Формирование учебно-познавательных компетенций.
статья на тему
В статье представлеы приёмы, методы и спобобы формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-poznavatelnye_kompetentsii_pedsovet.docx | 86.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебно-познавательных компетенций.
Как уже говорили предыдущие выступающие:
Компетенция – это готовность субъекта эффективно организовывать внутренние (знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности) и внешние (информация, люди) ресурсы для постановки и достижения цели.
Одна из главных задач на уроках в современной школе это формирование учебно–познавательной компетенции, так как она в большей степени определяет качество результата обучения.
Программа ФГОС включает в себя формирование следующих универсальных учебных–познавательных действий и компетенций:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для формирования данных компетенций учителю необходимо владеть следующими современными технологиями:
- проблемного обучения – умение выдвигать гипотезу, ставить проблему, осознавать познавательную задачу;
- проектного обучения - умение использовать предметные знания для реализации цели, добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, энциклопедий;
- игровой деятельности:
- деловые и организационно-мыслительные игры - осознавать познавательную задачу, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- творческая игра - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- технологии ТРИЗ - теория решения изобретательских задач;
- технология развития критического мышления;
- групповые технологии - работа в группах;
- технология обучения в глобальном информационном сообществе.
Методы и приёмы работы по формированию данных компетенций:
- Драматизация, театрализация - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- Дискуссия – извлекать информацию, делать логические выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Методы взаимного обучения (групповая и парная работа) - осознавать познавательную задачу;
- Методы активного обучения: «Мозговой штурм»;
- Метод эвристических вопросов - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.
- Прием самостоятельного конструирования - работа с учебными моделями;
- Метод «Оптимус» - поиск и выделение необходимой информации;
- «Фишбоун» - овладение логическими действиями, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Одним из путей формирования познавательных компетенции являются нетрадиционных уроки:
- лекции,
- семинары,
- деловые и ролевые игры,
- пресс – конференции,
- суды над историческими понятиями,
- слёты специалистов.
Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя и обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями знания не сообщаю в готовом виде, а даю задание, которое включает в себя противоречивую ситуацию.
Например: на уроке литературного чтения в 1 классе при изучении устного народного творчества провожу сравнение разных версий народных сказок. Сказка «Гуси-лебеди» знакома всем с раннего детства. При её чтении у детей возник спор о том, почему в учебнике версия не такая, как им знакома с детства. Вспомнили версии, записанные другими собирателями сказок В.Даля и А.Афанасьева. В ходе учебного диалога, учащиеся увидели, что, несмотря на отличие деталей сюжет сказок одинаков. Возникла проблема: почему так? Отвечая на него, получили представление о вариативности народного творчества - «бродячем сюжете».
В ходе учебного диалога обучающиеся строили логические цепочки рассуждений, отстаивали свою точку зрения, учились слышать и слушать друг друга. Таким образом, формировались не только познавательные, как основные, но и, коммуникативные и личностные УУД. Вот сколько возможностей для развития даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.
(У Александра Афанасьева сестрица не нашла бы брата, если бы ей не помог мудрый ёжик. В обработке Алексея Толстого она находит его сама. У Афанасьева она просто прокрадывается к избушке и уносит братца. В обработке А. Н. Толстого она заходит в избушку, беседует с Бабой Ягой и т. п., и только улучив момент, когда та не видит — убегает с мальчиком.
По этой версии, Баба-Яга хотела извести (съесть) сестру, а не брата (в народном варианте Яга просто похищает детей без особой цели: нигде не говорится, зачем; и после этого держит в плену).
У В.Даля вообще нет детей, а есть волки.)
Главный фактор в формировании учебно-познавательной компетенции – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, для этого использую занимательные задачи, которые развивают и тренируют мышление.
Например: Незнайка и Знайка хотели сравнить углы. Определите, где работа Незнайки. Почему вы так решили?
Как правильно сравнивать углы?
Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся учатся анализировать учебный материал, выделять в нём главное, делать выводы.
Огромный интерес младших школьников вызывают игры и игровые упражнения, которые повышают их активность, усиливают мотивацию к обучению. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения, как:
- Найди лишнее слово.
- Составь по аналогии.
- Логическая цепочка.
- Группировка, классификация.
- Отгадай загадку, расшифруй ребус, кроссворд, шараду.
Приведу несколько примеров:
При изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» во 2 классе предлагаю следующее задание, цель которого выявление умения осуществлять группировку слов по их лексическому значению.
Задание: Прочитайте слова в строчках. Представьте, что они обозначают. Исключите «лишнее» слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор, сделайте вывод.
Топор, пила, вилы, плотник.
Лиса, волк, нора, барсук.
Наташа, Москва, Оля, Аня.
Правильность выполнения задания оценивается в зависимости от количества допущенных ошибок.
В результате работы над заданием, учащиеся выполняют целый ряд УУД: регулятивные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и выбор наиболее эффективных способов решения задач; логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез и отбор оснований для сравнения, построение логической цепи рассуждений и доказательство; коммуникативные - разрешение конфликтов, так как в задании есть спорные моменты.
При изучении темы «Склонение имён существительных» в 3 классе используя задание, которое включает в себя не только программный материал, но и отрабатывает навык работы по аналогии.
Например: Прочти пары слов, установите их взаимосвязь, подберите ко второму слову пару по аналогии с первой.
Сад – яблоня, огород - … (капуста, забор, земля).
Сапог – молния, ботинок – (подошва, каблук, шнурок).
Учитель – ученик, врач – (больница, пациент, санитар).
Груша – фрукт; клён – (листок, дерево, паук).
-Определи пары, в которых существительные 2 склонения.
Упражнения на систематизацию, установление последовательности, построение алгоритма действия также способствуют формированию учебно-познавательной компетенции.
Приведу пример на уроках математики: Продолжи числовой ряд, определив последовательность:
45, 49, 46, 50, 47, … 7, 11, 22, 26, 37, … 896, 448, 224, 112, …
Один из ведущих приёмов развития познавательной компетенции - это группировка или классификация, который используется учителями нашей школы с первых дней обучения детей в школе.
Перед введением понятия классификацию, необходимо познакомить учащихся с правилами её проведения:
- Для основания классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы.
- Все объекты должны быть отнесены к какому-либо классу.
- Члены классификации должны взаимно исключать друг друга (относится только к одному классу).
- Подразделение на классы должно быть непрерывным.
- Один предмет не является объектом класса.
Рассмотрим примеры использования классификации на разных предметах:
На уроках русского языка: Раздели слова на группы. Обоснованием может быть: количество слогов, перенос, род, то, что подходит по теме урока.
Например: чиж, дыня, ворона, клюв, малина, баран, редиска, акула, лев, гвоздика.
На уроках литературного чтения: зачин, кульминация, олицетворение, развязка, концовка, метафора, завязка, композиция, сюжет.
Обоснование: части сказок, части рассказа, литературные приёмы.
Умение сравнивать, находить общие и отличительные черты понятий, объектов включает в себя такие компетенции как анализ, синтез, умозаключение, а значит, подобные упражнения будут актуальны для формирования учебно-познавательной компетенции.
Рассмотрим примеры упражнений на сравнение. На уроках литературного чтения: Найди общие и отличительные черты пословиц.
а) «Конь корове не товарищ» - «Лучше телёнок в хлеву, чем корова за горой».
б) «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» - «Старого воробья на мякине не проведёшь».
в) «Не всякий умён, кто хорошо наряжен» - «Чужим умом в люди не выйдешь».
Если в начале обучения учащиеся отмечали, прежде всего, наглядные внешние признаки предметов (цвет, размер и форму), то к концу обучения в начальной школе – больше опираются на знания и представления, сложившиеся в процессе обучения (внутренние свойства).
Следующая группа упражнений направлена на формирование навыков формулировки определения, вывода, обобщения своих умозаключений.
Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями и суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений получается другое суждение, извлечённое из содержания исходных суждений.
Определить понятие – это, значит, установить ближайший род и видовое отличие.
Определение должно отвечать требованиям:
- Должно быть соразмерным.
- Оно не должно быть отрицательным.
- Оно должно быть точным и ясным.
Например, на уроках русского языка:
- «Дай определение» - Стакан – это … (посуда для питья, изготовленная из стекла). Градусник – это … (прибор для измерения температуры).
- «Что это такое?» - По определению установить понятие:
Человек, который лечит больных – это (врач). Прибор для определения сторон света – это (компас).
Для развития активного самостоятельного, творческого мышления на уроках математики использую разные формы формулировки задач:
• модель «Морфологический ящик» - составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
- задачи с недостающими данными;
- задачи с излишними данными;
- задачи с несколькими решениями;
- задачи с меняющимся содержанием;
- задачи на соображение, логическое мышление;
- задачи со сказочным сюжетом;
- переформулировка вопроса.
Например, в 4 классе при решении задачи: «Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше сестры Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам?»
Даю ученикам уже составленные уравнения (х-5)+х+3х=55; х+(х+5)+3(х+5)=55; х+(х+5)+3х=55; и предлагаю ответить на вопросы:
а) Какая величина принята за неизвестное в каждом случае?
б) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное уравнение, найди его и укажи, в чем ошибка.
в) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?
Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким и средним уровнем развития, помогает понять принципы решения задач алгебраическим способом, более глубоко осознавать внутренние связи между величинами.
Ценная ситуация возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения (решение задачи арифметическим способом).
Подведя итог, можно сказать, что внедрение в учебный процесс предложенных упражнений, методик и технологий, способствует формированию учебно-познавательные компетенции обучающихся.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса
| Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал). | Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. |
| Положительные реакции возникают только на новый материал, касаюшийся конкретных фактов, но не теории. | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет. |
| Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач. | Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает. |
| Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач). | Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается. |
| Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу. |
| Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. | Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Формирование учебно-познавательных компетенций.
(Выступление на педагогическом совете.)
Подготовила:
учитель начальных классов
Бердникова О.В.
г. Нижневартовск
2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.
В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...
"Формирование учебно-познавательной компетенции через развитие орфографической зоркости на основе работы над ошибками "
Исследовательская работа....
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...
Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"
В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...
"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"
В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...