Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития.
статья на тему

В статье раскрываются основные аспекты мотивации деятельности обучающихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _motivatsiya_dokl.odt15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития.

        Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).

Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.

        Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

познавательные мотивы

социальные мотивы

  • направленность на изучение материала по предмету
  • процесс познания
  • приёмы приобретения знаний
  • организация учебного труда
  • самообразование
  • направленность на общение с людьми
  • отношения с другими людьми
  • стремление занять определённое место среди сверстников
  • заслужить авторитет
  • осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия

        В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка.

        Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.

        Для мотивации учебной деятельности в старшем возрасте необходимо обратить внимание на предстоящий выбор профессиональной деятельности учащихся, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли учащегося, позицию будущего гражданина. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.

        Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т. е., зоной ближайшего развития. Эти резервы не развиваются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимоотношений.

        Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

  • При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока
  • Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
  • Создавать ситуации успеха;
  • Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
  • Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
  • Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Большую роль в создании мотивации играют цели урока.

  • Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;
  • Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;
  • Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)
  • Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
  • Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;
  • Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения

Одним из стимулов мотивации является оценка.

Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует

  • Когда ученик уверен в её объективности;
  • Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
  • Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
  • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:

  • связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
  • обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
  • связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
  • положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);
  • от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.

Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.

Эмоции с отрицательной модальностью:

  • неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей;
  • обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости.
  • перегрузки, эмоциональная напряженность.

Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.

При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов:

  • процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;
  • показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.

        Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.

        Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

        Закончить я хочу словами Л. Н.Толстого: «Хорошему учителю достаточно иметь два качества — большие знания и большое сердце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»

Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художест...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её реализации

Учебная Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотива...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития и...

Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения через создание проблемной ситуации.

Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация,т. е. перед учащимся ставится некоторая проблема, п...