Информационная культура младшего школьника
статья на тему
В статье рассказывается об организации деятельности по овладению детьми информационной культуры. Описаны основные этапы формирования познавательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_kultura_mladshego_shkolnika.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная культура младшего школьника.
Мир информации чрезвычайно широк и и разнообразен . Представления его в различных информационных источниках (это может быть книга, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, человек как информатор) не изменяет суть проблемы научения ребёнка приёмам ориентировки в мире информации.
Эти основные приёмы базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть обозначены следующим образом:
На этапе принятия учебной задачи - это умения осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умения выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.
На этапе поиска информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение. Получать искомую информацию в позитивном общении со взрослыми и сверстниками. Работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приёмами деятельности.
На этапе обработки информации - умение отделять главное от второстепенного. Структурировать и изменять объём информации в соответствии с учебной задачей.
На этапе хранения информации - осознанное и эффективное использование учебником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
При этом носитель информации, хотя и требует применения специальных умений, не играет принципиальной роли. Он может быть использован в качестве средства достижения искомого результата: либо как единственный источник, либо в интеграции с другими информационными средствами.
Основы информационной культуры закладываются в начальном образовании в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности. При этом уже само понятие «грамотность» приобретает в информационном обществе особый смысл.
Новые требования общества и то новое, что окружает нас в современном мире (новые технологии и новые модели действий) подразумевают «новую грамотность. Традиционные умения и навыки «обрастают» дополнительными характеристиками. Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредствам поиска, производимого в письменных и других источниках. Письмо - как создание объектов и установление связей в гиперсреде, включая в себя все типы носителей информации. Таким образом, «новая грамотность» уводит нас от запоминания фактов и правил с последующим исполнением рутинных инструкций. Перенося основной акцент на способность отыскивать информацию. Моделировать новые объекты и процессы, понимать и изобретать правила.
Целенаправленная систематическая работа учителя по формированию элементов информационной культуры у учеников начальных классов стимулирует познавательную самостоятельность детей, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основной такой работой является понимание учителем операционного состава информационных умений и навыков младших школьников и наличие у учителя критериальной базы для оценки качества и результативности образовательного процесса.
Операционный компонент информационной культуры младших школьников рассматривается как совокупность конкретных операций (действий), вариативное и творческое соединение которых позволяет школьнику рационализировать процесс учения.
Термин «операционный компонент информационной культуры включает в себя: четыре направления совершенствования способов работы с информацией (информационный поиск, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка, хранения информаций) и пять основных источников информации (наблюдение, общение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер.)
Сущность педагогической технологии формирования информационной культуры младшего школьника заключается в межпредметной координации действий учителя по развитию у учащихся умений и навыков работы с информацией при наличии определённых критериев. Достижение которых свидетельствует об уровне эффективности проводимой работы.
Оценка уровней учебных умений невозможна без структуры анализа соответствующей деятельности, и если овладение конкретном умением состоит из множества операций, то совокупность всех операций, может оказаться недопустимо велика для организации реального мониторинга, но опираясь на двух принципиальных позициях: при разработке конкретных технологических цепочек овладения тем или иным познавательным действием может быть выделено разное количество этапов и оценочных характеристик, но важна положительная динамика и оптимальный темп овладения школьником искомых умений и основное внимание учителя должно быть сконцентрировано на работе с детьми, при чём учитель стремится сформировать в детях стремление к высокой цели. руководствуя ростом познавательных интересов школьников. Учитывая их возрастные познавательные потребности. При любом удобном случае знакомить детей с эффективными приёмами информационно поиска, предметно-аналитической деятельности, кодирования, хранения информации, которыми пользуются взрослые и старшеклассники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на МО...
Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.
Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...
Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".
Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....
"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г
Цели: : ü расширить представление о времени, дате,ü ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü раскрыть понятие «календарь» и его зн...
"Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности"
Методические рекомендации...
Формирование информационной культуры младших школьников.
Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС.В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации....
воспитание информационной культуры младшего школьника
надеюсь что будет интересно и полезно!!!...