Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития.
статья на тему
В статье раскрываются основные аспекты мотивации деятельности обучающихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_motivatsiya_dokl.odt | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития.
Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).
Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.
познавательные мотивы | социальные мотивы |
|
|
В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка.
Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.
Для мотивации учебной деятельности в старшем возрасте необходимо обратить внимание на предстоящий выбор профессиональной деятельности учащихся, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли учащегося, позицию будущего гражданина. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.
Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т. е., зоной ближайшего развития. Эти резервы не развиваются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимоотношений.
Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.
- При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока
- Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
- Создавать ситуации успеха;
- Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
- Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
- Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Большую роль в создании мотивации играют цели урока.
- Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;
- Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;
- Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)
- Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
- Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;
- Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения
Одним из стимулов мотивации является оценка.
Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует
- Когда ученик уверен в её объективности;
- Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
- Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
- Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
- Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
- обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
- связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
- положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);
- от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.
Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.
Эмоции с отрицательной модальностью:
- неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей;
- обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости.
- перегрузки, эмоциональная напряженность.
Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.
При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов:
- процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;
- показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Закончить я хочу словами Л. Н.Толстого: «Хорошему учителю достаточно иметь два качества — большие знания и большое сердце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»
Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художест...
Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.
Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Доклад из опыта работы...
Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её реализации
Учебная Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотива...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития и...
Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации.
Выступление на педагогическом совете....
Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения через создание проблемной ситуации.
Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация,т. е. перед учащимся ставится некоторая проблема, п...