Обобщение педагогического опыта
учебно-методическое пособие на тему

Городецкая Елена Викторовна

Обобщение моего педагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной деятельности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_2.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Клейменова Елена Викторовна.

Я представляю обобщение педагогического опыта по теме

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной деятельности младших школьников»

Скажи,  и я забуду.

Покажи, и я запомню.

Вовлеки, и я научусь.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

 Проект – это специально – организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Цели проектно – исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных умений и навыков;
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания и интегрировать их из различных областей наук;
  • Умение критически мыслить.
  • Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.

Проект с точки зрения учащегося 

  • это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя 

  • это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Структура деятельности учителя и ученика в проектно – исследовательской  деятельности.

                     Ученик

                    Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определять цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Основными этапами проектной деятельности являются:

  •  Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  • Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  • Подготовка и защита презентации;
  • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Виды учебных исследований:

  • -по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
  • по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
  • -по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • -по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
  • по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца, долгосрочный)

Правила выбора проекта.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
• Выбор темы.
• Постановка цели и задач.
• Гипотеза исследования.
• Организация исследования.
• Подготовка к защите и защита работы.
• Рефлексия.

Пропуск одного из этих этапов снижает   эффективность работы

        над проектом

В своей практике использую следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде докладов, рефератов презентаций

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

творческие оформление результата в виде различных рисунков, аппликаций, творческих изделий

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся я должна:

1) Подготовить  ребят к исследовательской деятельности, обучить их умениям и навыкам исследовательского поиска;

2) Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обрабатывать нужную и конкретную информацию и оформлять презентацию.                  

Что же дает нам использование в работе исследовательской деятельности?

  • Дети в процессе работы раскрепощаются, работают увлеченно;
  • Дети становятся увереннее;
  • Учатся ценить труд других людей;
  • Учатся продуктивно работать сами.

       Проектную деятельность в своем классе я провожу в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Формы организации работ различные: индивидуальные, парные, групповые.

Проекты в учебной деятельности:

«Мое любимое число», где уч-ся рассказали об истории возникновения чисел, на что похоже любимое число, почему оно нравится, в каких литературных жанрах используется, нашли пословицы и стихи о числе, а также сообщили о том, как числа влияют на жизнь человека.

«Алфавит». Целью этого проекта стало: закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.

«Книжка-малышка» основным направлением этого проекта стало - Создание условий для повышения интереса к самостоятельной читательской деятельности и развития творческого потенциала младшего школьника.

Каждый год принимаем активное участие в школьном этапе конкурса  «Малая академия». По  таким направлениям:

Техническое    «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Социальные     «Ты в ответе за тех, кого приручил»

Здоровьеформирующее  «Здоровые зубы – залог здоровья»

Естественно-научное «Что такое вулканы?», «Хищники»

Гуманитарное   «Сказка ложь, да в ней намек», «История создания кукол» и т.д.

 В 2013 году принимали участие в региональном конкурсе «Малая академия» в р.п. Павловка с проектом «Бездомные животные дома»

Цель  работы: Выяснить, как меняется поведение бездомных животных при приручении

Объектом исследования стал: бездомный кот, поселившийся у нас во дворе.

Задачи проекта:

1. Приручить кота.

 2. Понаблюдать, как он отнесется к процессу приручения.

 3. Как изменится его поведение.

 4. Какую пользу может принести приручение бездомных животных.

Наблюдение проводилось в течении 3 месяцев. Каждую неделю ребенок наблюдал за изменением поведения кота. Вывод:  В результате проведенной научно - исследовательской работы я выяснил следующее:

Бродячее  животное можно сделать домашним………..

  1. Надо быть терпеливым
  2. Людям надо стать более внимательными и милосердными, так как бродячие животные не возникают ни откуда.
  3. Решать проблему бездомных животных на государственном уровне

В 2014 году принимали участие в региональном конкурсе «Малая академия» в р.п. Павловка с исследованием работа
«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ»

Цель проекта: узнать, что можно сделать из ненужного мусора.

Задачи проекта: 1. Оценить, какие ненужные вещи можно использовать вторично.

2. Придумать, что, действительно полезное, можно из них сделать.

3. Какую пользу может принести вторичное использование ненужного мусора.

Проведя исследования и наблюдения,  мы пришли к выводу: включив фантазию и приложив небольшие усилия из ненужного хлама можно сделать нужную вещь.

Подарив вещам вторую жизнь, мы не только экономим деньги, но и сокращаем количество выбрасываемого мусора.

В 2015 году принимали участие в региональном конкурсе «Малая академия» в р.п. Павловка с исследованием работа
«
Вред и польза  мобильных телефонов»

Цель работы: изучить  роль мобильного телефона в жизни школьника

Задачи работы: Выяснить положительное и отрицательное влияние мобильных телефонов на здоровье человека.

Провести эксперимент  «Влияние сотовой связи на сердечно-сосудистую систему человека».

Вывод: пользоваться правилами при использовании сотового телефона без ущерба для своего здоровья.

Наши достижения: призовые места не только на школьных конкурсах, но и на районных  и зональных.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...