"Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС" доклад
учебно-методический материал на тему

Проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема доклада: „ Проектная деятельность в рамках ФГОС .“ Кацерова М.Н. учитель начальных классов МАОУ СОШ № 7

Слайд 2

-Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком . -В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. -Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Слайд 3

Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1. Направлены на достижение конкретных целей; 2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3.Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4. В определенной степени неповторимы и уникальны.

Слайд 4

Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий: личност ных коммуникативных познавательных регулятивных

Слайд 5

Цель проектной деятельности : развитие универсальных учебных действий , развитие личности, создание основ творческого потенциала. Решаемые задачи : 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Слайд 6

Структура проектной деятельности 1.Подготовительный этап .(цель, задачи, план) 2.Технологический этап .(исследования) 3.Заключительный этап .(оформление, подготовка выступления) 4.Практическое применение и трансляция опыта. (защита проекта)

Слайд 7

Типология проектов по количеству участников по продолжительности по типу деятельности по количеству предметов 1)личностные 1)краткосрочные 1)творческий 1)монопроект 2)парные 2)средней продолжительности по количеству участников 2)межпредметный проект 3)групповые 3)долгосрочные 3)ролево-игровой 4)практико-ориентированный 5)информационный

Слайд 8

Формы подведения итогов: выставки творческих работ; оформление тематических папок и стендов; исследовательские работы и творческие проекты; п резентации проектов, конкурсы; создание моделей, конференции с презентацией проектов и т.д.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Тема доклада: Проектная деятельность в  рамках ФГОС.

Подготовила:

Кацерова М.Н. – учитель начальных классов МАОУ СОШ №7

     

 Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Она  позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.     Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО (обратить внимание на книгу)

  Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.

 Цель работы над проектами в начальной школе.

Развитие УУД, личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы:

Структура проектной деятельности

1.Подготовительный этап.(тема, цель, задачи, план)

2.Технологический этап.(исследования)

3.Заключительный этап.(оформление, подготовка выступления)

4.Практическое  применение и трансляция опыта.  (защита проекта)

Этапы проекта:

1. Выбор темы и целей.
Ребятам предлагается тема для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Развивающие игры», «Моя мечта», «Семейные традиции», «Моя семья», "Я умею", "Наша школа". Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.

Главная задача любого второклассника – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться. Мальчик: «Мама говорила, что наша школа хорошая, поэтому я пойду туда учиться. А почему она хорошая? Хотелось бы узнать.»
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель: получить первоначальные знания о родной школе. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)

Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом

 (Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.
Планирование проектной деятельности.
Социологическая группа.
Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о ней. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Историческая группа.
Цель: познакомиться с учителями, которые дольше всего работают в нашей школе, собрать о них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Исследовательская группа.
Цель: узнать о внеучебной деятельности в школе. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Конструкторская группа.
Цель: создать макет школы. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)

2. Непосредственная реализация проекта. 

Участники социологической группы опросили 20 человек. Задавались следующие вопросы:
• Нравится ли Вам учиться в нашей школе?
• Почему?
• Знаете ли Вы сколько лет нашей школе?
• Что Вы знаете о школе?
• Учился ли в нашей школе кто-то из Ваших родственников?
(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Затем были подведены итоги опроса. (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)

Сделаны следующие выводы:
• отношение к школе хорошее;
• детям нравится учиться в школе;
• названо много хороших сторон;
• родственники многих детей учились в нашей школе.
Но:
• многие не знают сколько лет школе;
• надо продолжать знакомить детей с историей школы.
(Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.) Участники исторической группы встречались с учителями и собрали о них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.

Участники конструкторской группы составили план школы. Решено было сделать макет школы из спичечных коробков. Ребята обклеивали каждый коробок бумагой, а затем по плану склеивали их между собой. Потом макет был раскрашен.

3. Оформление, подготовка выступления

4. Представление проекта.
Свой проект ребята представляли  на открытом внеклассном мероприятии и передали модель в музей школы. (Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою школу, уважать её историю, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.)

 Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)
Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.

Типология по слайду

     

Затем комментарии к слайдам

Мы реализуем проектную деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Для этого отведён с  1 класса был 1 урок в неделю, сейчас 1 раз в две недели. Поделюсь опытом ведения проектной деятельности.

Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности. В этом большую помощь оказывают родители.

Своих родителей я познакомила с технологией проектной деятельности, на одном из первых  родительских собраний,  показала образцы проектов, создаю памятки для родителей, по оказанию помощи детям в работе над проектом.

С учениками мы работаем  по книгам Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проекты» (показ учебников), которые помогают ребёнку шагать по ступенькам создания проектов, знакомит с проектной технологией, расширяет кругозор и словарный запас учащихся.

Рассмотрим на примере создания проекта «Моя малая родина».
для одних родина – это Кубань, для других – станица, для третьих – родные места.

Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования.  Но все равно они  - исследователи, первооткрыватели!

Я поощряю любые творческие находки детей – при изучении темы «Что под ногами» ребята решили сделать из этого картины, вот что у них получилось.

Очень часто проекты проходят на уроках технологии. «Работа с природными материалами» Дети разделились на группы: работа с шишками, с грецкими орехами, с листьями, с ракушками. После работы у каждой группы появилась своя композиция.

Создание спектаклей – выбор сказки, выбор роли, подбор костюмов, репетиции, выбор лучшего исполнителя, премьера спектакля – показ для родителей.

Темы по учебным предметам – есть в плане, в учебниках, но  можно брать  темы для проектов из жизни, они вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке или в школе: например , приезд в школу ___________________________. Дети сами предложили поработать над проектом «Зимние виды спорта»

Ну и конечно же проведение праздников: Мисс Осень, День матери, который состоял из нескольких проектов:

  • Создание букета для мам – на уроке изо
  • Подготовка концерта – на уроках музыки
  • Выпуск газеты – на кружке проектов
  • Создание макета торта – на классном часу
  • Праздник для мам – представление проектов

Заключение.

 Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация, можно зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остаётся равнодушным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.

Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...

Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...