МО на тему "Обновленные ФГОС начального и основного общего образования в 2021 году".
материал
обновленные ФГОС начального и основного общего образования в 2021 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_vystuplenie.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Утвердили обновленные ФГОС начального и основного общего образования в 2021 году.
Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287). В обновленные ФГОС НОО и ООО внесли ряд изменений по сравнению предыдущими стандартами. При этом разработчики стандартов не раз подчеркивали, что концептуально ФГОС «третьего» поколения и ФГОС «второго» поколения строятся на одной целевой платформе, поэтому предлагают называть ФГОС 2021 не «новыми», а «обновленными».
Стандарты первого поколения 2004 год) имели федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который в обязательном порядке должен был быть выполнен, и региональный компонент, содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно. Стандарты «второго» поколения (2009-2010гг.) были ориентированы на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Разработчики стандартов «третьего» поколения, декларируют, что отбор содержания в обновленном формате происходит с учетом традиционного подхода и новых требований к учебно-воспитательному процессу, а также требований органов контроля к образовательным процедурам.
ФГОС обеспечивает -единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования; -преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. ФГОС – это нормативно-правовой документ, база для других документов! Одна из целей: родители должны понимать ожидаемый результат обучения.
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Отбор содержания происходит с учетом традиционного подхода+новые требования(практикоориентированность)+ требования органов контроля.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указано, что при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП «должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач». По идее разработчиков ФГОС – ученический проект станет индикатором достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС.
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия — это и есть метаумения, которые в стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся является системно-деятельностный подход (п. 40,ФГОС НОО и п. 41, ФГОС.
Системно - деятельностный подход СД - это переход к построению стандартов с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Это система, нацеленная на результат. Результат может быть улучшен в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Каждый стандарт включает 3 вида требований к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Обновленные ФГОС формулируют требования к результатам обучения с учетом усиления акцента на применение знаний и конкретных умений; требования формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований); усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.
Изменения в содержательном разделе ООП. Как во ФГОС до 2021 г., так и согласно обновленным стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей; -программу формирования УУД; -программу воспитания. Должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Во ФГОС 2021 г. изменили требования и к структуре содержательного раздела программ.
Образовательные стандарты первого поколения не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. В 2009 году внеурочная деятельность уже была прописана по направлениям; были определены 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. В стандартах 2021 года сохраняется 10 часов в неделю на внеурочную деятельность, направления не прописаны.
Контрольно-измерительные процедуры, соответствующие требованиям обновленных ФГОС.
Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний (обязательный содержательный минимум определял предметный результат). Главной же целью обновленных ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки. Уже ФГОС второго поколения ориентировали внимание педагогов на такую форму комплексного оценивания, образовательных достижений обучающихся (особенно личностных), как портфолио. Обновленные стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, достижения ребенка становятся более наглядными. В портфолио помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы.
Цифровые технологии – это способ организации современной образовательной среды, основанный на современных технологиях (информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии), позволяющих обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и (или) управления ими. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку технических средств, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 1 ст. 16)
Информационные и компьютерные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Школьники активно пользуются интерактивной доской; все чаще начинают пользоваться электронными учебниками. В ближайшем будущем предполагается работа обучающихся на уроке с различными современными техническими средствами: не исключая смартфоны(например, по QR-коду можно заходить на сайт информационного ресурса).
ФГОС второго поколения не устанавливал требований использования электронных средств обучения и дистанционных технологий. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Информационно-образовательная среда
Школа обязана создать электронную ИОС, если применяет дистанционные технологии (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОСООО). В ней должна быть возможность формировать и хранить электронное портфолио ученика. Также она должна позволять фиксировать информацию о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной аттестации. Электронная ИОС должна позволять выстраивать дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса, проводить занятия и контрольные работы. Обеспечить работу электронной ИОС следует поручить квалифицированным сотрудникам школы, которые ее используют. Если необходимой подготовки у работников нет, можно заключить договор с другими организациями. Электронная ИОС должна давать больше возможностей, чем обычная. Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных курсов, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах (в том числе внеурочной деятельности) посредством сети Интернет; формирование и хранение электронного портфолио обучающегося, в том числе выполненных им работ и результатов выполнения работ; фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредством сети Интернет.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна: предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, должна включать описание организации и содержания оценки проектной деятельности обучающихся.
Индивидуальный проект нужен, чтобы оценить метапредметные результаты учеников. Без этого невозможно провести итоговое оценивание освоения ООП. Школа определяет самостоятельно, по какой системе будет оценивать индивидуальные проекты школьников на уровне ООО - с отметками или «зачет»/«незачет». На уровне ООО нет требований к обязательной защите проекта перед комиссией. Если в ОУ принято решение выставлять результаты по индивидуальным проектам в журнал, то следует предусмотреть это локальными актами. Можно выставлять итоги проектной деятельности по аналогии с контрольными работами - в день, когда проводили защиту проекта. Можно использовать защиту индивидуального проекта, как форму промежуточной аттестации по предмету, с которым связана тема проекта. Для этого следует закрепить такую возможность в целевом разделе ООП и положении о промежуточной аттестации, указать проект в перечне форм промежуточной аттестации в учебном плане.
Особенности современного урока истории (обществознания) в условиях введения ФГОС
Урок является основной формой организации учебного занятия.
Урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарны стиль общения между учителем и учеником.
Выявляются следующие требования к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время сбережение и здоровье сбережение;
в центре внимания урока- дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
В целом, требования к современному уроку истории выглядят так:
Дидактические требования: четкое определение целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основании воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирования «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.
Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно – следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений».
Одной из особенностей урока истории (обществознания) по ФГОС, является использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает эффективность процесса обучения благодаря его интерфиксации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать большим объемом информации и работает с большим быстродействием, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усилия мотивации учащихся к учебной деятельности. Безусловно, эта возможность может и должна реализовываться как одна из форм работы.
Одним из таких инструментов является программа MS Power Point. В данной программе учителем и учениками составляется презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории (обществознания), а также во внеклассной работе. Эта методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
В настоящее время считается наиболее удобным использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий в форме презентации.
В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей:
наглядность на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.п.);
наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин и т.п.);
таблицы и схемы (хронологические таблицы и т.п.);
учебник;
рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы;
тесты;
игры;
проектная деятельность учащихся
и т.д.
Очень важно организовать урок так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить. Особенность такого урока заключается в том, что с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИТК – компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г.Балаково Саратовской области
413859, Саратовская обл., г.Балаково, ул.Шевченко 1а, shkola19balakovo-r64gosweb.gosuslugi.ru; 64-11-54, 64-11-54
Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Учитель истории и обществознания
Балакина Марина Николаевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
Индивидуальный план учителя начальных классов Кузововой Любови Аркадьевны по повышению профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 годы.
В плане представлены задачи,основные направления и формы работы по теме "Формирование исследовательских и коммуникативных умений,развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего...
Проблема преемственности ФГОС начального и общего образования.
Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой. В первые, эта проблема остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для об...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...