Создание условий для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения.
статья (окружающий мир) по теме

Долгова  Татьяна  Николаевна

В  настоящее  время  остро  стоит  вопрос  о  сохранении здоровья  школьников.  В  последние  годы  резко   ухудшилось  состояние    здоровья  школьников. По  данным  медицинской   статистики  только  10-12%  выпускников  школ  могут  считаться  здоровыми.   Ни  для  кого   не  секрет, что  это  результат  экологической  обстановки    в  городе,  снижающий   уровень  материального  достатка , недостаточное  медицинское  обслуживание.    Какие  же  условия  нужны  для  сохранения  здоровья  детей?    Сочетание  уроков  физкультуры  с  часами  здоровья, которые  проводятся  на  открытом  воздухе,  Удлинение  динамических  пауз между  уроками с 10 до  30  минут 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sozdaniya_usloviy.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Т.Н.Долгова

                                                                       Учитель  начальных классов МБОУ «СОШ №61»  г. Астрахани .

Создание условий для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения.

В  Настоящее  время   очень  остро  стоит  проблема  сохранения  здоровья  детей  . Не  секрет , что  в  последние  годы  резко  ухудшилось  здоровье школьников, по данным  медицинской  статистики  только  10-12% выпускников  школ  могут  считаться здоровыми. Конечно  это  и результат   экологической  обстановки в  городе, низкий   уровень  материального   достатка, недостаточное   медицинское   обслуживание.  В  нашей  школе мы  стараемся   создавать   все  условия  для  поддержания   оптимальной   работоспособности и  предупреждения  негативных  сдвигов  в  состоянии  здоровья. Это  достигается  за   счет  ряда   организованных   мероприятий: сокращение  продолжительности  уроков  до  35  минут в  полугодии 1 класса,40  мин.  в  остальных  классах.      Сочетание   уроков  физкультуры   с  часами  здоровья, которые  проводятся  на  свежем  воздухе   и  способствуют   удовлетворению  биологической  потребности   детей  в  движении.  Рациональной   организации  учебной  деятельности  на  уроке  с   учетом   их  трудности,  а  также закономерности  дневной  и  недельной  динамики умственной   работоспособности. Учет  индивидуальных  особенностей  каждого  ребенка.                            И   хотя  образовательная  функция школы  по-  прежнему  остается ведущим  аспектом   ее  деятельности, важным  фактором  в  оценке  степени  и  качества  обученности   становится   состояние  здоровья  школьников.  Обучаясь  в  школе  ,  ребенок  вынужден  длительное  время  сидеть  за  партой. Это  влечет  за  собой  усталость .  трудности  восприятия   учебного  материала  , мышечную  слабость, нарушение   осанки.   Младший   школьник   имеет   специфические  возрастные   особенности:  неустойчивое  внимание,  преобладание   наглядно-  образного   мышления, повышенную   двигательную  активность ,  стремление    к  игровой  деятельности, разнообразие  познавательных   интересов. Все  это  усложняет   работу  учителя.  Для  того,  чтобы  поддерживать  внимание  детей   в   течении  урока, необходима  организация   активной   и  интересной  мыслительной  деятельности, Помогают  в  этом  нетрадиционные   уроки, такие как: урок-  игра, урок-путешествие ,урок-  консультация,  урок-  соревнование,  урок- КВН,  урок- экспедиция  и  т.д.   Такие  уроки  ,необычные  по  замыслу  и  организации, нравятся   детям  больше ,чем   обычные  уроки  со  строгой  структурой  и  установленным     режимом  работы. Очень  полезны и  эффективны  уроки, проводимые  на  открытом  пространстве.   В  начале    учебного  года  , особенно  в  первых  классах,  проводим  уроки  математики,  окружающего  мира, изо,  музыки, физкультуры  на   территории  школьного двора.  Находясь  на  школьном  дворе , дети  упражняются  в  счете, находят  предметы  разных  геометрических  форм, отыскивают  предметы  разные  по  размеру,  знакомятся  с  сезонными   изменениями  в  природе, создают  « живые» буквы  и  цифры. Прием  « живого  построения» используется  и  при  усвоении компонентов  сложения  и вычитания,  при  знакомстве  с  задачами на  движение( встречное  и  движение  в  противоположном  направлении).Кроме  физического  и умственного развития  при  соприкосновении  рук   возникает   чувство  защищенности .Не  зря   в  народной  русской  педагогике  придавали  огромное  значение  хороводам.                                                                                                              В   настоящее  время  учеными  и   педагогами  разработано  множество  средств  для  устранения  и  предупреждения умственного   утомления   школьников  в  течение  учебного  дня. Одним  из  самых  эффективных  средств  остается  проведение  подвижных  перемен. Школьная  перемена таит  в  себе  не  меньше  проблем  чем  урок. Ведь  от  того,  насколько  глубоко  дети  смогут  переключиться  с  учебной  деятельности  на  другую- динамичную, игровую, творческую зависит  снятие  физического  и  умственного напряжения, а  значит- и  сохранение  работоспособности  на  уроках   и здоровья ребенка  в  целом.  Помимо положительного  влияния на  работоспособность, формирования у  ученика умений  играть  в  детском  коллективе, выступать в  роли организатора  игр  в   группе  сверстников , динамическая  пауза  содействует  воспитанию  интереса и  потребности  его  в  самостоятельной  активности.                                                                               В   ходе  динамических  пауз  можно  использовать  подвижные  игры  с  бегом, прыжками, преодолением  препятствий, построением. Особое  внимание   уделяется  мерам  предупреждения  травматизма во  время   игр  на  открытом  воздухе. Во  время  игры  учитель  должен  видеть  своих  детей.  От  умения   взрослого  преподнести  игру, задать  нужный   тон и настроение,  предоставить  каждому  ребенку  раскрыть  свои  лучшие  качества  зависит  не  только  результат  игры  , но и  в  целом хорошее  самочувствие, высокая  активность  в  учебном  процессе, что  способствует  охране  и  укреплению психического  здоровья, способствует  снижению   заболеваемости .