Новые воспитательные технологии
методическая разработка на тему
Данный материал познакомит с современными воспитательными технологиями, позволяющими педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно – деятельностный компонент
- Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Существует масса различных воспитательных технологий: это и распространённые традиционные и современные инновационные.
Я хочу остановиться на следующих новых технологиях.
Новое – это хорошо забытое старое.
- Диалоговые технологии
- Шоу – технологии
- Технология «Коллаж»
- «Коллективное творческое дело»
Диалоговые технологии проходят в форме:
- Дебатов
- «Круглого стола»
- Коммуникативного письма
- «Мозгового штурма
Дебаты – это интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.
Условия игры:
- Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает).
- Обязательно наличие «спикера» в каждой команде.
- Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше .
Структура:
- Определение темы (в виде утверждения), целей – «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».
- Формирование команд
- Работа с информацией по теме ( «мозговой штурм», поиск информации, составление вопросов)
- Подготовка команд
- Критерии оценки
- Форма анализа и оценки
- Рефлексия
«Круглый стол»
Это одна из форм проведения дебатов
«Мозговой штурм» или «Мозговая атака»
Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Обязательные условия:
- Закрепление эксперта (пишет)
- Назначение «кукушки» (засекает)
- Ограничение времени (10 – 15 минут)
Правила
- Запрет критики
- Отсутствие шаблонного мышления
- Свобода воображения
- Желательное уточнение мыслей посредством вопросов.
- Мысли озвучиваются коротко
- Приветствуется большое количество идей
- Оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека!
Примеры:
- Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.
- Предложите модели одежды без ниток и клея.
- «Ассоциации» (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба)
- Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево)
- Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.
- Как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая её?
« Коммуникативное письмо»
- Незаконченное предложение
«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»
- Контраргументы
«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»
- Ранжирование
(что такое хорошо, а что такое плохо)
Шоу – технологии
Игровые мероприятия с делением участников на три группы:
- «Сцена»
- «Зал»
- «Ведущий»
Игры – шоу: «Звездный час», «Зов джунглей», «Поле чудес», КВН, и т. д.
Игры тренинги: посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.
- Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.
- Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.
- Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.
- Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.
Технология «Коллаж»
- Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.
- Реализуется в группах.
- Предусматривает презентацию
«Добрый – значит щедрый?»
«Я есть часть глобального»
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
- Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
- Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
- Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
- Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
- И другие
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Заключение. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность. Необходимо ориентироваться в первую очередь на развитие ребёнка, научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной, работы в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность.
Отличие современных технологий от традиционных: если раньше технология была направлена на приобретение знаний, то сейчас - на приобретение опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья.Новые воспитательные технологии. Виды и направления.
Краткое описание слайдов Слайд1 Воспитание в школе – это не специальные разовые мероприятия. Воспитание должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой ...
методический материал«Новые воспитательные технологии».
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигаетс...
«Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе»
Тезисы к выступлению на педагогическом совете...
Новые воспитательные технологии в начальной школе
Воспитательные технологии - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющие достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на...
Новые воспитательные технологии в концепции реализации ФГОС
Использование новых воспитательных технологий в рамках ФГОС предусматривает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности учащегося, знакомит с новыми ...
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...