Городской семинар по теме "Реализация требований ФГОС в УМК основного общего образования"
статья на тему
Работники образовательных учреждений в соответствии с п. 4 статьи 55 при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»
Сообщение
по теме «Реализация требований ФГОС в УМК основного общего образования»
Городской методический семинар
Подготовила
учитель начальных классов
Шаманова В.И.
15 ноября 2013г
Реализация требований ФГОС в УМК основного общего образования
Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – принципиально новый для отечественной школы документ.
Изменилась не только структура стандарта, но методология, целевые установки нормативного документа. От информационно-трансляционной российская школа движется к школе деятельностной.
В настоящее время у исследователей, педагогов, управленцев не возникает сомнения в том, что сложнейшим вопросом введения стандарта второго поколения станет соблюдение основных его требований к содержанию и новым результатам образования, к последовательной реализации в образовательной практике идей системно-деятельностного подхода.
В ряду сложнейших вопросов введения ФГОС – вопрос разработки образовательной программы учреждения, которая определяет содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Так, в соответствии с п. 18 ст. 28 Закона РФ «Об образовании» в полномочия федеральных органов государственной власти входит утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе.
Пункт 23 статьи 32 определяет основные компетенции и ответственность образовательного учреждения при формировании фонда учебников: определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе.
Работники образовательных учреждений в соответствии с п. 4 статьи 55 при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования.
Упомянутые статьи Закона «Об образовании» дают школам достаточную свободу в выборе учебно-методического комплекса.
Следует отметить, что приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. N 2885 (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2012 г., регистрационный N 23290) утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
При этом в соответствии с пунктом 9 Административного регламента Министерства образования и науки (приложение к приказу Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 5) учебники, образующие систему учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме (завершенная предметная линия), включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе. Учебники, не входящие в завершенную предметную линию, включены в федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе.
Прежде, чем говорить о выборе УМК в период введения ФГОС, определимся с терминами:
-Образовательная система (или система учебников, УМК в широком смысле) – это совокупность общеобразовательных программ всех ступеней обучения или одной ступени обучения, построенных в единстве философско-методологических, дидактических, методических, психологических, воспитательных и содержательных подходов, предлагающая собственные психолого-педагогические принципы, технологии, систему оценивания и диагностики, а также пути их практической реализации в учебном процессе.
В начальной школе сегодня реализуются учебники, принадлежащие к разным образовательным системам (УМК в широком смысле):
- «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-граф);
- «Перспектива» (издательство «Просвещение»);
- «Школа России» (издательство «Просвещение»);
- «Школа 2100» (издательство «Баллас»);
учебники, принадлежащие к завершенной линии учебников:
- «Гармония» (издательство Ассоциация XXI век»);
- «Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига»);
- «Планета знаний» (издательство «Астрель»);
- «РИТМ» (издательство «Дрофа»);
- «Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»);
- «Школа 2000» (открытый УМК; издательство «Ювента»);
- учебники системы Л.В.Занкова (издательский дом «И.Д. Федоров»);
-учебники системы Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова (издательство «Вита-пресс»).
В основном звене – образовательная система «Школа 2100» (завершена; издательство «Баллас»), «Сферы» (не завершена; издательство «Просвещение»)
Завершенная предметная линия – учебники, образующие систему учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего образования. Все эти учебники вошли в федеральный перечень учебников на ступени основного общего образования как рекомендованные.
Под учебно-методическим комплексом (в узком смысле) понимается система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с учебной программой и выбранными линиями обучения, достаточных для реализации целей и содержания федерального государственного образовательного стандарта по определенному предмету. Современные УМК являются логичным развитием традиционных учебно-методических комплексов, обогащенных использованием современных информационных технологий. Они рассчитаны на открытую систему образования.
УМК в узком понимании может включать:
1. Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Букварь – первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке.
2. Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.
3. Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
4. Учебно-справочное издание – учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для быстрого отыскания, предназначенные для обучения. Основными разновидностями учебно-справочных изданий являются:
- Учебный толковый словарь – учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка.
- Учебный терминологический словарь – учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения).
- Учебный справочник – учебно-справочное издание, справочник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющий прикладной практический характер.
Учебный комплект – набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
5. Учебно-практическое издание – учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными разновидностями учебно-практических изданий являются:
- Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы), сборники контрольных заданий, тестов.
- Сборник упражнений – учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала, а также проверке знаний.
- Сборник задач (задачник) – учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их решению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала, а также проверке знаний.
- Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала, а также проверке знаний.
- Сборник описаний лабораторных работ (сборник описаний практических работ, лабораторный практикум) – учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
- Сборник контрольных заданий – учебно-практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений по конкретной учебной дисциплине.
- Хрестоматия – учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.
6. Учебно-наглядное издание – учебное издание в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которой выражено изобразительными средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являются:
- Альбом – учебно-наглядное (книжное или комплектное листовое) издание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей.
- Атлас – учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей.
7. Учебно-методическое издание – учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, реферативно-исследовательских работ), изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения.
8. Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – отдельные цифровые содержательные модули, поддерживающие изучение какого-либо фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой.
9. Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. Его разновидностями являются:
- дидактические материалы;
- методические руководства к учебникам и наглядным пособиям;
- материалы из опыта работы;
- периодические газетные или журнальные издания.
В настоящее время, позиционируя себя учреждением, реализующим УМК как целостную систему на всех ступенях обучения (УМК создается на основе общей концепции), школа тем самым в определенной степени облегчает себе прохождение процедур лицензирования и аккредитации.
Определим критерии, на которые следует ориентироваться образовательному учреждению, определяющемуся в выборе учебников (УМК) в условиях введения ФГОС.
1. Степень соответствия учебника (УМК в целом) целям и задачам образовательной программы основного общего образования школы. Возможность достижения запланированных результатов.
Сформулируем эти цели и задачи:
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
-обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Назовем результаты обучения, которые в соответствии с ФГОС ООО должны быть достигнуты при использовании УМК в школе.
«Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, предъявляемые к учащимся:
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
- первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний;
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций;
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества;
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии;
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ.
Учебник, УМК в целом – действенное средство решения данных целей и задач.
2. Соответствия учебника (УМК в целом) типу и виду образовательного учреждения.
3. Возможность реализации основных идей теории обучения.
Представим краткую характеристику современных теорий обучения.
А. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
В соответствии с этой теорией сформулированы основные дидактические принципы, в основу которых входит усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств, способностей, включая в себя следующие этапы:
-восприятие учебного материала;
-его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
- запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
- применение усвоенного в практической деятельности.
Б. Теория формирования понятий
Сущность её – обобщение полученных знаний и образование понятий. Основное внимание – обучение детей приемам умственной деятельности. Это деятельностная теория. Она опирается на представление о структуре целостной деятельности: потребность – мотивы – цели – условия – действия. Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении.
В. Теория содержательного обобщения (Василий Васильевич Давыдов – Даниил Борисович Эльконин)
В основу концепции развивающего обучения положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта.
Г. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий
Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД).
ООД – текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.
В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:
-мотивационный;
-предварительное ознакомление с действием;
-выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме;
-внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают);
-беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают);
-автоматическое выполнение отрабатываемых действий.
Д. Бихевиористские теории научения
В данных теориях научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер и др.) общая формула усвоения выглядит так: стимул – реакция – подкрепление.
Стимул – это побудительная причина или ситуация (задача, вопрос и т.п.), реакция на стимул – само действие (физическое, умственное), подкрепление – сигнал о правильности выполнения действия (материальное или моральное стимулирование).
4. Возможность реализации идей системно-деятельностного подхода:
а)По содержательному компоненту (процедура экспертизы учебников):
б)По технологическому компоненту
Речь в первую очередь идет:
- об обучении деятельности;
-строение учебной книги;
-многофункциональности заданий в учебнике;
-организации материала в учебнике и рабочей тетради для совершенствования умения, самоконтроля и самооценки результата;
-наличии системы контроля и оценивания достигаемых учащимися достижений.
в)По кадровому компоненту:
- готовность учителя к работе по данному учебнику (УМК в целом) (обучение или необходимость повышения квалификации в случае, если по этому комплекту учитель работает много лет по устоявшимся методикам).
- оптимизация человеческого потенциала. В случае, если нет рядом коллеги, работающего по тем же учебникам, учитель может остаться один на один со своими профессиональными проблемами. При большом разнообразии учебников в параллели сложнее осуществлять управленческие функции администрации школы. Оптимально в каждой параллели предусмотреть возможность использования не более двух – трех УМК.
г)По экономическому компоненту:
- наличие учебников в библиотечном фонде (в случае если успешно пройдена экспертиза в РАО);
- стоимость полного комплекта учебников на одного ученика.
В целом УМК должны обладать следующим набором свойств
1. КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умения делового общения (работа в парах, группах). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала.
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ – это предметно-методические механизмы, обеспечивающие практическое применение получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
3. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ – новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. В некоторых случаях УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического «обмена письмами» между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.
4. ИНТЕГРАЦИЯ – важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.
Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира» – картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т. д.
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе.
Целенаправленность действий администрации нашей школы по выполнению требований к условиям образовательной деятельности согласно ФГОС позволила нам не только создать нормативную основу введения и реализации ФГОС, но и реализовать эти требования средствами УМК основного общего образования.
Сегодня в нашей школе 2 первых, 3 вторых и 2 третьих классов обучаются в соответствии с новыми стандартами по двум учебно-методическим комплектам: УМК «Перспектива» (введена в 2011-2012 учебном году) и УМК «Гармония» (введена в 2004-2005 учебном году). Данные УМК включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе и относятся к завершённой предметной линии. Выбор данных УМК позволяет реализовать требования ФГОС НОО, предъявленные к образовательному учреждению.
Предлагаю вашему вниманию отличительные особенности каждого УМК. УМК «Гармония»:
- реализует деятельностный подход;
- проблемный характер изложения содержания;
- разнообразие форм организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в группах, в парах (расскажи дома, составь словарный диктант, объясни родителям), придумать сказку, составить вопросы по докладам, составить карту-путешествие «В поисках клада»;
- сочетание результатов освоения программы: предметных, метапредметных и личностных;
- отражение интересов и потребностей современного ребенка;
- формирование действия контроля через отдельные задания, например, сверить слова со словарем, проверь товарища, взаимопроверка, самооценка работы;
- создание условий для мотивации ученика к учению. Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно;
- подбор заданий, включающих примеры из реальной жизни;
- обеспечивание условий для индивидуального развития всех обучающихся.
УМК «Перспектива»:
- реализация межпредметных связей и формирование метапредметных умений;
- формирование интереса детей к истории своей семьи, малой и большой Родины, традициям и обычаям народов России, культурному наследию, трудовой деятельности;
- система заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности;
- подбор заданий разной степени сложности, позволяющих оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка;
- создание условий для самопознания, нравственно-этического развития, самооценки. Такой подход позволяет познакомить учащихся с понятиями традиций, ценностей, национальных особенностей, толерантности.
УМК представляют достаточно полную методическую и содержательную базу для освоения новых принципов ФГОС, возможность формирования у детей УУД, поскольку новые стандарты в качестве основного результата образования ставят овладение учащимися набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основания для выбора УМК согласно Закона РФ «Об образовании» утверждение порядка проведения экспертизы учебников (п.18 ст.28); формирование фонда учебников (п. 23 ст. 32 ); свобода выбора учебников и учебных пособий (п.4 ст. 55); Утверждение федеральных перечней учебников (пр. Минобрнауки РФ от 27.12.2011г. №2885);
Образовательная система (или система учебников, УМК в широком смысле) – это совокупность общеобразовательных программ всех ступеней обучения или одной ступени обучения, построенных в единстве философско-методологических, дидактических, методических, психологических, воспитательных и содержательных подходов, предлагающая собственные психолого-педагогические принципы, технологии, систему оценивания и диагностики, а также пути их практической реализации в учебном процессе.
Реализация УМК в ОУ В начальной школе - учебники, принадлежащие к разным образовательным системам : «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-граф); «Перспектива» (издательство «Просвещение»); «Школа России» (издательство «Просвещение»); «Школа 2100» (издательство «Баллас»); учебники, принадлежащие к завершенной линии учебников: «Гармония» (издательство Ассоциация XXI век»); «Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига»); «Планета знаний» (издательство «Астрель»); «РИТМ» (издательство «Дрофа»); «Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»); «Школа 2000» (открытый УМК; издательство «Ювента»); учебники системы Л.В. Занкова (издательский дом «И.Д. Федоров»); учебники системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»). В основном звене – образовательная система «Школа 2100» ( завершена ; издательство «Баллас»),
УМК включает: Учебник. Учебное пособие. Рабочая тетрадь. Учебно-справочное издание (учебный толковый словарь, учебный терминологический словарь, учебный справочник ). Учебно-практическое издание ( практикум, сборник упражнений, сборник задач, сборник иностранных текстов, сборник описания лабораторных работ, сборник контрольных заданий, хрестоматия ). Учебно-наглядное издание ( альбом, атлас ). Учебно-методическое издание. Цифровой образовательный ресурс (ЦОР). Учебно-методическое пособие: - дидактические материалы; - методические руководства к учебникам и наглядным пособиям; - материалы из опыта работы; - периодические газетные или журнальные издания.
Критерии выбора УМК 1 . Степень соответствия учебника (УМК в целом) целям и задачам образовательной программы ООО школы. Возможность достижения запланированных результатов. Цели : обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Планируемые результаты Учебно-познавательные и учебно-практические задачи: 1)учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний , в том числе: - первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур ; - выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; - выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами; 2)учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний ;
Планируемые результаты 3)учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем /проблемных ситуаций; 4)учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества ; 5)учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации , требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);
Планируемые результаты 6)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции , наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы; 7)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии ; 8)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок , что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки; 9)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся .
Критерии выбора УМК 2. Соответствия учебника (УМК в целом) типу и виду ОУ. 3. Возможность реализации основных идей теории обучения. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Теория формирования понятий. Теория содержательного обобщения ( Василий Васильевич Давыдов – Даниил Борисович Эльконин). Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. -мотивационный; -предварительное ознакомление с действием; -выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме; -внешняя речь обучаемого; -беззвучной устной речи; -автоматическое выполнение отрабатываемых действий. Бихевиористские теории научения.
Критерии выбора УМК 4 . Возможность реализации идей системно-деятельностного подхода: по содержательному компоненту (процедура экспертизы учебников); по технологическому компоненту: - об обучении деятельности ; -строение учебной книги; -многофункциональности заданий в учебнике; -организации материала в учебнике и рабочей тетради для совершенствования умения, самоконтроля и самооценки результата ; -наличии системы контроля и оценивания достигаемых учащимися достижений. по кадровому компоненту: - готовность учителя к работе по данному учебнику (УМК в целом) ; - оптимизация человеческого потенциала . по экономическому компоненту: - наличие учебников в библиотечном фонде (в случае если успешно пройдена экспертиза в РАО); -стоимость полного комплекта учебников на одного ученика .
Набор свойств УМК Комплектность. Инструментальность. Интерактивность. Интеграция.
УМК «Гармония» реализует деятельностный подход; проблемный характер изложения содержания; разнообразие форм организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в группах, в парах; сочетание результатов освоения программы: предметных, метапредметных и личностных; отражение интересов и потребностей современного ребенка; формирование действия контроля через отдельные задания, например, сверить слова со словарем, проверь товарища, взаимопроверка, самооценка работы; создание условий для мотивации ученика к учению. Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно; подбор заданий, включающих примеры из реальной жизни; обеспечивание условий для индивидуального развития всех обучающихся.
УМК «Перспектива» реализация межпредметных связей и формирование метапредметных умений; формирование интереса детей к истории своей семьи, малой и большой Родины, традициям и обычаям народов России, культурному наследию, трудовой деятельности; система заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности; подбор заданий разной степени сложности, позволяющих оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка; создание условий для самопознания, нравственно-этического развития, самооценки. Такой подход позволяет познакомить учащихся с понятиями традиций, ценностей, национальных особенностей, толерантности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева Тульской области в рамках реализации ФГОС на 2015- 2020 г.г.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева Тульскойобласти (далее ...
Реализация требований ФГОС в системе начального общего образования
Поддержка и развитие способностей обучающихсяИнформационно-образовательная средаВнеурочная деятельностьЗдоровьеМатериальная образовательная среда...
Преемственность основных направлений начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Доклад-сообщение о работе учителя в рамках реализации ФГОС...
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликовани в сборнике лучших статей АННР...
Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования.
Темы для выступления на конференции. Новые подходы к оценке качества образовани обучающихся: в контексте современного урока....
МО на тему "Обновленные ФГОС начального и основного общего образования в 2021 году".
обновленные ФГОС начального и основного общего образования в 2021 году....
- Мне нравится (1)