"Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС" доклад
учебно-методический материал на тему
Проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация проектная деятельность | 1.77 МБ |
доклад проектная деятельность | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком . -В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. -Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1. Направлены на достижение конкретных целей; 2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3.Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4. В определенной степени неповторимы и уникальны.
Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий: личност ных коммуникативных познавательных регулятивных
Цель проектной деятельности : развитие универсальных учебных действий , развитие личности, создание основ творческого потенциала. Решаемые задачи : 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Структура проектной деятельности 1.Подготовительный этап .(цель, задачи, план) 2.Технологический этап .(исследования) 3.Заключительный этап .(оформление, подготовка выступления) 4.Практическое применение и трансляция опыта. (защита проекта)
Типология проектов по количеству участников по продолжительности по типу деятельности по количеству предметов 1)личностные 1)краткосрочные 1)творческий 1)монопроект 2)парные 2)средней продолжительности по количеству участников 2)межпредметный проект 3)групповые 3)долгосрочные 3)ролево-игровой 4)практико-ориентированный 5)информационный
Формы подведения итогов: выставки творческих работ; оформление тематических папок и стендов; исследовательские работы и творческие проекты; п резентации проектов, конкурсы; создание моделей, конференции с презентацией проектов и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Тема доклада: Проектная деятельность в рамках ФГОС.
Подготовила:
Кацерова М.Н. – учитель начальных классов МАОУ СОШ №7
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Она позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО (обратить внимание на книгу)
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.
Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.
Цель работы над проектами в начальной школе.
Развитие УУД, личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы:
Структура проектной деятельности
1.Подготовительный этап.(тема, цель, задачи, план)
2.Технологический этап.(исследования)
3.Заключительный этап.(оформление, подготовка выступления)
4.Практическое применение и трансляция опыта. (защита проекта)
Этапы проекта:
1. Выбор темы и целей.
Ребятам предлагается тема для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Развивающие игры», «Моя мечта», «Семейные традиции», «Моя семья», "Я умею", "Наша школа". Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.
Главная задача любого второклассника – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться. Мальчик: «Мама говорила, что наша школа хорошая, поэтому я пойду туда учиться. А почему она хорошая? Хотелось бы узнать.»
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель: получить первоначальные знания о родной школе. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)
Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?»
(Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.
Планирование проектной деятельности.
Социологическая группа.
Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о ней. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Историческая группа.
Цель: познакомиться с учителями, которые дольше всего работают в нашей школе, собрать о них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Исследовательская группа.
Цель: узнать о внеучебной деятельности в школе. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Конструкторская группа.
Цель: создать макет школы. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
2. Непосредственная реализация проекта.
Участники социологической группы опросили 20 человек. Задавались следующие вопросы:
• Нравится ли Вам учиться в нашей школе?
• Почему?
• Знаете ли Вы сколько лет нашей школе?
• Что Вы знаете о школе?
• Учился ли в нашей школе кто-то из Ваших родственников?
(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Затем были подведены итоги опроса. (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Сделаны следующие выводы:
• отношение к школе хорошее;
• детям нравится учиться в школе;
• названо много хороших сторон;
• родственники многих детей учились в нашей школе.
Но:
• многие не знают сколько лет школе;
• надо продолжать знакомить детей с историей школы.
(Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.) Участники исторической группы встречались с учителями и собрали о них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.
Участники конструкторской группы составили план школы. Решено было сделать макет школы из спичечных коробков. Ребята обклеивали каждый коробок бумагой, а затем по плану склеивали их между собой. Потом макет был раскрашен.
3. Оформление, подготовка выступления
4. Представление проекта.
Свой проект ребята представляли на открытом внеклассном мероприятии и передали модель в музей школы. (Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою школу, уважать её историю, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.)
Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)
Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.
Типология по слайду
Затем комментарии к слайдам
Мы реализуем проектную деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Для этого отведён с 1 класса был 1 урок в неделю, сейчас 1 раз в две недели. Поделюсь опытом ведения проектной деятельности.
Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности. В этом большую помощь оказывают родители.
Своих родителей я познакомила с технологией проектной деятельности, на одном из первых родительских собраний, показала образцы проектов, создаю памятки для родителей, по оказанию помощи детям в работе над проектом.
С учениками мы работаем по книгам Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проекты» (показ учебников), которые помогают ребёнку шагать по ступенькам создания проектов, знакомит с проектной технологией, расширяет кругозор и словарный запас учащихся.
Рассмотрим на примере создания проекта «Моя малая родина».
для одних родина – это Кубань, для других – станица, для третьих – родные места.
Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели!
Я поощряю любые творческие находки детей – при изучении темы «Что под ногами» ребята решили сделать из этого картины, вот что у них получилось.
Очень часто проекты проходят на уроках технологии. «Работа с природными материалами» Дети разделились на группы: работа с шишками, с грецкими орехами, с листьями, с ракушками. После работы у каждой группы появилась своя композиция.
Создание спектаклей – выбор сказки, выбор роли, подбор костюмов, репетиции, выбор лучшего исполнителя, премьера спектакля – показ для родителей.
Темы по учебным предметам – есть в плане, в учебниках, но можно брать темы для проектов из жизни, они вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке или в школе: например , приезд в школу ___________________________. Дети сами предложили поработать над проектом «Зимние виды спорта»
Ну и конечно же проведение праздников: Мисс Осень, День матери, который состоял из нескольких проектов:
- Создание букета для мам – на уроке изо
- Подготовка концерта – на уроках музыки
- Выпуск газеты – на кружке проектов
- Создание макета торта – на классном часу
- Праздник для мам – представление проектов
Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация, можно зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остаётся равнодушным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".
Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...
Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...
Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...
Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...
Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности
Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...