Проекты как ведущий метод образования в работе с учащимися начальных классов
статья на тему
В данной статье рассказывается о форме образования, максимально приближенной к практике и предполагающей активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи. А именно о методе проектов в учебной и внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty_kak_vedushchiy_metod_obrazovaniya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проекты как ведущий метод образования
в работе с учащимися начальных классов
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
(китайская пословица)
Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.
Впервые проектный метод был предложен еще Дьюи и наиболее последовательно реализовывался во многих школах США его учеником Уильямом Килпатриком (1871 – 1965 гг.) начиная с 1918 г.
Учеба, по его мнению, должна строиться не на запоминании информации, отобранной учителем, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка. Это углубляет связь между учебным и внеучебным временем и в корне меняет содержание деятельности учителя, который становится разносторонним консультантом.
Используя метод проектов в своей работе, я пришла к выводу, что успешность продуктивного образования объясняется тем, что ученик (совместно с педагогом) практически использует методы учебы в самостоятельной деятельности и самостоятельном образовании.
Проектирование – это одно из средств развития активной жизненной позиции. Основной эффект, который даёт проектная деятельность ребёнку – это становление и развитие способностей самостоятельно принимать решения, вырабатывать своё отношение к самым разным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в современной жизни.
В ходе такой работы учащиеся самостоятельно овладевают такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях.
Какие развиваются способности у детей в ходе такой работы:
- Личностные: активность, самостоятельность, творчество.
- Интеллектуальные: умение видеть проблему и применить для её решения имеющиеся знания, а также – оригинальность, гибкость мышления и воображения.
- Коммуникативные: устанавливать связи и отношения с партнёрами по работе, отстаивать свою точку зрения, согласовывать позиции.
- Организационно-деятельностные: планировать свою деятельность, находить средства и способы её реализации, осуществлять и контролировать свою деятельность.
- Рефлексивные: умение проанализировать и оценить свою работу, её результат и самого себя.
Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Учитель играет большую роль: контролирует, направляет, помогает, поддерживает. Также очень важно, чтоб исследование было посильным для ребёнка и доступным для детского восприятия.
Проектно-исследовательская работа - желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой-то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать среди сверстников. У них особый блеск в глазах, виден интерес к познанию всего, что их окружает. Очень важно поддержать ребенка в данной ситуации, организовать учебную и внеучебную деятельность, при которой реализуются творческие способности ученика, его наклонности, саморазвитие.
Конечный результат - защита исследовательских работ и проектов на школьной конференции научно-исследовательских работ и проектов младших школьников. Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспительной работе для учащихся начальных классов
Идея нашей программы состоит в приобщении ребёнка к Родине, семье. Ребёнок раскрывает и развивает свои способности, если создать ему для этого условия, окружить вниманием и заботой. В. А. Сухомлинский...
Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов
Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Выступление из опыта работы....
Активные методы обучения,используемые при работе с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания....
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно о...
Проект «Нам со спортом по пути» для учащихся начальных классов на этапе внедрения комплекса «ГТО» в общеобразовательном учреждении для детей с ОВЗ»
Цель проекта: создать положительную мотивацию у школьников для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к сда...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающихактивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихсяв процессе освоения учебного материала.А для младших школ...