Рабочая программа по информатике. 4 класс. Школа России.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской прокраммы А.Л. Семенова и Т.А.Рудченко. Аннотация прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike._4_klass._shkola_rossii.docx | 252.03 КБ |
informatika_annotatsiya.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго-Восточное окружное Управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1959
«Дети мира»
109469, г. Москва, Перервинский бульвар, дом 16, корп. 1, тел./факс 8(495)346-45-51, e-mail: school-1959@mail.ru
__________________________________________________________________________
«Рассмотрена» На заседании методического объединения Протокол №_______________ От «___» ____________ 20__г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________Колотеева И.А.. От «___» ____________ 20__г. | «Утверждаю» Директор школы ______________Асирян М.А. От «___» ____________20__г. |
Рабочая программа
по информатике
4 «Б» класс
на 2015 - 2016 учебный год.
Программа составлена на основе авторской программы А.Л. Семёнова,
Т.А. Рудченко «Информатика. 1- 4 классы» (УМК «Школа России»)
Составитель
Глазунова Елена Петровна
Учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государ-
ственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, ре- чи, моторики и т. п.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образо- вания, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся ком- плекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к са- мостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии с образова- тельным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образова- тельных результатов, к числу которых отнесены результаты трех уровней: личностные, ме- тапредметные и предметные. Программа по информатике нацелена на достижение результа- тов всех этих трёх уровней. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важней- шей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие ка- честв личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобре- тение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ- компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру ком- плекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результа- тов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предмет- ной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной ча- сти содержания курса начальной школы оказывается довольно велик (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в струк- туре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились до-
статочно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочис- ленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объема, причем мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом образования и ООП, ос- новной целью изучения информатики в начальной школы является формирование у обуча- ющихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способ- ность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информаци- онной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поез- дов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести теле- фонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой ад- рес и вести записную книжку.
В соответствии с основной задачей изучения курса информатики в начальной школе формируется и содержание курса. В нем условно можно выделить следующие содержатель- ные линии:
- Основные информационные объекты и структуры. Вводимые понятия соответ- ствуют основным математическим и информатическим понятиям, которые в свою очередь имеют метапредметный характер и находят свое отражение во всех учеб- ных курсах. К числу таких понятий относятся: бусина (атомарный объект), цепоч- ка (конечная последовательность), мешок (конечное мультимножество), дерево (ветвящаяся структура), таблица.
- Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы. Дан- ные действия и процессы имеют метапредметный характер и выполняются детьми в разных учебных дисциплинах, а также при решении практических задач. К числу таких действий относятся: поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, поиск соответствия между объектами – соединение объектов в пары, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции (в том числе про- граммы или алгоритма) и другие.
- Основные информационные методы. Данные методы также имеют метапредмет- ный характер и могут использоваться при решении любых задач, в особенности практических задач, встающих перед ребенком в повседневной жизни. К числу та- ких методов относятся: метод перебора (полного или систематического), метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.
С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназна- чены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобще- нию в виде словесных формулировок.
В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно- деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Си- стемно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образова- ния, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности. Наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельно- сти: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по прави- лам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни (правилам дорож- ного движения, режиму дня, расписанию уроков и т. д.), умение выполнять регламентирован- ные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на уроках информатики.
Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на уроках информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование высо- кой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы уча- щегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет яв- ного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно со- трудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предла- гать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.
Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для урока информати- ки – проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практи- ческой информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых
для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.
ИКТ-компетентность включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В
частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является ча- стью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею. В начальной школе ИКТ-квалификация учащегося формируется практиче- ски во всех предметных областях. Роль курса информатики здесь – формирование базиса, тео- ретических и практических основ универсального учебного действий, связанных с ИКТ- квалификацией. Поэтому курс информатики в начальной школе можно изучать даже в том случае, если в школе нет компьютеров (и других средств ИКТ).
Так же частью ИКТ-компетентности является коммуникативная компетентность. Комму- никативная компетентность включает в себя языковую компетентность, но не ограничивается ею. Внутри языковой компетентности выделяется и иноязычный компонент.
В понятие ИКТ-компетентности входят и другие составляющие. Например, логическая компетентность, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и знаково-символическая компетентность, которая относится к преобразованию информации и представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех предметных областях.
В соответствии с новым базисным учебным планом начального образования курс инфор- матики входит в предметную область «Математика и информатика». Поэтому некоторая часть учебных часов для данного курса должна быть выделена из этой предметной области. Однако в силу интегративного, межпредметного характера курса, отделить данный курс от других предметных курсов начальной школы можно лишь условно. Так коммуникативная и языковая компетентность, формируемая в рамках курса, входит в содержание предметных областей «Русский язык», «Литература». А ИКТ-квалификация входит в содержание пред- метной области «Технология». Таким образом, часы на данный курс могут выделяться и из других предметных областей: «Русский язык» или «Технология», а также и других областей, таких так: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература». Начиная со 2 класса часы на данный курс могут выделяться из части базисного плана, фор- мируемой участниками образовательного процесса. Именно поэтому каждое образователь- ное учреждение при формировании собственной программы начального образования на ос- нове государственной, имеет значительную свободу при выделении количества учебных ча- сов на данный курс и решении вопроса о том, с какого класса дети будут изучать информа- тику. При изучении информатики с 1 или 2 класса достаточно выделить на курс 1 час в неде- лю. При изучении информатики с 3 класса можно выделить на курс от 1 до 2 часов в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе явля-
ется формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий (УУД). Это и задает основные цен- ностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в со- ответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
- Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и прие- мами поиска, получения, представления информации. В понятие информационной грамотности в частности входит умение работать с информацией, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность и представ- лять информацию в различных видах.
- Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компь- ютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
- Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предме- та наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты язы- ковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Предметные результаты (1 – 4 классы)
В результате изучения курса информатики обучающиеся получат следующие знания и
умения (значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):
- Правила игры
Учащиеся должны знать:
- знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
- *знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
- иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
- иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности свое- го решения.
Учащиеся должны уметь:
- правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а так- же с материалами к проектам;
- *соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средства- ми ИКТ;
- *войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
- *при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в ме- ню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
- *при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при по- мощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).
- Базисные объекты и их свойства
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о свойствах базисных объектов; Учащиеся должны уметь:
- искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
- строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
- правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, со- едини, пометь галочкой и пр.);
- *выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, по- меть галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш»,
«ластик», «галочка», «лапка» и др.;
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
- * в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по ука- занному параметру.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
- Цепочка
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
- знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
- иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
- иметь представление об индуктивном построении цепочки;
- иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек не- большой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
- строить и достраивать цепочку по системе условий;
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
- выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
- выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепоч- ки по заданному результату склеивания;
- оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпо- следний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
- оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
- оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
- строить цепочки по индуктивному описанию;
- строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
- шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
- *в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи ин- струментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокуп- ности цепочек (мощностью до 10 цепочек).
- Мешок
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
- знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
- иметь представление о мешке бусин цепочки;
- иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам. Учащиеся должны уметь:
- организовывать полный перебор объектов (мешка);
- оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
- строить и достраивать мешок по системе условий;
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
- выделять из набора одинаковые и разные мешки;
- использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
- выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеи- ваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
- сортировать объекты по одному и двум признакам;
- строить мешок бусин цепочки;
- *в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инстру- мента «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокуп- ности мешков (мощностью до 10 мешков);
- выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.
- Логические значения утверждений
Учащиеся должны знать и понимать:
- понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно. Учащиеся должны уметь:
- определять значения истинности утверждений для данного объекта;
- выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
- строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утвер- ждений;
- анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий кон- струкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
- анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.
Учащиеся имеют возможность:
- получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для дан- ного объекта.
- Язык
Учащиеся должны знать и понимать:
- знать русские и латинские буквы и их русские названия;
- уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
- иметь представление о слове как о цепочке букв;
- иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
- иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
- понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
- иметь представление о толковании слова;
- иметь представление о лингвистических задачах.
- *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавиш и клавиш со знаками препинания на клавиатуре компьютера (в русской раскладке).
Учащиеся должны уметь:
- правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
- использовать имена для различных объектов;
- сортировать слова в словарном порядке;
- сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
- *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- решать простые лингвистические задачи.
- Алгоритмы. Исполнитель Робик
Учащиеся должны знать и понимать:
- знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
- иметь представление о конструкции повторения;
- иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
- иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика. Учащиеся должны уметь:
- планировать последовательность действий,
- выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
- последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
- выполнять простейшие линейные программы для Робика;
- строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
- выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
- строить цепочку выполнения программы Робиком;
- строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Ро- бика.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.
- Дерево
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление о дереве;
- понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
- иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и ли- стьях), уровнях, путях;
- знать алгоритм построения мешка всех путей дерева. Учащиеся должны уметь:
- оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
- строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
- использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
- строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополни- тельным условиям;
- строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
- строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
- *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инстру- ментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- строить деревья для решения задач (например, по построению результата произве- дения трёх мешков цепочек);
- Игры с полной информацией
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление об играх с полной информацией;
- знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
- понимать и составлять описания правил игры;
- понимать правила построения дерева игры;
- знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
- иметь представление о выигрышной стратегии. Учащиеся должны уметь:
- оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: пра- вила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
- строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики,
сим, камешки, ползунок);
- играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; со- блюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
- проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турни- ра;
- строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим чис- лом вариантов позиций;
- описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.
- Математическое представление информации
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
- иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах . Учащиеся должны уметь:
- устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
- читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
- читать столбчатые диаграммы;
- достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
- отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;
- интерпретировать полученную информацию.
- Решение практических задач
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
- иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
- иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллектив- ного решения;
- иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
- иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
- иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
- иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
Учащиеся должны уметь:
- подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
- искать слово в словаре любого объема;
- оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;
- упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
- использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фи- гурок;
- использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
- заполнять таблицу кругового турнира;
- строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачно- сти и осадков;
- планировать и проводить сбор данных,
- строить дерево кубкового турнира для любого числа участников
- строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.
*12. ИКТ-квалификация. Решение практических задач
Учащиеся должны уметь:
- сканировать изображения;
- описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и чис- ловую информацию о нем;
- создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с ис- пользованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основ- ными функциями стандартного текстового редактора;
- заполнять учебные базы данных;
- создавать компьютерную анимацию;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; со- ставлять новое изображение из готовых
фрагментов (аппликация).
Учащиеся имеют возможность научиться:
- управлять исполнителем Черепаха в виртуальном микромире;
- строить программы для компьютерного исполнителя Черепаха с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) сло- варях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
*13. ИКТ-квалификация. Клавиатурный ввод
Учащиеся должны уметь:
- владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.
Содержание учебного предмета
Распределение часов по темам дано с учетом вариативности изучения курса
– в программе указанно минимальное число часов на каждую тему. Оно может быть увеличено в рамках общего числа часов отведенных на курс каждого года
обучения. Знаком * помечены те вопросы и темы, которые рассматриваются только при компьютерном варианте изучения курса.
- класс
Понятие о правилах игры – 1 час
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей
тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при ра- боте с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими кур- са: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
Базисные объекты и их свойства – 10 часов
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства ос-
новных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объ- екты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: рас- крась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галоч- кой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой.
*Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
Области – 1 час
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки.
Цепочка – 5 часов
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одина- ковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: пер- вый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке пред- метного счета. Понятия идет раньше, идет позже для объектов числового ря- да.
Мешок – 3 часа
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пу-
стой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному признаку.
Основы логики высказываний – 2 часа
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор
элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия
есть/нет для элементов цепочки и мешка.
Основы теории алгоритмов – 2 часа
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выпол- нение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию.
Математическое представление информации – 1 час
Одномерная таблица для мешка – использование таблицы для классифика-
ции объектов по одному признаку.
Решение практических задач – 3 часа
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, легко
различимых по внешним признакам (отличающихся по цвету), с использовани- ем разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Раз- деляй и властвуй», 1 часть).
Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготов- ление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем буси- ны»)
Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (ми- ни-проекты «Работа текстом»).
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация – 3 часа
Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки
(беджа) (проект «Мое имя»).
Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастиче- ского животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).
Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «За- писная книжка»).
- класс
Области – 1 час
Выделение и подсчет областей в картинке.
Цепочка – 6 часов
Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца,
второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчетом элементов от любого элемента цепоч-
ки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т.д. Цепоч- ки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяце. Календарь, как цепочка дней года. *Использование инструмента «цепочка» для построения це- почек в компьютерных задачах.
Мешок – 3 часа
Мешок бусин цепочки. Классификация объектов мешка по двум признакам.
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты),
алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы,
знаки препинания. Поиск слов в учебном словаре, пропедевтика правил сло-
варного порядка.
Основы логики высказываний – 4 часа
Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, ис-
тинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Основы теории алгоритмов – 2 часа
Выполнение инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка)
по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов: алгоритма подсчета областей картинки, алгоритма подсчета букв в тексте, алгоритма по-
иска слова в учебном словаре.
Математическое представление информации – 2 часа
Двумерная таблица для мешка – использование таблицы для классифика-
ции объектов по двум признакам. Использование таблиц для подсчета букв и знаков в русском тексте.
Решение практических задач – 2 часа
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, отли-
чающихся по нескольким трудно различимым признакам, с использованием разбиения задачи на подзадачи, группового разделения труда и трафаретов (проект «Разделяй и властвуй», 2 часть).
Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация – 3 часа
Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использо-
ванием набора готовых изображений средствами стандартного графического ре- дактора (проект «Новогодняя открытка»).
Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включа-
ющей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).
Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).
- класс
Цепочка – 4 часа
Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина це-
почки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из це- почек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек.
Классификация объектов по нескольким признакам. Соответствие между раз-
ными таблицами для одного мешка. Операция склеивания мешков цепочек.
Дерево – 7 часов
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и
предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех пу- тей дерева. Дерево потомков. *Использование инструмента «дерево» для по- строения деревьев в компьютерных задачах.
Буквы и знаки в русском тексте: внутрисловные знаки – дефис и апостроф.
Словарный порядок слов. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкова- ние.
Основы теории алгоритмов – 5 часов
Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика.
Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование кон- струкции повторения в программах для Робика. *Использование инструмента
«Робик» для поиска начального положения Робика.
Математическое представление информации – 2 часа
Двумерная таблица для мешка – использование основной и рабочей табли-
цы для классификации объектов по двум признакам. Использование таблицы для склеивания мешков.
Решение практических задач – 4 часа
Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с
большим числом объектов путем построения сводной таблицы (проект «Одина- ковые мешки»).
Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект
«Лексикографический порядок»).
Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).
Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач (проект «Турни- ры и соревнования», 1 часть).
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация – 3 часа
Определение дерева по веточке и почкам с использованием электронного опреде- лителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).
Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект
«Живая картина»).
- класс
Игры с полной информацией – 12 часов
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка по- зиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Цепочка – 1 час
Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или
цепочку из нескольких.
Дерево – 3 часа
Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметиче-
ского выражения.
Решение лингвистических задач.
Основы теории алгоритмов – 3 часа
Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ
Робиком.
Математическое представление информации – 2 часа
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), из- мерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграммы, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Решение практических задач – 3 часа
Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в
виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).
Изучение способов проведения спортивных соревнований, в ходе проведе- ния кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнова- ния», 2 часть).
Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация – 3 часа
Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с ис- пользованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).
Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление резуль- татов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).
Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структуриро- вание найденной информации, оформление информации в виде текстового файла с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой до- клад»).
Учебно – тематический план курса информатики и ИКТ в 4 классе (34 часа)
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и компетенции | Вид контроля | ПО | Практическая часть |
1. | 1. Алгоритмы – 9ч | ТБ. Ветвление «если - то». | 1 | Знать суть понятий: – алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; – вложенные алгоритмы; – запись ветвления в построчной форме; – алгоритмы с параметрами; – циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров. Уметь: – составлять и записывать вложенные алгоритмы; – выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами; – выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. | Решение задач | ||
2. | Ветвление «если – то - иначе». Практическая работа №1. «Работа с мышью». | 1 | Практическая работа | ОС Linux | Практическая работа №1. «Работа с мышью». | ||
3. | Цикл в построчной записи алгоритма. Практическая работа №2. «Клавиатура». | 1 | Практическая работа | ОС Linux | Практическая работа №2. «Клавиатура». | ||
4. | Алгоритм с параметрами. | 1 | Решение задач | ||||
5. | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 1 | Решение задач | ||||
6. | Урок обобщения по теме «Алгоритмы». | 1 | Решение задач | ||||
7. | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 1 | |||||
8. | Работа над ошибками. Практическая работа №3 «Создание и редактирование изображений». | 1 | Решение задач | OpenOffice.org Draw | Практическая работа №3 «Создание и редактирование изображений». | ||
9. | Повторение по теме «Алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами». | 1 | Решение задач | ||||
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и компетенции | Вид контроля | ПО | Практическая часть |
10. | 2. Группы объектов - 8 часов | Свойства и признаков группы объектов. Практическая работа №4. «Рисуем паровозик». | 1 | Знать: – состав и действия объектов с одним общим названием; – составные объекты, отношение «состоит из»; – схема (дерево) состава; – понятие адреса объекта; – относительные адреса в составных объектах. Уметь: – определять составные части предметов; – составлять схему состава; – описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит; – записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; – заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса. | Практическая работа | OpenOffice.org Draw | Практическая работа №4. «Рисуем паровозик». |
11. | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1 | Решение задач | ||||
12. | Массив объектов на схеме состава. Практическая работа №5. «Рисуем лес». | 1 | Практическая работа | OpenOffice.org Draw | Практическая работа №5. «Рисуем лес». | ||
13. | Признаки и действия составных частей объекта. | 1 | Решение задач | ||||
14. | Урок обобщения по теме «Группы объектов». | 1 | Решение задач | ||||
15. | Контрольная работа №2 «Группы объектов». | 1 | |||||
16. | Работа над ошибками. Практическая работа №6. «Рисуем натюрморт». | 1 | Практическая работа | OpenOffice.org Draw | Практическая работа №6. «Рисуем натюрморт». | ||
17. | Повторение по теме «Многоуровневая схема состава». | 1 | Решение задач | ||||
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и компетенции | Вид контроля | ПО | Практическая часть |
18. | 3. Логические рассуждения – 10 часов | Множество. Практическая работа №7. «Электронная почта». | 1 | Знать: – отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); – истинность высказываний со словом «не»; – истинность высказываний со словами «и», «или»; – понятия множество, подмножество; – связь операций над множествами и логических операций; – пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям; – правила вывода «если …, то …»; – цепочки правил вывода; – простейшие графы «и – или». Уметь: – изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение; – определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; – строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами; – строить и описывать пути в графах; – выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; – записывать выводы в виде правил «если …, то …»; – составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. | Практическая работа | Браузер Mozilla | Практическая работа №7. «Электронная почта». |
19. | Истинность высказываний. Практическая работа №8. «Передача сообщений по электронной почте». | 1 | Практическая работа | Браузер Mozilla | Практическая работа №8. «Передача сообщений по электронной почте». | ||
20. | Графы. Практическая работа №9. «Прикрепление файлов по электронной почте». | 1 | Практическая работа | Браузер Mozilla | Практическая работа №9. «Прикрепление файлов по электронной почте». | ||
21. | Пути в графах. | 1 | Решение задач | ||||
22. | Высказывания и подграфы. | 1 | Решение задач | ||||
23. | Правило «Если – то». | 1 | Решение задач | ||||
24. | Схема рассуждений. | 1 | Решение задач | ||||
25. | Построение графов. | 1 | Решение задач | ||||
26. | Контрольная работа №3 «Логические рассуждения». | 1 | |||||
27. | Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов. | 1 | Решение задач | ||||
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и компетенции | Вид контроля | ПО | Практическая часть |
28. | 4. Применение моделей для решения задач – 7 часов | Объекты с необычным составом. Практическая работа №10. «Создание и передача по электронной почте изображений». | 1 | Знать: – приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»); – связь изменения объектов и их функционального назначения; – применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов. Уметь: – придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями; – находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов; – придумывать и описывать объекты с необычными признаками; – описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному; – соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. | Практическая работа | Браузер Mozilla, OpenOffice.org Draw | Практическая работа №10. «Создание и передача по электронной почте изображений». |
29. | Объекты с необычными действиями. | 1 | Решение задач | ||||
30. | Объекты с необычными признаками. Практическая работа №11. «Создание текстового сообщения с элементами изображений». | 1 | Практическая работа | Браузер Mozilla, OpenOffice.org Draw | Практическая работа №11. «Создание текстового сообщения с элементами изображений». | ||
31. | Объекты, выполняющие обратные действия. | 1 | Решение задач | ||||
32. | Алгоритм обратного действия. | 1 | Решение задач | ||||
33. | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | 1 | |||||
34. | Итоговый урок. | 1 |
Но- мер темы | Название темы | Число часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
1 вар. | |||||
1. | Проект «Турниры и соревно- вания», 2 часть. Круговой турнир. Крестики- нолики. | 2 | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание пра- вил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, ка- мешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представ- лять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию иг- ры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнир- ную таблицу, подсчитывать очки, распределять места. | ||
2. | Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры. | 1 | |||
3. | Игра камешки. | 2 | |||
4. | Игра ползунок. | 1 | |||
5. | Игра сим. | 1 | |||
6. | Проект «Мой доклад» | - | Работать в компьютерной среде: искать в Интернете и энциклопедиях (электронных и бумажных) информацию на заданную тему. Составлять текст в письменной форме. Набирать текст с клавиатуры. Работать в стан- дартном графическом редакторе, использовать его возможности для структурирования и оформления доклада. | ||
7. | Выигрышная стратегия. Вы- игрышные и проигрышные позиции. | 1 | Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успе- ха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и лич- ностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выиг- рышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, | ||
8. | Выигрышные стратегии в иг- ре камешки. | 2 | |||
9. | Дерево игры. | 1 | |||
10. | Исследуем позиции на дере- ве игры. | 1 | |||
11. | Проект «Стратегия победы» | 2 |
12. | Решение задач. | 1 | использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. |
13. | Контрольная работа 1. | 1 | |
14. | Выравнивание, решение не- обязательных и трудных за- дач. | 1 | |
15. | Проект «Наша сказка» | - | Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом гото- вых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, програм- мировать сложное движение объекта с помощью команд исполнителя. Записывать звуковые файлы для озвучания реплик персонажей сказки. |
16. | Дерево вычислений. | 2 | Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты про- грамм, которые можно выполнить из данной начальной позиции. |
17. | Робик. Цепочка выполнения программы. | 2 | |
18. | Дерево выполнения про- грамм. | 2 | |
19. | Дерево всех вариантов. | 2 | |
20. | Лингвистические задачи. | 1 | Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково- символические модели языковых информационных процессов: представ- лять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возмож- ные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифро- вать и расшифровывать сообщения. |
21. | Шифрование. | 2 | |
22. | Решение задач. | 1 | |
23. | Контрольная работа 2. | 1 | |
24. | Выравнивание, решение не- обязательных и трудных за- дач. | 1 | |
25. | Проект «Дневник наблюде- ния за погодой» (бескомпью- терная часть). | 3 | Наблюдать и фиксировать величины – регистрировать различные пара- метры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представ- лять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных пара- |
26. | Проект «Дневник наблюде- | - |
ния за погодой» (компьютер- ная часть). | метров погоды за месяц. Работать в компьютерной адаптированной среде: оформлять результаты наблюдений в виде итогового отчёта, в том числе в цифровой форме: составлять текст в письменной форме, печатать текст с клавиатуры, готовить презентацию по итогам проекта, выступать с устным сообщением по итогам своей деятельности, в том числе с графи- ческим сопровождением. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к материально-техническому обеспечению образовательного
процесса главным образом зависят от выбора школой варианта изучения.
Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных посо- бий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов.
- Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.
- Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время про- ектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, переса- живаться, собираться в группы и проч.
Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.
- Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.
- Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.
- На сервере школы должно быть выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.
- Каждое компьютерное рабочее место должно быть в обязательном по- рядке оборудовано компьютером под управлением ОС Windows 2000 или вы- ше, или под управлением Мac ОS Х.
- К каждому компьютеру обязательно должны быть присоединены боль- шие удобные крепкие наушники.
- В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обя- зательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текста- ми (например, Word или Works), с растровой графикой (например, Paint или KidPix), с презентациями (например, PowerPoint или KeyNote).
- Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установ- лен шрифт Pragmatica (утвержденный СанПинами для использования в печат- ных изданиях для начальной школы).
- Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть и иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.
- В учебном классе должен находиться цветной принтер и сканер, присо- единенные к локальной сети.
- Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.
33
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочим программам
Предмет | информатика |
Класс | 4 класс |
Наименование образовательной программы | Рабочая программа по информатике 4 «Б» класс на 2015 – 2016 учебный год |
Нормативная основа | Рабочая программа по информатике 2-4 класс разработана на основе ФГОС, а рабочая программа информатике и ИКТ для 4 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г., авторской программой А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко «Информатика», |
Реализуемый УМК | Школа России |
Срок реализации | 2 – 4 класс |
Используемые учебники и пособия | Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1 / А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение, 2011, учебник Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2 / А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение, 2011, Учебник Информатика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.3 / А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение, 2011.
|
Цели и задачи изучения предмета | Формирование общеучебных умений и общекультурных навыков работы с информацией, в частности, с использованием компьютера. Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней. |
Используемые технологии |
|
Место учебного предмета в учебном плане | Программа курса рассчитана на 34 часа ежегодно (2-4 классы), поскольку на изучение курса в начальной школе отводится 1 час в неделю.
|
Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику) |
|
Методы и формы оценки результатов освоения программы | Оценка результатов предметно-творческой деятельности носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих проверок. Текущий контроль осуществляется на этапе завершения работы над заданием. Объект оценки – способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи и представить результат выполненной работы, а также умение сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и отбирать информацию, находить решение возникших проблем. Итоговая отметка складывается из учета отметок по итогам учебных триместров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...