Развитие творческих способностей учащихся
статья (1, 2, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Соломенская МКОУ СОШ № 5
Степновского района Ставропольского края
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
БАЧКОВОЙ
НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ
2015 год
Целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была обоснована в 30-е годы ХХ века. Выдающимся русским ученым – психологом Л.С. Выгодским. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, все понимающего учителя, его потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Решение этих задач я начинаю с 1 класса..
1. Уже на уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний стали рождаться рифмы, в последующем переходящие в стихотворные строки:
Со – со – со … с горы скатилось колесо.
Ну – ну – ну … сядь на луну.
2. Обязательно провожу речевые разминки, используя скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки с целью обогащения речи, памяти, мышления.
Прочитай скороговорку: с удивлением, восторженно, серьезно.
В 1 – 2 классах включаю работу в паре, группе, например : составь из слов – карточек готовые высказывания (Корнями, держится, человек, а, друзьями, дерево. – Дерево держится корнями, а человек друзьями.)
3. Постепенно появляются стихотворные полпытки, проба пера. Стихи уч –ся.
Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности, для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика.
Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. Поэтому на уроках литературного чтения создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, думать, любить.
- Что произошло бы, и что ты сделал бы, если бы у тебя появились волшебная палочка, шапка – невидимка.
- Представь себе, что ты стал котенком, цветком или муравьем…
- Учимся представлять себе последствия событий.
К. Д. Ушинский писал, что ребенок живет красками и звуками. Детям бывает легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словами. Для этого предлагаю такое задание : изобрази героев цветом. Рассказывая, ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа.
Затем появляются сочинения – миниатюры. Размышления о герое, этюды – фантазии, экспромты на заданную тему.
- Каким я увидел …
- Что было бы, если бы …
- А дальше произошло вот что …
Умение анализировать – умение творческое, это происходит в творческой деятельности. Л. С. Выгодский, “творческая деятельность – такая деятельность, которая создаёт нечто новое…”
Упражнения, развивающие творческие способности.
- Напиши как можно больше предложений, которые начинаются с данных букв:
Н … з … о ….
Д … с … л … .
(Наступила золотая осень. День стоял летний.)
- Учимся согласовывать слова в предложениях.
- Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:
Собака, найти, в, двор, вкусная, косточка.
Словарная работа.
- «Оживи картинку» (лес)
- Тихо и пусто в осеннем лесу.
Давайте оживим нашу картинку, в нее поместим жителей леса. Кто живет в лесу? Чем питается?
4. Исправьте ошибки, которые допустил Незнайка .
Цветок, краты, сасна, вода, гниздо, пчила, озиро, драва, осинь .
- Докажите .
5. Замените цифры буквами алфавита .
31 12 19 12 21 18 19 10 33
Э К С К У Р С И Я
6. Картинный диктант. (рисунки)
МЕДВЕДЬ ЛИСА ЗАЯЦ
БЕЛКА МУРАВЕЙ
7. Как говорят? Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика:
Голодный, как … . друг
… - друг человека . волк
Закадычный … . собака
8. Какие слова спрятались в словах?
Молоко (око), бумага (маг), наоборот (рот, бор).
Взаимодействия с семьей – это еще одно из средств, которое помогло мне успешно реализовать поставленные задачи, добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребенка. Тесный контакт с родителями проводила в форме родительских собраний, индивидуальных бесед, совместных проведений занятий, домашних заданий, все это расширяет возможности развития младших школьников .
О результатах моей работы и о правильности выбора методов и приемов развивающего обучения на основе разнообразных современных технологий можно судить по проведенной диагностике в конце учебного года (Приложение 1).
Таким образом, творческий ребенок, творческая личность это результат всего образа жизни младшего школьника, результат его общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который или придает всей его деятельности творческий характер, или наоборот определяет развитие по готовым проторенным скалам.
Внутренний мир ребенка, вся его личность, построенные в соответствии с законами саморазвития и творчества, на долгие годы станут мощным источником человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"
Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...
Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"
Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....
"Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога"
Модульное обобщение опыта. Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок раз...
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...