Новые воспитательные технологии
методическая разработка на тему

Борзенкова Олеся Сергеевна

Данный материал познакомит с современными воспитательными технологиями, позволяющими педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

          Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Существует масса различных воспитательных технологий: это и распространённые традиционные и современные инновационные.

Я хочу остановиться на следующих новых технологиях.

Новое – это хорошо забытое старое.

  • Диалоговые технологии
  •  Шоу – технологии
  •  Технология «Коллаж»
  •   «Коллективное творческое дело»

 Диалоговые технологии проходят в форме:

  • Дебатов
  • «Круглого стола»
  • Коммуникативного письма
  • «Мозгового штурма

Дебаты – это интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.

Условия игры:

  1. Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает).
  2. Обязательно наличие «спикера» в каждой команде.
  3. Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше .

Структура:

  • Определение темы (в виде утверждения), целей – «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».
  • Формирование команд
  • Работа с информацией по теме ( «мозговой штурм»,  поиск информации, составление вопросов)
  • Подготовка команд
  • Критерии оценки
  • Форма анализа и оценки
  • Рефлексия

«Круглый стол»

Это одна из форм проведения дебатов

 «Мозговой штурм» или «Мозговая атака»

Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Обязательные условия:

  1. Закрепление эксперта (пишет)
  2. Назначение «кукушки» (засекает)
  3. Ограничение времени (10 – 15 минут)

Правила

  • Запрет критики
  • Отсутствие шаблонного мышления
  • Свобода воображения
  • Желательное уточнение мыслей посредством вопросов.
  • Мысли озвучиваются коротко
  • Приветствуется большое количество идей
  • Оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека!

Примеры:

  • Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.
  •  Предложите модели одежды без ниток и клея.
  • «Ассоциации» (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба)
  • Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево)
  • Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.
  • Как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая её?

 « Коммуникативное письмо»

  • Незаконченное предложение

«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»

  • Контраргументы

«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»

  • Ранжирование

(что такое хорошо, а что такое плохо)

Шоу – технологии

Игровые мероприятия с делением участников на три группы:

  • «Сцена»
  • «Зал»
  • «Ведущий»

Игры – шоу: «Звездный час», «Зов джунглей», «Поле чудес», КВН, и т. д.

Игры тренинги: посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем  месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

  • Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.
  • Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.
  • Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.
  • Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Технология «Коллаж»

  • Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.
  • Реализуется в группах.
  • Предусматривает презентацию

«Добрый – значит щедрый?»

«Я есть часть глобального»

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём;
  • свобода выбора форм деятельности;
  •  содружество взрослых и детей;
  •  развитие коллектива под влиянием  творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

  • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
  • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
  • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
  • И другие

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Заключение. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,  установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность.  Необходимо  ориентироваться в первую очередь на развитие  ребёнка,  научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной,    работы   в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей  работы,  вовремя перестраивать её,   брать  на себя ответственность.  

 Отличие современных технологий от традиционных: если раньше технология была направлена на приобретение знаний, то сейчас - на приобретение опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Новые воспитательные технологии. Виды и направления.

Краткое описание слайдов Слайд1 Воспитание в школе – это не специальные разовые мероприятия. Воспитание должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой ...

методический материал«Новые воспитательные технологии».

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигаетс...

Новые воспитательные технологии в начальной школе

Воспитательные технологии - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющие достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на...

Новые воспитательные технологии в концепции реализации ФГОС

Использование новых воспитательных технологий в рамках ФГОС  предусматривает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности учащегося,  знакомит с  новыми ...

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...