Информационная культура младшего школьника
статья на тему

Поликарпова Татьяна Александровна

В статье рассказывается об организации деятельности по овладению детьми информационной культуры. Описаны основные этапы формирования познавательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_kultura_mladshego_shkolnika.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная  культура   младшего  школьника.

Мир      информации       чрезвычайно  широк и    и    разнообразен .  Представления      его  в     различных       информационных  источниках (это  может  быть  книга,   аудио-  и  видеоаппаратура,      компьютер,        человек  как   информатор)      не    изменяет суть проблемы    научения    ребёнка  приёмам  ориентировки  в  мире  информации.

Эти   основные  приёмы  базируются  на  вполне конкретных  умениях,     которые     могут     быть   обозначены     следующим  образом:

На  этапе  принятия  учебной  задачи -  это  умения  осознать,  вычленить,  сформулировать  информационный      запрос,         умения  выбрать  источник   информации  и  оценить  адекватность         источника       информации       сформулированному       запросу.

 На  этапе  поиска   информации -  умение  эффективно  работать  с  любыми  доступными  источниками:   последовательно  и  правильно  вести  наблюдение.  Получать  искомую  информацию   в  позитивном  общении  со  взрослыми  и сверстниками.  Работать  с    текстовой  информацией (в  книге,  компьютере),  сужая  при  этом  круг  поиска  рациональными  приёмами  деятельности.

На  этапе  обработки  информации -  умение  отделять  главное  от   второстепенного.  Структурировать  и  изменять  объём  информации  в  соответствии  с  учебной задачей.

На  этапе  хранения  информации -  осознанное     и  эффективное      использование  учебником      особенностей       своей       памяти     при     выборе  способа  кодирования  информации,  предназначенной  для  кратковременного  или  длительного  хранения.

При  этом  носитель  информации,  хотя  и  требует  применения  специальных  умений,  не  играет  принципиальной  роли.  Он  может  быть  использован  в  качестве  средства достижения    искомого  результата:  либо  как  единственный  источник,  либо    в  интеграции  с  другими  информационными  средствами.

Основы    информационной  культуры  закладываются  в  начальном  образовании  в  период  овладения  элементами  лингвистической  и  математической  грамотности.  При  этом  уже  само  понятие  «грамотность»    приобретает  в  информационном  обществе  особый  смысл.

Новые  требования      общества  и  то  новое, что  окружает  нас  в  современном  мире (новые      технологии  и  новые  модели  действий)  подразумевают     «новую  грамотность.  Традиционные  умения      и  навыки «обрастают»        дополнительными  характеристиками. Чтение      рассматривается      как  нахождение     и       восприятие  информации  посредствам  поиска, производимого  в  письменных  и  других  источниках.  Письмо -  как  создание  объектов  и  установление  связей  в  гиперсреде,  включая  в  себя  все  типы  носителей  информации.  Таким  образом,  «новая  грамотность»  уводит  нас    от  запоминания  фактов  и  правил  с  последующим  исполнением  рутинных  инструкций.  Перенося  основной    акцент  на  способность  отыскивать  информацию.  Моделировать  новые  объекты  и  процессы,  понимать    и изобретать  правила.

Целенаправленная      систематическая      работа     учителя  по  формированию  элементов  информационной  культуры у  учеников    начальных  классов  стимулирует  познавательную   самостоятельность  детей, проявляющуюся  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.  Основной  такой  работой  является  понимание     учителем  операционного  состава  информационных  умений  и  навыков  младших  школьников  и  наличие  у  учителя       критериальной  базы  для  оценки  качества  и  результативности  образовательного  процесса.

Операционный  компонент  информационной  культуры  младших    школьников  рассматривается как  совокупность  конкретных  операций (действий),    вариативное   и  творческое  соединение  которых  позволяет  школьнику  рационализировать  процесс  учения.

 Термин  «операционный    компонент  информационной  культуры  включает  в  себя:   четыре        направления       совершенствования         способов        работы      с  информацией       (информационный       поиск,   предметно-аналитическая  деятельность,  перекодировка,    хранения     информаций)   и  пять   основных   источников  информации (наблюдение,   общение,   слово  как  символ  понятия,  книжный  текст,  компьютер.)

Сущность  педагогической  технологии  формирования  информационной  культуры  младшего  школьника  заключается  в  межпредметной  координации  действий   учителя  по  развитию  у  учащихся  умений  и  навыков работы  с  информацией  при     наличии  определённых     критериев.      Достижение      которых  свидетельствует  об      уровне  эффективности  проводимой  работы.

Оценка    уровней     учебных     умений     невозможна  без     структуры     анализа  соответствующей  деятельности,  и  если   овладение  конкретном умением  состоит из  множества  операций,  то  совокупность  всех  операций,  может  оказаться  недопустимо  велика  для  организации  реального  мониторинга, но  опираясь  на    двух  принципиальных  позициях: при  разработке  конкретных  технологических  цепочек  овладения  тем  или  иным  познавательным    действием  может  быть  выделено  разное  количество  этапов  и  оценочных  характеристик,  но  важна  положительная  динамика  и  оптимальный  темп  овладения  школьником  искомых  умений   и   основное  внимание  учителя  должно  быть  сконцентрировано  на  работе  с  детьми,   при  чём учитель  стремится  сформировать  в  детях  стремление  к  высокой   цели.  руководствуя  ростом  познавательных  интересов  школьников.  Учитывая  их  возрастные  познавательные  потребности.  При  любом  удобном  случае  знакомить  детей  с  эффективными  приёмами  информационно  поиска,  предметно-аналитической  деятельности,  кодирования,  хранения  информации, которыми  пользуются  взрослые  и  старшеклассники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Формирование информационной культуры младших школьников.

Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС.В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации....

воспитание информационной культуры младшего школьника

надеюсь что будет интересно и полезно!!!...