Проект "Формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества"
проект на тему
Материал для развития письменной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_pismennoy_rechi.rar | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества
Выполнила
учитель начальных классов
Булавинова Светлана Владимировна
Актуальность. Современная школа в последние годы делает много для того, чтобы воспитать и подготовить творчески мыслящую личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в разных областях общественной и государственной жизни. Овладение речью – это необходимое условие формирования социально активной личности.
В процессе обучения мы учим детей говорить, слушать, читать и писать. Но большое внимание следует уделять письменной речи учащихся, так как умение грамотно, связно и убедительно выражать свои мысли на письме является необходимым и востребованным в обществе.
Письменная речь – самая точная форма речи. В ней нам приходится передавать словами то, что в устной речи можно выразить с помощью интонации, жестов, логического ударения и других вспомогательных средств. Чтобы письменная речь была понятной для других, её необходимо предварительно обдумывать. Поэтому она является достаточно трудной для освоения её школьниками.
Но научиться правильно излагать собственные мысли в письменной форме необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считаю развитие письменной речи учащихся.
Цель: изучение роли словесного творчества на развитие письменной речи младших школьников в процессе обучения русскому языку в начальной школе.
Задачи:
- показать эффективность словесного творчества при развитии письменной речи учащихся начальной школы;
- заложить основы развития письменной речи;
- создать условия для подготовки творчески мыслящей личности.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3-4 классах.
Предмет исследования: развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка в условиях использования элементов словесного творчества.
Гипотеза исследования: если в процессе работы использовать метод словесного творчества, то процесс развития письменной речи будет эффективным, так как эта работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, повышению познавательной активности обучаемых.
Новизна исследования заключается в возможности использования словесного творчества в процессе обучения русскому языку с целью развития письменной речи младшего школьника.
Планируемые результаты:
- разработка методических рекомендаций по эффективности развития письменной речи в процессе словесного творчества;
- повышение уровень сформированности умений грамотно, связно и убедительно выражать свои мысли на письме;
-преодолеть стереотипность в работе по развитию речи.
Проект рассчитан на два года.
Разработаны этапы проекта: диагностический, подготовительный, практический, обобщающий.
I этап. Диагностический
Цель: установить уровень развития письменной связной речи обучающихся начальных классов.
В течение 8 лет работы в начальной школе передо мной стояла проблема развития письменной речи учащихся. Заинтересовавшись этой проблемой и путями её решения, я провела диагностическое исследование с обучающимися начальных классов своей школы. Для исследования были отобраны десять учащихся 3 - 4 классов.
Было выявлено следующее:
Умение строить описание
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении
Умение использовать прилагательные в тексте
Полученные результаты показали, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития письменной речи. Возникла необходимость работать над данной проблемой.
II этап. Подготовительный
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
- разработать комплекс заданий по данной теме.
Прогнозируемый результат: подбор методического материала.
На этом этапе мною был подобран материал и оформлен в виде сборника под названием «Книга сказок».
III этап. Практический
Цель: апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта в контексте личностно – ориентированного подхода.
Задача: формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества.
Прогнозируемый результат: повышение уровня развития письменной речи младших школьников.
Работая с детьми, я убедилась в том, что, если им предложить что – то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль – применять нестандартные приёмы обучения письменной речи. Одним из таких приёмов является создание сказок и сказочных историй.
Сказка всегда помогает нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Она имеет большое познавательное и воспитательное значение, богата поэтическим языком, разнообразными увлекательными сюжетами.
На этом этапе я выделила два периода: подготовительный период и словесное творчество.
Во время подготовительного периода дети составляли телеграммы сказочным героям, загадки о сказочных героях.
Словесное творчество включает в себя сочинение сказок и сказочных историй.
СИСТЕМА
ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовительный Словесное
период творчество
Составление загадок, Сочинение сказок и сказочных
телеграмм историй
К Н И Г А С К А З О К
Предлагаю нестандартные виды работы со сказкой, которые помогут в работе над связной письменной речью и будут легко усваиваться детьми.
Сказки по-новому
Сказки о фантастических странах
Сказки от шуточных вопросов
Сказки от странных историй
Порассуждай – ка!
Коллаж из сказок
и другие
Подробно остановлюсь на некоторых из них.
Сказки по - новому
Представь себе, что героев сказок заколдовали. Добрые герои стали злыми, а злые - добрыми. Напиши новую сказку.
Например, Красная Шапочка злая, а Серый волк – добрый.
Фантастическая добавка
Подумай и напиши:
А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем.
Современный сказочник
Придумай и напиши своё необычное окончание сказки «Три медведя»
Традиционное: Маша убежала от медведей.
Возможное: Маша помирилась с медведями…
Сказки от странных историй
Напиши сказочную историю и нарисуй главного героя.
Как поссорились чашка с ложкой.
Путешествие в страну чистюль.
Сказка о капризной пуговице.
Сказка о левом башмаке.
Все задания я оформила в виде сборника «Книга сказок» и прилагаю к данному проекту.
Словесное творчество я стараюсь использовать не только на уроках русского языка, но и на уроках изобразительного искусства.
Например:
1. Написать несколько предложений к данной иллюстрации.
2. Записать как можно больше прилагательных для описания сказочного героя.
3. Написать мини - сочинение с иллюстрацией.
На уроке технологии предлагала ученикам сделать аппликацию по сюжету сказки и написать своё окончание этой сказки.
На уроках окружающего мира давала задание написать сочинение-сказку о природе, о животных, о временах года.
Все эти задания способствуют формированию:
познавательных универсальных учебных действий (степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке);
коммуникативных универсальных учебных действий (стимулирование учащихся к выражению собственного мнения);
личностных универсальных учебных действий (формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; эмоционально-положительное восприятие учения; степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете).
IV этап. Обобщающий
Цель: подведение итогов инновационной работы по формированию письменной речи младших школьников.
Задачи:
- проанализировать результаты деятельности по реализации инновационного проекта;
- дать оценку эффективности и целесообразности реализации проекта;
- определить приоритетные формы работы с детьми.
Окончание проекта планируется к марту 2013 года.
Но на данном этапе работы можно сделать предварительный вывод:
-у учащихся прослеживается повышение умения строить описание,
-раскрывать тему и основную мысль в сочинении,
-использовать прилагательные в тексте.
Но главное, у детей появилось стремление к приобретению новых знаний.
Известный немецкий педагог XIX века Адольф Дистервег говорил: «Если человека постоянно приучать усваивать знания в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно.
Мне кажется, что представленные мною задания направлены не только на развитие письменной речи, но и на то, чтобы дать детям возможность раскрыть свои творческие способности и умение неординарно мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование письменной речи младших школьников
Для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуит...
Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников
Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса. Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...
Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников
Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...
Формирование письменной речи младших школьников
Выступление-доклад...
Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)
Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...
Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...