Формирование навыков самооценки у первоклассников.
статья (1 класс)
В статье изложены некоторые способы самооценки первоклассников из опыта работы учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samootsenki.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков самооценки у первоклассников
Автор статьи: Фролова М. В. учитель начальных классов высшей категории.
Каждый учитель начальных классов, взяв 1 класс, задумывается над тем, как научить детей оценивать свою работу, видеть свои успехи и неудачи.
Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных направлений развития самостоятельной личности является формирование объективной оценки себя и своих сил.
В своей практике я использую несколько способов, которые помогают адекватно оценить каждому ученику свою работу на уроке.
1 способ – жетоны. Дети за правильные полные ответы получают жетоны и по количеству жетонов могут оценить свою работу на уроке. Этот способ помогает учителю быть объективным. А для детей это стимул отвечать, включаться в работу. В этом способе также присутствует элемент игры – соревнования. А как известно, игра – ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста и особенно первоклассников.
Этот способ постепенно подготавливает детей к оценкам, которые будут выставляться во втором классе.
2 способ – обозначение цветом, который дети называют «смайлики» или «светофор».
- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.
«Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».
- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок. «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
- Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».
- Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с несколькими ошибками. С данным учеником организуется индивидуальная работа по данной теме. «Мне нужно позвать учителя на помощь».
Такой способ самооценки я использую для некоторых письменных работ. Выполненное задание в тетради ребенок оценивает на полях цветовым кружочком. При проверке учитель ставит свой цвет «светофора». Совпадение детской и учительской оценки означает, что ученик умеет оценивать свою работу и это очень хорошо. В случае если ученик завысил или занизил самооценку, учитель еще раз раскрывает с ребенком критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее, либо строже, либо просто внимательнее. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
Этот же способ можно использовать и для устной работы на уроке, тогда каждый ученик пользуется сигнальным веером или карточками. Используя сигнальный веер, учащиеся могут оценить не только свою работу, но и ответы своих товарищей по классу, что тоже я считаю важным и полезным , так как научить себя оценивать объективно нельзя, не научившись оценивать одноклассников.
Предлагаемые способы оценивания позволяют:
-ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
-учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
-родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»
Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....
Родительское собрание "Формирование навыков чтения у первоклассников. Советы родителям"
P { margin-bottom: 0.21cm; } П омочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результат...
Формирование навыков самооценки и самоконтроля, навыков взаимоконтроля.
Обеспечение полноценного личностного, социального и культурного развития ребёнка, подготовка его к дальнейшему развитию и самообразованию, развитие умения самостоятельно оценивать себя, принимат...
Мастер – класс по теме «Формирование навыков самооценки младших школьников».
Мастер – класс по теме «Формирование навыков самооценки младших школьников»....
Формирование навыков самооценки младших школьников
Описывается опыт работы над формированием навыков самооценки младших школьников....
Приёмы формирования навыков самооценки и самоконтроля младших школьников
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно ...
Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста
Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классовВ своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчи...