Формирование навыков самооценки у первоклассников.
статья (1 класс)

Фролова Марина Владимировна

В статье изложены некоторые способы самооценки первоклассников из опыта работы учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_samootsenki.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самооценки у первоклассников

Автор статьи: Фролова М. В. учитель начальных классов высшей категории.

Каждый учитель начальных классов, взяв 1 класс, задумывается над тем, как научить детей оценивать свою работу, видеть свои успехи и неудачи.

Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.

Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных направлений  развития самостоятельной личности является формирование объективной оценки себя и своих сил.

В своей практике я использую несколько способов, которые помогают адекватно оценить каждому ученику свою работу на уроке.

1 способ – жетоны. Дети за правильные полные ответы получают жетоны и по количеству жетонов могут оценить свою работу на уроке. Этот способ помогает учителю быть объективным. А для детей это стимул отвечать, включаться в работу. В этом способе также присутствует элемент игры – соревнования. А как известно, игра – ведущий вид деятельности  детей младшего школьного возраста и особенно первоклассников.

Этот способ постепенно подготавливает детей к оценкам, которые будут выставляться во втором классе.

2 способ – обозначение цветом, который дети называют «смайлики» или «светофор».

- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.

 «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».

  - Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками.  Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок. «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».

  - Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему  следует заново изучить материал.   «Мне нужно еще раз все повторить».

 -  Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с  несколькими ошибками. С данным учеником организуется  индивидуальная работа по данной теме.  «Мне нужно позвать учителя на помощь».

Такой способ самооценки я использую для некоторых письменных работ.   Выполненное задание в тетради ребенок оценивает на полях цветовым кружочком. При проверке учитель ставит свой цвет «светофора». Совпадение детской и учительской оценки означает, что ученик умеет оценивать свою работу и это очень хорошо. В случае если ученик завысил или занизил самооценку, учитель еще раз раскрывает с ребенком критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее, либо строже, либо просто внимательнее. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Этот же способ можно использовать и для устной работы на уроке, тогда каждый ученик пользуется сигнальным веером или карточками. Используя сигнальный веер, учащиеся могут оценить не только свою работу, но и ответы своих товарищей по классу, что тоже я считаю важным и полезным , так как научить себя оценивать объективно нельзя, не научившись оценивать одноклассников.

Предлагаемые способы оценивания позволяют:

-ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.

-учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.

-родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

Родительское собрание "Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям"

P { margin-bottom: 0.21cm; } П омочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результат...

Формирование навыков самооценки и самоконтроля, навыков взаимоконтроля.

Обеспечение полноценного личностного, социального и культурного развития ребёнка,  подготовка его к дальнейшему развитию и самообразованию, развитие умения самостоятельно оценивать себя, принимат...

Мастер – класс по теме «Формирование навыков самооценки младших школьников».

Мастер –  класс по теме  «Формирование навыков самооценки младших школьников»....

Формирование навыков самооценки младших школьников

Описывается опыт работы над  формированием навыков самооценки младших школьников....

Приёмы формирования навыков самооценки и самоконтроля младших школьников

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно ...

Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста

Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классовВ своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчи...