Выступление на педсовете
методическая разработка
Текст моего выступления на педагогическом совете совместно с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст моего выступления | 17.86 КБ |
Из опыта работы с детьми со сложной структурой дефекта | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №854»
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Социальное развитие детей с нарушением интеллекта средствами малых фольклорных форм устного народного творчества»
Выступила педагог Яковлева Л.Р.
Москва Зеленоград
2015г
По этому вопросу начинала свою работу воспитателем группы продленного дня на читательском и клубных часах. Когда мне дали пятый класс со сложной структурой дефекта и системным недоразвитием речи ,встал вопрос о том ,каким образом заинтересовать детей развитием речи.
Предложила детям урок-исследование устного народного творчества.
Фольклор – народное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нём. Он является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. Поэтому одним из направлений для приобщения детей с умственной отсталостью к культуре выбираю знакомство с малым фольклорным жанром.
(слайд 1) Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки,скороговорки.
Песенки - развивают умение творчески использовать слово;
Потешки - вызывают желание повторить слова, движения;
Прибаутки - формируется представление о том, что хорошо, что плохо;
Кричалки - лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства;
Загадки - обогащают словарь детей;
Скороговорки - четкое и звонкое произношение;
Сказки - обогатить пассивный и активный словарь.(слайд 2)
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад» (слайд 3)
Важное значение в современной учебно-воспитательной и коррекционной деятельности придается народным, сюжетным и хороводным играм, поскольку дети очень мало и неохотно играют. Во многом это объясняется отсутствием игровых навыков, распространением электронных гаджетов.
Используя малые фольклорные формы в своей профессиональной деятельности я ставлю следующие цели (слайд 4):
- изучение особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта на основе малых фольклорных форм;
-расширение у учащихся представлений об окружающем социальном и природном мире, активизация и пополнение их словарного запаса;
-развитие просодической стороны речи: темпоритма, характера речи, ее выразительности через овладение малыми фольклорными формами.
Я работаю в пятом классе для детей со сложной структурой дефекта. В моем классе 9 человек, каждый из которых помимо диагноза умеренная умственная отсталость имеет системное недоразвитие речи разных степеней выраженности, что значительно осложняет процесс социализации и требует специальных методов, приемов и условий проведения коррекционной работы. В частности, один из выбранных мною способов коррекционной работы включает методы использования малых фольклорных форм.
Средствами малых фольклорных форм я решаю следующие учебно-воспитатльные задачи (слайд 5):
- Создаю условия способствующие развитию активной речи. Умение детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень активной речи зависит от состояния словаря ребенка, насколько он овладел грамматическим строем языка, умение строить фразы, слушать и самому придумывать рассказы.
- Способствую развитию умения детей слушать, понимать, проговаривать фольклорные произведения.
- Развиваю эмоциональные,нравственные,эстетические,моральные основы личности через малые фольклорные формы .
Учитывая особенности развития эмоционально-волевой, коммуникативной сфер развития личности, а также уровня сформированности учебных навыков у своих учеников с умеренной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта, я считаю рациональным использование произведений каждого вида малых фольклорных форм в течение длительного временного периода (в течение одного или нескольких календарных месяцев). Этот принцип положен в основу разработанной мной программы:
(слайд 6)- программа
Сентябрь - изучали потешки
Октябрь – изучали прибаутки.
Ноябрь - скороговорки
Декабрь, январь - загадки
Февраль, март - считалки, дразнилки, кричалки
Апрель, май - пословицы, поговорки
Из всего многообразия видов народного творчества на уроках развития речи я выбрала потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, считалки.
Каждый вид народного творчества, исходя из особенностей наших детей рассматриваем в течение месяца как на уроках, так и во второй половине дня.
Работа с каждым видом потешки начинаем с трех вопросов:
1.Что мы знаем? Ответ:»Потешки,прибаутки»
2.Что мы хотим знать?Ответ:»Виды потешек,прибауток»
3.Как мы узнаем? Ответ: «Справочники,книги,энциклопедии,интернет».
Дети сместе с родителями делают презентацию,находят и делятся информацией .Результатом изучения потешек стала совместная презентация различных видов потешек. Благодаря проекту уровень речевого развития показал хорошую динамику. Многие дети самостоятельно рассказывают потешки в процессе своих игр.
При реализации данной программы я использую следующие методы и приемы работы с малыми фольклорными формами (слайд 7):
-проговаривание;
-пропевание;
-заучивание через движение;
-беседа по нравственному и смысловому содержанию;
-объяснение скрытого смысла и непонятных ребенку лексико-грамматических конструкций;
-формирование речевого образца выразительного и четкого произнесения;
-презентация-иллюстрирование выбранного произведения.
Методика работы с потешками.
Работа с потешкой включает в себя 3 основных направления работы
1.Знакомство с потешкой.
2.Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности:
-ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной и выразительной речи. Это направление включает следующие виды работ:
а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов;
б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал.
в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного, а также выразительное чтение детям стихов требующих от детей интонационной и мимической выразительности.
3.Развитие умственных способностей - задание на развитие мышления и воображения:
а) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей потешки;
б) развивать умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план потешки) при пересказе потешки. Сначала готовую модель, а затем самостоятельно уметь построить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении потешки.
в) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Методика довольно эффективная ,предназначена для детей с умеренной умственной отсталостью.
Например при работе с потешкой "Водичка,водичка.."дети ознакомились с потешкой методом формирования речевого образца выразительного и четкого произнесения;
-пропевания; заучивание через движение.
Выделили в литературном произведении эпитеты, сравнения и их активное использование детьми при описании предметов.
"Заинька, попляши..." Пропевание, заучивание через движение, театрализованное представление по ролям.
Больше всего понравились детям потешки про котика.
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые. »
"Уж ты котенька -коток,
Котя серенький хвосток...
- Ребята, что кошки да коты любят делать? (кушать, лакомиться, баловаться, играть)
Инсценировка потешек "Кисонька-мурысонька"... Проговаривание потешки по ролям.
Каждая потешка четко и выразительно прочитывается, пропевается.Сложные для восприятия слова разбираются. Потешки усваиваются лучше, если при их произношении изменяются имена в потешках, заменяю на имена реальных детей.
В качестве готовой пространственной модели для пересказа и запоминания потешки про кота является игрушка кота.
Полученные знания и впечатления дети отражают в рисунках, ролевых играх,праздниках,презентациях.
Таким образом, опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в учебно-воспитательной работе создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. У детей быстрее формируются и закрепляются навыки самообслуживания и гигиены на основе положительного эмоционального отклика и представления об окружающем природном и социальном мире. Детский фольклор способствует развитию, обогащению активной обиходной речи, расширению и точному использованию словарного запаса. И, безусловно, использование малых фольклорных форм способствует социализации и нравственному развитию обучающихся, приобщая их к истокам родной культуры.
литература
1.Воспитание и обучение детей раннего возраста В.В. Гербова, Р.Г.Козакова
раздел «Развитие речи детей через народное творчество».
2. Журнал «дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О.Рулёва
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г.Иванова, В.Курашева.
4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва
5. Хрестоматия для маленьких.
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/znachenie-malykh-form-folklora-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.
6 класс «Е» со сложной структурой дефекта
Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; -Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения; -Дети глухие слабовидящие; -Слепоглухонемые дети; -Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха; -Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта). Категорию детей со сложной структурой дефекта составляют :
Максимальное насыщение сенсомоторного пространства; применение игровой формы; оптимального использования наглядных пособий, соответствующих зрительному восприятию ; эмоциональной окрашенности, в целях пробуждения познавательных потребностей; повышения мотивации обучения и положительной оценки педагогами малейших достижений обучающихся со сложным дефектом; подражательности : перехода от действий по подражанию к действиям по образцу с четко сформулированной инструкцией; организации работы в замедленном темпе с большей повторяемостью материала и применении его в новых ситуациях . Начальный этап коррекционно-обучающей работы предполагает
Педагогическая формула : «Учитель + ученик: понять, принять, помочь!». Каждый урок (внеклассная деятельность) – маленькое открытие, где мотивация – это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развитие любознательнос ти.
• изложение учебного материала (эмоциональное, выразительное, яркое); • использование игровых методов преподавания (учебно-познавательные дидактические игры); • смена видов деятельности; • положительная оценка личностных достижений каждого обучающегося; • создание внутреннего комфорта у ребёнка через ситуацию успеха! Условия повышения мотивации
очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету; не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет; с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен; поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности Особенности обучения математики
- совместные действия детей и взрослого; - действия по подражанию действиям учителя; - действия по образу, по словесной инструкции; - приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; - элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия; - воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; - предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; Методы и приемы
Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств
Создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Игра дает возможность легко привлечь внимание и длительное время поддерживать у учеников интерес к тем сложным математическим заданиям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание не всегда удается. Дидактическая игра
Угадайка Дидактические игры, используемые на уроке Заполни карточку
Птички Раздаточный материал Рыбки
Угадай слово Индивидуальная работа Лягушка
Задача учителя заключается в том, чтобы сделать ситуацию успеха для каждого ребёнка достижимой
Таким образом, для поддержания познавательной мотивации на уроках широко используются дидактическая игра ,которая дает возможность легко привлечь внимание и длительное время поддерживать у учеников интерес к тем сложным математическим заданиям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание не всегда удается. Вывод
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"
Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....
Выступление на педсовете
В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...
Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"
В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...
Как помочь ребенку хорошо учиться . Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете в МБОУ СОШ№27...
выступление на педсовете
Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...
Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"
Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....
Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"
Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....