все равно, целиком зависит от личностных качеств исполнителя, в данном случае – учителя начальных классов.
Это может быть «учитель-предметник», который стремится «научить всех», работая фронтально. Но в условиях начальной школы «учителю-предметнику» будет сложно осуществлять индивидуальный подход, без которого невозможно обучение на данном этапе.
Это может быть «учитель-наставник», успешно обучающий детей с высоким и средним уровнем учебных возможностей, преодолевая неуспеваемость через учет скорости усвоения разными учениками учебного материала.
Это может быть «учитель-партнер», цель которого «научить каждого». Для такого учителя учебный предмет – это средство обучения детей способам познания мира и продуктивного общения с ним. Такой учитель ежеминутно для каждого ученика создает ситуацию успеха или целенаправленного учебного затруднения для развития. Совершенно очевидно, что именно эта третья модель описывает учителя начальных классов (а может и не только?), осуществляющего требования ФГОС [4].
Для такого учителя большое значение имеют навыки сознательного и конструктивного анализа учебных ресурсов ученика, конструирование целей, планирования и организации процесса обучения и снова – анализа, но уже результатов (не только ученических, но и собственной деятельности).
С чего начать первые шаги к учебному успеху ученика? Конечно же, с овладения всей системой компетенций педагога, а именно:
- Владение содержанием и методологией предмета
- Знание и применение закономерностей познавательных процессов ученика
- Знание валеологических требований к уроку
- Владение приемами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями
- Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета
- Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)
- Умение управлять инновационным процессом
- Владение навыками обобщения и передачи своего опыта [3], [5].
Учителя начальных классов обладают разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения, но при возникновении ситуации, требующей индивидуализации или хотя бы дифференциации учебного процесса, далеко не все обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы. А ведь только личностно-ориентированная педагогика сможет обеспечить деятельностный подход-основу ФГОС. Главным в индивидуализации образовательного процесса лежит умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы и научиться «управлять» той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка[4]. .
Алгоритм деятельности учителя в ситуации успеха ученика можно представить в следующем порядке шагов: анализ – целеполагание – планирование – организация – анализ результатов. Педагогический анализ как система знаний, умений и навыков учителя, обеспечивающих осознание особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетенций – один из важнейших шагов на пути развития каждого ученика [8].
В основе знаний учителя об ученике должно лежать знание о множественности и динамичности интеллекта, что дает возможность развивать интеллект ученика разными способами, в разных направлениях, одновременно повышая общий уровень интеллекта, работая с каждым учащимся, даже если учителю кажется, что какая-то врожденная способность его подопечного на низком уровне. Девиз учителя, работающего на развитие и успех каждого ученика: «Неуспешный ученик – другой, он не понимает меня, потому что он – другой, а не плохой » [2].
Учебный успех ребенка зависит от многих параметров, каждый из которых необходимо учитывать и развивать, а именно внимание, память, модальность, доминирование полушарий, организационные, коммуникативные, информационные навыки, уровень развития мотивационной сферы, одним словом, учитель начальных классов должен иметь глубокие знания о психофизиологии обучения, о вариативности процессов становления и развития учебно-познавательных процессов учащихся (обучаемость).
Обучаемость можно представить как площадь замкнутой фигуры, вершинами которой являются уровни развития параметров учебной деятельности.
Если развивается и растет уровень любого из перечисленных параметров учебной деятельности, то увеличивается общий уровень учебно-познавательных возможностей ученика (обучаемости), а это отражается и в отметке, и в самооценке, и в росте мотивации к учению [6].
Для обеспечения развивающего потенциала образовательной среды и оптимального уровня дифференциации и индивидуализации учебного процесса учителям необходимо сформировать картотеку приемов и форм учебных заданий, направленных на развитие учебного успеха ребенка с учетом его индивидуальных характеристик [7].
С приемами работы учащихся на уроках чтения, русского языка и математики с учетом ведущей модальности ребенка можно познакомиться в книге Е.С.Гобовой «Понимать детей дело интересное».
Приемы работы с учетом функционального доминирования полушарий мозга представлены в адаптивной методике (соединение логоса и образа, пересечение логического луча с ассоциативным) О.Л.Соболевой.
С формами учебно-познавательной деятельности, организацией самостоятельной деятельности учащихся можно познакомиться в монографии И.Н.Зайдман, О.А.Ефремовой «Как научить всех и каждого»
Библиографический список
- Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса. Завуч – 2003 №2
- Гарднер. Г Структура разума «Вильямс» 2007
- Генике Е.А. Профессиональная компетенция педагога Директор школы № 5 2008
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Казань, 1982
- Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель Ростов-на-Дону, 1995
- Платонов К.К. Структура и развитие личности М., Наука 1986
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии М., 2001
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М., 1998
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М., Просвещение 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Портфолио достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха.
Содержание и анализработы с портфолио....
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
"Графомоторное рисование в учебной деятельности учеников начальной школы с ОВЗ".
Использование приемов графомоторного рисования в учебной деятельности младших школьников позволяет добиться улучшения навыков письменной речи. Небольшие занятия могут проводиться во время урока для уч...
Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы
Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы...
Сертификат ученику начальной школы за успехи
Данные сертификаты помогут разнообразить уроки и повысить уровень мотивации даже у самых ленивых учащихся. Можно использовать раз в две недели, раз в месяц или по окончанию четверти за заслуги по учёб...
В чём успех исследовательского проекта ученика начальной школы (из опыта работы)
Статья о том, как правильно построить работу над проектом с ребенком....