Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
проект на тему
Взаимосвязь ИКТ-грамотности иИКТ-компетентности. Содержание, виды и формы организации учебной деятельности. Планируемые результаты. Проблемы и варианты использования средств ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sedunovoy.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ИКТ- компетентности
в рамках урочной
и внеурочной деятельности.
Автор:
Седунова Вера Алексеевна
учитель начальных классов
2014 год
г.о. Тольятти
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Взаимосвязь ИКТ- грамотности и ИКТ- компетентности
2. Цель ИКТ
3. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности
по формированию и развитию ИКТ- компетенций
4. Планируемые результаты формирования компетентности обучающихся в
области использования ИКТ (Связь действий и предметов)
5. Проблемы и варианты использования средств ИКТ
6. Формирование ИКТ- компетентности во внеурочной деятельности
1. Взаимосвязь ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и обра-
зования для формирования универсальных учебных действий (далее УУД),
наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использова-
ние цифровых инструментов и возможностей современной информационно-
образовательной среды. Ориентирование обучающихся основной школы в
информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование
способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одни-
ми из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени ос-
новного общего образования.
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-
грамотности.
Понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями
должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в дан-
ном смысле. В порядке повышения сложности познавательных (когнитив-
ных) действий, необходимых для их выполнения это:
определение информации;
доступ к информации;
управление информацией;
интегрирование информации и противопоставление данных; оценивание информации;
создание информации;
сообщение информации.
А под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение уча-
щимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения
возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом особо вы-
деляется сформированность обобщенных познавательных, этических и тех-
нических навыков.
Ключевые компетенции и универсальные учебные действия (УУД) вклю-
чают навыки планирования и целеполагания, измерений, анализа и обработки
информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков
и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит
в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Одновременно ИКТ необходимо применять и конечно будут применяться
в условиях ФГОС при оценке сформированности универсальных учебных
действий. Для их формирования исключительную важность имеет использо-
вание информационно-образовательной среды, в которой планируют и фик-
сируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
2.Цель ИКТ
- повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навы-
ков,
- собственно навыков использования ИКТ
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как
способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в ос-
новной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии
с возрастными потребностями и возможностями школьника. Решение задачи
формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на заняти-
ях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-
компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формирова-
нию универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности учащих-
ся. При освоении личностных УУД ведѐтся формирование:
критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия;
уважения к информации о частной жизни и информационным результатам
деятельности других людей;
основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных УУД обеспечивается:
- оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в ин-
формационной среде;
- использование результатов действия, размещѐнных в информационной
среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
- создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в
таких общеучебных универсальных действиях, как:
- поиск, фиксация, структурирование информации;
- создание простых гипермедиасообщений;
- построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуни-
кативных УУД. Для этого используются:
- обмен гипермедиасообщениями;
- выступление с аудиовизуальной поддержкой;
- фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
- общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция,
форум, блог).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в
рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без ис-
ключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-
компетентности в программу формирования УУД позволяет образователь-
ному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции плани-
руемых результатов, помогает с учѐтом специфики каждого учебного пред-
мета избежать дублирования при освоении разных умений.
3.Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций
Рассматриваемый нами возраст - это учащиеся 8-11 лет. На этот период
приходится пик интеллектуального развития личности. Соответственно ме-
тодологическому положению о формировании и развитии личности в актив-
ной деятельности, мы должны учесть, что в этом возрасте интеллектуальное
формирование и развитие учащегося происходит в учебно-познавательной
деятельности. Следовательно, любые упущения в овладении этой деятельно-
стью ведут к снижению интеллектуального уровня учащегося. Интеллекту-
альная сторона личности напрямую связана с уровнем овладения учебно-
познавательной деятельностью.
При изучении каждого предмета выделяется несколько аспектов:
1. информационный - овладение информацией;
2. деятельностный - овладение способами деятельности;
3. личностный - осознание личностного значения познаваемого предмета.
Можно назвать и другие варианты видов учебно-познавательной деятельности (например, решение задач, проблем). Но, отмеченные выше являются
наиболее важными, так как:
- во-первых, на работу с ними, на овладение ими в учебном процессе от-
водится максимум времени;
- во-вторых, они представляют наибольшие возможности для познания
действительности;
- в-третьих, овладение ими дает возможность ускорить овладение учащимися других видов деятельности.
Таким образом, основными видами учебно-познавательной деятельности школьников на учебных занятиях являются наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний и др. Предметы этих видов деятельности не изолированы друг от друга. Следовательно, и виды учебнопознавательной деятельности связаны между собой. Объективной основой этой взаимосвязи является то, что во всех случаях мы получаем объективные знания о реальной действительности. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно
увязано с его применением.
Тем самым обеспечивается:
естественная мотивация, цель обучения;
встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оцени-
вания результатов освоения данного предмета.
Если рассматривать отдельно некоторые предметы учебного плана,
то, например, в Предметной области «Математика и информатика».
Применение математических знаний и представлений, а также методов ин-
форматики для решения учебных задач, начальный опыт применения мате-
матических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях
и др.
Предметные области «Общественно-научные и естественно-научные
предметы». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с исполь-
зованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных на-
блюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инстру-
ментов ИКТ. Использование компьютера при работе с картой (планом терри-
тории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакто-
рами изображений, освоение простых форм редактирования изображений.
Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натур-
ной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучивани-
ем, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музы-
кальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
4.Планируемые результаты формирования компетентности обучающихся
в области использования ИКТ (Связь действий и предметов)
В ходе реализации ФГОС основной школы, как и в начальной, необходи-
мо выделить «Чему должен научиться выпускник» и « Чему он получит воз-
можность научиться», последнее является самым существенным.
Через какие предметы достигаются планируемые результаты формирования компетентности обучающихся в области использования ИКТ:
Действия: Обращение с устройствами ИКТ
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Техноло-
гия», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности,
таких как подготовка и проведение различных внеурочных мероприятий ( в
нашей школе это-День здоровья и День знаний, Вечер встречи выпускников,
День села, Акция «Салют, победа!», Интеллектуальные конкурсы и др.)
Фиксация изображений и звуков
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Искусст-
во», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естест-
вознание», а также во внеурочной деятельности: освещение итогов акции
«Есть проблема…» по благоустройству памятных мест поселка, акции «Чис-
тый двор» по благоустройству территории школы и детского сада, проекта
«Клумба школьного двора», Дня самоуправления и др.
Создание письменных сообщений
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский
язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», во внеурочное время
на занятиях детского творческого объединения «Пресс-центр», во время ра-
боты над школьной газетой «Истина здесь» и др.
Создание графических объектов
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Техноло-
гия», «Обществознание», «География», «История», «Математика», во вне-
урочной деятельности в рамках защиты презентаций и проектов на обше-
школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и др.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Результаты достигаются в рамках всех предметов, особенно во внеуроч-
ной деятельности в рамках участия в видеоконференциях, дистанционного
обучения (Математика, Химия, физкультура, рус.яз), во время деятельности
по наполнению, обновлению и оформлению личного мини-сайта, классного и
школьного интернет-сайта.
Поиск и организация хранения информации
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Исто-
рия», «Литература», «Технология», «Информатика» и других предметов, -
это запись информации на различные носители с учетом объема носителя и
качества самой информации, а также во внеурочной деятельности в рамках в
участия в проектах.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук,
предметов «Обществознание», «Математика» а также во внеурочной дея-
тельности в рамках в выполнения проектов таких как проект по энергосбере-
жению
Большую помощь в формировании ИКТ компетентностей может оказать
такой предмет учебного плана, как Основы проектной деятельности, в кото-
ром в различных модулях заложено изучение основ ИКТ.
Формирование у школьников ИКТ-компетентности на уроках требует от
учителей использования специальных методов и приемов. Очевидно, что
учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности, т.е.
помнить о данной задаче всегда. От учителя потребуется изменение дидакти-
ческих целей типовых заданий, которые он дает своим учащимся (целей бу-
дет как минимум две: освоение конкретного учебного материала и формиро-
вание ИКТ-компетентности). Но успешность формирования ИКТ-
компетентности будет зависеть и от методов и приемов, которые учитель ис-
пользует в своей практике.
5. Как встроить в учебный процесс ИКТ
Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе
ИКТ и исходя из своего опыта "встраивания" их в учебный процесс можно
предложить следующие рекомендации:
Проанализировать имеющиеся аппаратные и программные средства,
позволяющие использовать информационные технологии в процессе обуче-
ния и воспитания.
Обосновать целесообразность использования ПО на своих уроках.
Изучить научно-методическую литературу и ознакомиться с опытом
работы других педагогов по этому вопросу.
Предложить методические разработки по использованию программных
средств в урочной и внеурочной деятельности ( т.е создать свой банк ЭОР).
Информационные технологии включают программированное обучение,
интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа,
микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики
должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций,
когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в
других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих - основную
роль может играть учет психологических принципов обучения. Использование новых информационных технологий позволяет заменить
многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена
оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у учащихся инте-
рес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку,
стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер дает
возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способ-
ствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала,
экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индиви-
дуальным программам.
Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уро-
ках, учителю целесообразно применять компьютер в следующих случаях:
1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.
2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навы-
ков.
3. В обучающем режиме.
4. При работе с отстающими учениками.
5. В режиме самообучения ученика.
6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подго-
товке к таким урокам, так и во время их проведения.
Существующие проблемы применения ИКТ на уроке:
1. В рабочем графике учителей нет чѐтко обозначенного времени для иссле-
дования возможностей Интернет.
2. Лишь 65% педагогов могут интегрировать компьютер в поурочную
структуру занятий (здесь может быть несколько причин, например, по пред-
мету «физическая культура», когда большая часть занятий проходит не в ка-
бинетной системе).
3. При условии менее 25 чел. в классе не предусмотрено деление класса на
группы при проведении занятия в компьютерном классе.
4. При недостаточной мотивации к работе (плотности урока, разном уровне обученности детей) учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку
характеристик ПК и т.п.
5.Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках,
учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным
методам.
Поэтому, внедряя ИКТ в урок, должно быть четкое представление:
для чего,
какая цель будет достигнута педагогом,
будет ли получен запланированный результат?
От поставленной цели будет зависеть и вариант использования средств
ИКТ.
Варианты использования средств ИКТ
1. урок с мультимедийной поддержкой- в классе стоит один компью-
тер, им пользуется учитель в режиме «электронной доски» и ученики для за-
щиты проектов - лучше использовать для иллюстративной поддержки урока;
2. урок проходит с компьютерной поддержкой- несколько компьюте-
ров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одно-
временно или по очереди – дает больше возможностей для диагностики каж-
дого учащегося и индивидуализации заданий;
3. урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном
классе;
4. самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью
специальных обучающих систем.
При этом важно соблюдать санитарные нормы, касающихся времени работы
учеников за компьютером.
6. Формирование ИКТ- компетентности во внеурочной деятельности.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность,
осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются
различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реали-
зуются возможности образовательных учреждений дополнительного образо-
вания, культуры и спорта, дополнительного образования детей.
Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например при прове-
дении математической викторины, необходимо подготовить много теорети-
ческого материала, в том числе и исторические справки. Ученики сами под-
бирают теоретический материал под руководством учителя. В этом нет ниче-
го нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе вос-
пользоваться ученики.
Речь не идет о том, чтобы оборудовать каждый кабинет необходимым ко-
личеством компьютеров и организовать учебный процесс только таким обра-
зом, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными
программами. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо
другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово,
непосредственное общение. Речь главным образом идет о другом - о включе-
нии компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и
педагогически обоснованной внеурочной деятельности.
Другой формой внеурочной деятельности для эффективного формирова-
ния ИКТ компетентности являются предметные дистанционные конкурсы,
игры, которые способствуют развитию интереса школьников в области ин-
форматики и информационно-коммуникационных технологий, повышению
мотивации изучения данной предметной области. Наши учащиеся являются
постоянными участниками таких конкурсов.
Тот, кто использует Интернет-технологии, согласится со мной в том, что
работа в Сети – процесс творческий, требующий больших временных затрат,
именно по этой причине необходимо использовать Интернет-технологии во
внеурочной деятельности учащихся.
Здесь можно выделить три направления:
1.Поиск и отбор теоретического материала (для рефератов, докладов,
классных часов и т.д.) Такой вид образовательной деятельности изначально направлен на сбор
информации о каком-либо объекте, ознакомление с этой информацией, ее
анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В
этом виде деятельности нет ничего нового, за исключением средств, которы-
ми ученики могут воспользоваться в современном мире.
Поисковые услуги – это каталоги, поисковые и метапоисковые системы.
Наиболее распространенные поисковые системы – это yandex.ru, rambler.ru,
google.ru. Чтобы избавиться от такого дублирования, можно воспользоваться
метапоисковой системой (например: metabot.ru).
Использование Интернет-технологий для сбора информации экономит
время школьников для ее вдумчивого анализа и обобщения, формирует на-
вык работы с поисковыми системами, школьники учатся обращаться с новой
информацией, отбирать важные и актуальные моменты.
Это направление широко используется во внеурочной проектной деятель-
ности учащихся.
2. Дистанционное обучение.
Методика применения возможностей и ресурсов Интернет во внеурочное
время строиться исходя из специфики предмета. В этом плане массу возмож-
ностей предоставляет дистанционное обучение.
Само по себе дистанционное обучение – вещь тоже не новая, но благодаря
интерактивности, смысл понятия дистанционное обучение изменился. В на-
стоящее время под ним понимается активный обмен информацией между
учащимся и преподавателем, а также между самими учащимися, используя в
максимальной степени все доступные услуги новых информационных техно-
логий. В школе постоянно используется обмен информацией (а именно за-
даний, когда педагог выставляет задания в блоге, а учащиеся отправляют ему
ответы) при подготовке учащихся к ГИА по математике.
Дистанционное обучение не является заменой общеобразовательной шко-
лы, это ее естественное дополнение и продолжение.
Существует достаточно большой спектр курсов дистанционного обучения
для использования их во внеурочное время: курсы дистанционного обучения для школьников по отдельным дисцип-
линам;
курсы, интегрированные с системой базового, углубленного, углубленно-
профильного обучения;
курсы предпрофильного обучения. Так в школе готовятся к внедрению
курсы предпрофильной подготовки рамочных программ «Химическая лаборатория» и «Курс юного спасателя»
курсы, интегрированные с кейс-технологиями (печатными учебными ма-
териалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)
Таким образом, дистанционное обучение может решить массу проблем,
связанных с необходимостью получения образования или самообразования
для многих учащихся и учителей.
3.Интеллектуальный досуг.
Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной дея-
тельности школьников мало иметь соответствующие технические средства
(подключение к Интернет, мощную техническую базу), грамотно спланиро-
ванную и организованную работу с Интернет-ресурсами, особенно важно за-
интересовать в этой работе школьников, создать у них положительную моти-
вацию на познание и обучение. И, пожалуй, это наиболее сложная часть в
процессе обучения. Не секрет, что многие учащиеся имеют слабую мотива-
цию на получение образования, и уровень этой мотивации снижается у
большинства учащихся по мере их взросления.
Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в разрешении этой проблемы?
Во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к
внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполне-
ние запланированной работы.
Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах,
проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоя-
тельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.
В-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть
школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет,
важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллекти-
ве).
В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и про-
грамм-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной
мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы,
как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезно-
стью, ответственностью и собранностью. ―Мне компьютер поставил пятер-
ку!‖ - нет лучшей награды. Остаются довольны работой даже ребята, у кото-
рых были не очень хорошие результаты.
Однако, при всей заманчивости использования Интернет во внеурочной
деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и гро-
мадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет не панацея,
не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, ин-
струмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что
наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на
образовательную и творческую деятельность.
Самым распространенным и уже давно применимым и формирующим
хорошие ИКТ- компетентности является опыт школьных редколлегий, Теле-
студий, компьютерных кружков и объединений, web-страниц и сайтов ОУ,
поддерживаемых наиболее развитыми в этом отношении учащимися. Вполне
возможно расширение границ таких начинаний до уровня отдельных класс-
ных коллективов, создающих свои газеты, web-страницы и т.д. Опыт созда-
ния небольших открыток, рекламы, буклетов, классных тематических газет и
т.д. с использованием всего спектра приложений Microsoft Office очень по-
пулярен среди учащихся нашей школы.
Но всегда надо помнить, что такие объединения будут приносить толк
только тогда, когда педагог, работающий с детьми в этом направлении, будет
придерживаться принципа
«Пока познаю я - будут познавать и дети, которых я обучаю».
Информационные ресурсы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.- М.Просвещение, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного уч-
реждения.Основная школа.- М.Просвещение, 2011.
3. Агапова Н. В. - Перспективы развития новых технологий обучения. –
М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.
4. Гузеев В.В.- Образовательная технология: от приема до философии /
Директор школы, выпуск 4, М.: Сентябрь 1996.
5. Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. -Развитие критического мышления
на уроке. — М.: Просвещение, 2004 г.
6. Кларина М.В. Технологии обучения. Идеалы и реальность. – Рига, 1999
7. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и
педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
9. Полат Е.С. и др.; под ред. Е.С.Полат- Новые педагогические и инфор-
мационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ.
пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров – М. Издательский
центр «Академия», 1999.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное посо-
бие. – М., 1998.
11. Советов Б. Я.- Информационные технологии в образование и общество
XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании,
2004, № 5.
12. Тряпицына А.П.- Образовательная программа – маршрут ученика.
Часть 2 – СПб., 2000.
13. Монография. Основные виды учебно-познавательной деятельности
учащихся.Гл.5 http://www.rae.ru/monographs/76-2774
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности
Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...
информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"
Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Результаты моей деятельности по формированию коммуника...
Развитие одарённости учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Работа для педагогов начальной школы....
" Проектирование межпредметных курсов в рамках урочной и внеурочной деятельности в начальной школе"
сообщение+ презентация...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Конспект сообщения для семинара....