Исследовательский проект:"Вал,экал,её" (Шить узоры)
проект (2 класс) по теме

Жукова Вероника Васильевна

 Таинственная и величавая красота просторов северного края, неповторимая игра красок не могли оставить равнодушными хозяев земли северного сияния. Заимствуя сюжеты у природы, они украшали одежду, обувь, головные уборы, посуду, орудия труда. Изображая животных, птиц и рыб, деревья, кустарники, морские растения, ярангу древние мастера подбирали те цвета, которые были характерны для них в природе.

Одним из богатств сегодняшней культуры чукотского народа является орнамент. Он богат и многообразен. Чукотский орнамент имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык в цвете.

Однажды, побывав на экскурсии в сельском краеведческом музее имени Клавдии Ивановны Геутваль, я заинтересовался орнаментами на чукотской одежде.

Мне захотелось научиться понимать чукотский орнамент и узнать, каково его значение в культуре чукотского народа. А ведь мы, современные дети, недостаточно знаем историю, культуру своего народа, потому так важно сегодня сохранение культуры чукчей.

Таким образом, объект исследования - чукотские орнаменты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhukov1.doc712.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Усть – Чаунская средняя общеобразовательная школа с. Рыткучи»

Номинация:

  «Культура. История. Просвещение» 

(учебно-исследовательский проект)

 

        Автор:   Жуков Илья Максимович

                      Ученик 1 класса

                     МОУ УЧ СОШ с. Рыткучи

Руководитель: Жукова Вероника Васильевна

                          Учитель начальных классов

                           МОУ УЧ СОШ с. Рыткучи

2014г. 

Содержание

  1. Введение_______________________________________3-4

  1. Основная часть

  1. Приобщение к культуре чукотского народа____________4

  1. Поиск материала в сети Интернет ____________________4

  1. Работа в библиотеке.________________________________4

  1. Экскурсия в музей им. К.И. Геутваль

для знакомства с экспозицией _________________________5-6

  1. Беседа с носителем чукотской культуры, одним из старейших жителей села, Рультыне Александрой Семёновной.______________________________________6-7

  1. В кружке прикладного искусства в ДШИ____________7-8

  1. Заключение ___________________________________9-10

Список литературы___________________________________11

Приложения

Приложение 1. «Анкета «Что вы знаете о чукотской культуре?»

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

Я живу в Чукотском автономном округе. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, нашего замечательного края, на занятиях кружка «Истоки родного края» позволяет мне лучше познать родное село, край, а значит стать частичкой моей малой Родины.

 

Таинственная и величавая красота просторов северного края, неповторимая игра красок не могли оставить равнодушными хозяев земли северного сияния. Заимствуя сюжеты у природы, они украшали одежду, обувь, головные уборы, посуду, орудия труда. Изображая животных, птиц и рыб, деревья, кустарники, морские растения, ярангу древние мастера подбирали те цвета, которые были характерны для них в природе.

Одним из богатств сегодняшней культуры чукотского народа является орнамент. Он богат и многообразен. Чукотский орнамент имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык в цвете.

Однажды, побывав на экскурсии в сельском краеведческом музее имени Клавдии Ивановны Геутваль, я заинтересовался орнаментами на чукотской одежде.

Мне захотелось научиться понимать чукотский орнамент и узнать, каково его значение в культуре чукотского народа. А ведь мы, современные дети, недостаточно знаем историю, культуру своего народа, потому так важно сегодня сохранение культуры чукчей.

Таким образом, объект исследования - чукотские орнаменты.

Предметом изучения стало символическое значение и предназначение чукотских орнаментов.

Гипотеза:

Вышитые узоры служат не только для украшения одежды, но и имеют определённый смысл и назначение.

Цель работы: ознакомиться с особенности орнамента чукотского народа, его значение в культуре народа чукчей.

Для достижения этих целей, я поставил перед собой следующие задачи:

  • научиться находить полезную информацию, используя разные источники информации;
  • познакомиться с материалом и Интернет-ресурсами по данной теме;
  • познакомиться с особенностями чукотского орнамента.
  • определить значение орнамента в культуре северного народа.
  •  составить анкету и провести опрос среди учащихся 1 класса, сделать ее анализ;
  • выполнить презентацию Microsoft Power Point «Узоры Чукотки» для использования на классных часах, внеклассных мероприятиях;
  • сделать выводы и заключение.

Этапы работы:

  • анкетирование учащихся;
  • сбор информации из разных источников;
  • изучение полученной информации;
  • беседа (с носителями культуры чукчей, музейными и библиотечными работниками);
  • наблюдение над технологией создания орнаментов в кружках ДПИ;
  • анализ полученных данных;
  • практическая работа (создание презентации).

II. Основной этап.

  1. Приобщение к культуре чукотского народа.

В начале исследования, я со своим руководителем, которая является еще и моей мамой, провели опрос одноклассников (Приложение.) и выяснили, что дети очень мало знают о чукотской культуре. А о значении орнаментов не знал ни один ученик класса. В то же время, все дети очень хотели узнать больше о традициях и обычаях чукчей, а также об декоративно-прикладном искусстве. Таким образом, была определена тема проекта.

Начать поиск информации мы решили с помощью компьютера и вышли в интернет.

  1. Поиск материала в сети Интернет.

Знакомясь с материалами по данной теме в интернете, я пришел к выводу, что информации о чукотской культуре, традициях и обычаях очень мало.

Поэтому мы решили  пойти в библиотеку.

  1.   Работа в библиотеке.

Листая предложенные библиотекарем книги по данной теме, в  сельской библиотеке с. Рыткучи и школьной библиотеке, в одной из книг я увидел фотографию мяча - он был похож на мяч, который мне встречался в школьном музее, по-чукотски он называется Ӄэпыл.

 Чукчи любили играть в мячи. В мяч играли и взрослые и дети. Круглая форма достигалась мелким кроем деталей, которые мастерицы искусство расшивали. Они украшают их знаками солнца, луны, звезд - вечными символами жизни. В настоящие время чукчи не играют такими мячами, но шьют их в память о старине. Эти мячи являются национальным сувениром.

Получить такой мяч в подарок- это большая радость: ведь тебе «дарят» Солнце.

Также мастерицы орнаментировали сумки, колчаны для лука и стрел, игольницы, коврики и т. д.

Коврики вешали на стену для украшения жилища, часто их шили с накладными карманами, в которые клали мелкие вещи. Иногда коврики состояли из чередующихся белых и темных квадратов кожи, которые обильно орнаментировались аппликацией из кожи в виде треугольников, квадратиков, кружочков, полосок противоположного фону цвета

Сумки особенно искусно орнаментировались при помощи аппликаций из светлой кожи на темной, продержкой узких ремешков через надрезы в коже. Иногда орнамент составлялся из узких ремешков кожи, которые пришивали к основе сумки посредине ремешка продольными стожками темных ниток  

 Сумки украшались также кружочками, треугольниками, ромбиками и узкими полосками, которые нашивались на кожу в определенном ритме.

Орнамент дополняли тончайшие белые ремешки, продернутые в надрезы на коже в шахматном порядке.

Затем мы отправились в сельский музей.

  1. Экскурсия в музей им. Клавдии Ивановны Геутваль для знакомства с экспозицией.

На экскурсии смотритель музея Памья Анна Ивановна  рассказывала мне и моим одноклассникам о чукотской культуре и быте чукчей.

 

В беседе с хранительницей музея, я узнал об особенностях национальной одежды.

Веками чукотские женщины одевали всю свою семью, шили одежду. Но прежде чем приняться за шитье, надо было снять шкуру  с убитого зверя и выделать ее, это тоже считалось женским занятием.

С детских лет мастерицы постигают традиционное ремесло выделки, шитья и украшения меховых изделий. Они искусно подбирают различный по фактуре и цвету материал- кожу, мех, подшейный волос оленя, бисер. Особенно тщательно прорабатывается орнамент. В узоре заключено то немногое, что человек видит вокруг себя на Чукотке. Отсюда и названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты». В каждом орнаменте четкость, определенность, твердость и ясный ритм.

 Знакомясь с экспозицией музея, мне было интересно узнать, что декорированное изделие является не только украшением, но и оберегом. Оно способно уберечь от злых духов, также обереги одевали при болезнях.

По орнаментам на одежде коренного жителя можно определить, из какой местности приехал человек. Так, орнамент оленных чукчей во многом отличается от орнамента береговых чукчей. У оленных чукчей орнамент имеет больше геометрических форм, а у береговых – украшен завитками, волнами, ближе к эскимосскому узору.

Как раньше, так и теперь, созданием орнамента занимаются не художники-профессионалы, а оленеводы. А непосредственно - женщины.

Они – искусные рукодельницы. Орнаментом украшают одежду, обувь, головные уборы, орудия труда, предметы быта.

 Анна Ивановна посоветовала нам обратиться к Рультыне Александре Семёновне.

  1. Беседа с носителем чукотской культуры, одним из старейших жителей села, Рультыне Александрой Семёновной.

Рультыне Александра Семеновна, которая прожила много лет в тундре, рассказала о символическом значении орнаментов, используемых у оленных чукчей.

Например, орнамент:

«Квадраты» - четыре стороны света;

Узор чаще встречается на одежде и обуви

«Треугольники»- снежные горы или«рябь волн океана.

Орнамент «Ромбы» -земля

( очень похожи на плавающие льдины).

Орнамент «Рогатинки»-напоминают рога

 северного оленя – источника и благополучия богатства.

Орнамент «Круги и кресты» - символы солнца. Его часто наносят в центр игольницы, розеток. Узоры, отходящие от центрального круга, –это лучи солнца.

Узоры растительного характера встречаются реже и носят названия различных веток. Некоторые элементы орнамента носят названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», т. е. частей животных и птиц.

Меня очень заинтересовал узор по форме напоминающий букву «Ж», так как моя фамилия начинается с буквы Ж. В музее среди экспонатов, я увидел старый нагрудник, который был расшит этим орнаментом. Со слов Александры Семёновны  символическое значение этого орнамента «благосостояние» (богатство).

  1. В кружке прикладного искусства в ДШИ.

Посетив занятие в кружке прикладного искусства в ДШИ, в котором занимаются пять моих одноклассниц, я узнал о том, что орнамент - важная часть народной культуры чукчей и является средством выражения национального характера  народа. Орнамент - история моего народа.

У северных народов своё представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего, рукодельница, расторопная, экономная хозяйка, заботливая мать. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи.

Из беседы с Ночиной Светланой Юрьевной, преподавателем в детской школе искусств я узнал, что наиболее интересным в художественном отношении разделом прикладного искусства чукчей является шитье и украшение одежды, которая имеет свои особенности.

Традиционно украшали орнаментом обувь, подол кухлянки, малахая. Женская одежда "к,эркэр" и детский меховой комбинезон для новорожденного к,алгэкэр богато орнаментируются. Используются орнаменты геометрической формы.

При этом, по словам преподавателя, чукчи шьют одежду для особых случаев отдельно от одежды повседневной. Так, праздничную одежду украшают более ярко. Одежду для погребения шили особенно, используя при этом шкуры белого оленя, расшивая её орнаментом.

Чукотские мастерицы используют узоры не только для украшения одежды, но и при изготовлении самостоятельных украшений.

Традиционные украшения  в культуре народа чукчей:

-а`ноквын(нагрудники);

-чивчив (повязки на голову);

-браслеты;

-розетки;

-ричит (ремень).

Во время исследовательской работы мне было интересно узнать, что нагрудники служили не только для тепла,  но и как украшение.

  1. Заключение.

Во все времена умение шить, вышивать считалось одним из главным достоинством женщины. Вышивка - лицо мастерицы. В рукоделии проявляются художественный вкус, творческие способности, аккуратность, терпеливость и трудолюбие.

После проделанной мною работы, можно сделать вывод о том, что орнаменты – важная часть чукотской народной культуры, является средством выражения национальных особенностей народа. Орнамент отражает историю и культуру народа, показывает, какой это талантливый и трудолюбивый народ.

Как раньше, так и теперь, созданием орнамента занимаются не художники-профессионалы, а оленеводы. Почти в  каждом чукотском поселке живут мастерицы, владеющие многими приемами художественной обработки кожи и меха. Они  орнаментом украшают одежду, украшения и предметы быта. 

В процессе исследования мы с руководителем пришли к выводам:

  1. Орнаменты служат не только как украшения одежды, но и являются оберегом. По узорам на одежде можно было определить принадлежность коренного жителя к определённой местности.
  2. Чукотские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе геометрические формы и образы растений и животных.
  3.  Орнаменты широко применяются   и при создании украшений, игрушек, предметов быта.  

Мы подтвердили свою гипотезу о том, что декорированные изделия являются не только украшением, но и имеют определённый  смысл  и назначение, например, служат оберегом.

Раньше все предметы изготавливались для собственных потребностей, теперь многие вещи изготавливаются для оформления музейных экспозиций, в качестве сувенирной продукции. Таким образом, орнаментированные предметы приобретают еще и новое  значение.

Работая над проектом, мы с руководителем пришли к заключению, что в нашем родном селе создаются условия для сохранения культурных традиций моего народа. Открыты краеведческие музеи: в школе и сельский музей им. К.И. Геутваль. Работают кружки в детской школе искусств по прикладному искусству и фольклорное отделение.  В кружке народной хореографии  занимаюсь и я. В марте этого года впервые участвовал в конкурсе «Юные Дарования Чукотки». В моём классе ведётся кружок внеурочной деятельности «Истоки родного края». На одном из занятий  я познакомил одноклассников с итогами своей работы   показал презентацию «Чукотские узоры». Ученики нашего класса узнали много нового и интересного о чукотско-художественной культуре, а значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры моего народа!

Список литературы.

1. Арутюнов С.А., Бронштейн М.М Чукотка история и культура. Учебник 8-9 класс-Москва : ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография» ,2005

2. Богораз-Тан В.Г. Материальная культура чукчей.- Москва, 1991

3.Диков Н.Н Древние культуры Камчатки и Чукотки.-Магадан,1969

4. Молл Т.А., П.И.Инэнликэй Чукотской- русский словарь-Санкт-Петербург: «Просвещение»,2005г.

5. Рахтилин В.Г. Картинный словарь чукотского языка – Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение»,2008г.

6. Полярная энциклопедия школьника «Артика- мой дом»-Москва: Северные просторы,2001г.

7. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. http://rudocs.exdat.com/docs2/index-586826.html

8. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. http://www.etnic.ru/edu/orn.

9. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока- Москва: «Просвещение»,1987г.

Интернет источники:

http://www.libraries-yanao.ru/images/stories/ekrk/rar/star/hukhi.rar;

www.visitchukotka.com/fl_index.htm;

www.dissercat.com/./etnopedagogicheskie-osnovy-sokhraneniya-i-razvi.

 

Приложение 1.

 Анкета «Что вы знаете о культуре коренных народов Севера?»

  1. Знаешь ли ты названия северных народов?
  2. Знаешь ли ты о чукотской культуре?
  3. Назови предметы одежды чукчей.
  4. Знаешь ты,  зачем чукчи украшают одежду?
  5. Знаешь ли о значении чукотского орнамента?
  6. Хотел бы ты больше узнать о чукотской культуре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Исследовательский проект Польза лекарственных растений, произрастающих на моём приусадебном участке. Выполнила: ученица 4 А класса Гардт Дарья Руководитель проекта: Довбня Светлана Александровна, учитель нача

Давай пройдемся медленно по лугуИ “здравствуй” скажем, каждому цветку!Ты должен над цветками наклониться,Не для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показат...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Исследовательская проект в секции предметов Эстетического цикла и технологии.Тема: «Оригами для детей» АВТОР:УЧЕНИК 3В КЛАССА МАОУ СОШ № 26 Г. УЛАН-УДЭ НЕВЕРКЕЕВ КОНСТАНТИН РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПИНЮГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Предлагаю Вашему вниманию исследовательский  проект  Тема: «Оригами для детей».Неверкеев Константин, ученик 3 класса  МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ.Работа Лауреата...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...