МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
статья на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya_deyatelnosti_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ П. КРАСНЫЙ ТЕКСТИЛЬЩИК САРАТОВСКОГО Р-НА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ПО

ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ
НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

ПОДГОТОВИЛА:

ДЕМЕНКОВА Ю.Л.,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2012-2013 УЧ. ГОД

 

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  а  желания  нет».  В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается?  Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.

Я считаю, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  к ним. Поэтому перед мной стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают  человека к деятельности для достижения целей организации.

Мотив – это  внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Для повышения мотивации к урокам русского  языка и литературы  использую следующие виды работ: дидактические игры, групповая работа, отгадывание загадок и кроссвордов, работа по алгоритмам.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития.

 

     Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

     Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

     Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Способы повышения мотивации на уроках

  • обращение к жизненному опыту учащихся
  • создание проблемной ситуации
  • занимательность
  • дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
  • элемент новизны в уроке

Использование различных технологий

  • информационные технологии  
  • экскурсия
  • игра  
  • наблюдение
  • практикум
  • соревнование
  • интегрированное обучение
  • диспут
  • внеклассная работа
  • опыты
  • исследовательские работы

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

1.Создаю комфортную атмосферу на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса

2.Создаю нестандартные ситуации на уроке

3.Демонстрирую достижения учащихся на каждом уроке

4.Хвалю учеников на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Для учащихся с высоким уровнем развития способностей, проявляющих интерес к предмету, предлагаю задания повышенной трудности.

        Использование в учебно-воспитательном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогает также повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебно-воспитательном процессе является применение игровых технологий.

Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.  

Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой. Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.

 В своей работе часто использую:

- уроки-путешествия;

- занимательные задачки;

- игры со сказочными персонажами;

- дидактические игры;

- интеллектуальные игры («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес»  и т.д.).

Преимущество их применения очевидно. Если ребёнок на контрольной работе в сухой и сжатой форме воплощает свои знания, то в игре, в обстановке эмоционального подъёма, духа соревнования он успевает показать свои знания,  блеснуть находчивостью. И, конечно, в каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду «незаметных и тихих». Но коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и даёт им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Особенную пользу она приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребёнка появляется повышенная учебная  мотивация.

Моя задача состоит в том,  чтобы научить детей играть активно, самостоятельно, с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть будут приобретать качества, необходимые им в жизни. Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

На любом уроке дети устают, отвлекаются . Вот тут-то бы и сменить вид работы, провести игру, физкультминутку.

Игру и игровой момент использую на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.

Вместо обычного вступления предлагаю иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. - Прочитайте название темы урока по первым буквам тех предметов, которые вы видите на экране.

Провожу различные виды диктантов. Словарные диктанты ,например, провожу в  игровой форме.

- Отгадайте загадку. Напишите ответ. Какие орфограммы встретились в тексте загадки?

    Ответ загадки показывается на карточке. Называются слова из загадки, подбираются проверочные слова к ним. Устно составляется предложение с данным словом.

 При изучении антонимов и синонимов мы пользуемся понятиями: «слова, близкие по значению» и «слова, противоположные по значению». Слова с противоположным значением ребята подбирают быстрее, а при подборе синонимов испытывают затруднения. Здесь можно использовать игры: «Найди пару», «Не ошибись», «Кто больше?», «Будь внимательным», «Подумай – ответь!» и др.

 Проговорить слово – одно, а увидеть предметы, которые обозначают данные слова, совершенно другое. Обычно этот вид упражнений (картинный диктант) ребятам нравится больше. Для этого на уроке использую обычные предметные картинки. Но после записи слов и проверки работу можно продолжить и предложить игры: «Найди лишнее слово», «Слова- друзья». Учащиеся находят слова с одинаковыми орфограммами и слова, которые отличаются друг от друга.

Не менее интересны игровые упражнения и игры, провожу на уроках математики.

     Использую игры «Найди пару», «Где моё место?». Заменит решение примеров в столбик и запись их в тетрадь решение круговых примеров. Данную работу провожу у доски и на местах в парах.

    Ребятам нравится, когда в гости к ним приходят сказочные герои. Обычно такие игры называются «Помоги Незнайке», «Подскажи Незнайке», «Помоги сказочному герою». Можно решать не только примеры и задачи, но и выполнять самые различные задания. Дать характеристику числа; записать числа, используя данные цифры; составить числовые выражения на +, −, ∙, :  и т.д.              

     Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.  

  Устный счёт предлагаю по-разному. Очень нравится ребятам игра «Мы - строители». Детям предлагается построить дом, корабль, пирамидку. На обратной стороне деталей написан пример. Только решив его, деталь можно прикрепить к плакату. Каждый ученик хочет участвовать в такой игре и старается не ошибиться.

     На уроках математики используются игры и игровые упражнения с геометрически материалом, счётными палочками.

Для проведения таких игр использую интернет (картинки), компьютер, проектор и экран. Это намного облегчает работу.

   Все игры и игровые упражнения на уроках проводятся не ради развлечения, а ради успешного усвоения изучаемого материала, активизации познавательной деятельности учащихся и получения  желаемых результатов.

В своей работе стараюсь найти «золотую середину»: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать; облегчая учение, - дети постоянно будут искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"

Презентация к выступлению на ШМО "Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"...

Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её реализации

Учебная Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотива...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития и...

Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.К.Д. Ушин...