Рабочая программа по информатике. 4 класс. Школа России.
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе авторской прокраммы А.Л. Семенова и Т.А.Рудченко. Аннотация прилагается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго-Восточное окружное Управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1959

«Дети мира»

109469, г. Москва, Перервинский бульвар, дом 16, корп. 1, тел./факс 8(495)346-45-51, e-mail: school-1959@mail.ru

__________________________________________________________________________

«Рассмотрена»

На заседании методического объединения  

Протокол №_______________

От «___» ____________ 20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________Колотеева И.А..

От «___» ____________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

______________Асирян М.А.

От «___» ____________20__г.

Рабочая программа

по  информатике

4 «Б» класс

на 2015 - 2016 учебный год.

Программа составлена на основе   авторской программы А.Л. Семёнова,

Т.А. Рудченко «Информатика. 1- 4 классы» (УМК «Школа России»)

Составитель

                                                                                           Глазунова Елена Петровна

Учитель  начальных  классов

Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государ-

ственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, ре- чи, моторики и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образо- вания, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся ком- плекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к са- мостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии с образова- тельным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образова- тельных результатов, к числу которых отнесены результаты трех уровней: личностные, ме- тапредметные и предметные. Программа по информатике нацелена на достижение результа- тов всех этих трёх уровней. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важней- шей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие ка- честв личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобре- тение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ- компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру ком- плекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результа- тов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предмет- ной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной ча- сти содержания курса начальной школы оказывается довольно велик (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика курса

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в струк- туре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились до-

статочно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочис- ленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объема, причем мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом образования и ООП, ос- новной целью изучения информатики в начальной школы является формирование у обуча- ющихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способ- ность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информаци- онной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поез- дов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести теле- фонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой ад- рес и вести записную книжку.


В соответствии с основной задачей изучения курса информатики в начальной школе формируется и содержание курса. В нем условно можно выделить следующие содержатель- ные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры. Вводимые понятия соответ- ствуют основным математическим и информатическим понятиям, которые в свою очередь имеют метапредметный характер и находят свое отражение во всех учеб- ных курсах. К числу таких понятий относятся: бусина (атомарный объект), цепоч- ка  (конечная последовательность), мешок (конечное мультимножество), дерево (ветвящаяся структура), таблица.
  • Основные информационные действия (в том числе логические)  и процессы. Дан- ные действия и процессы имеют метапредметный характер и выполняются детьми в разных учебных дисциплинах, а также при решении практических задач. К числу таких действий относятся: поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, поиск соответствия между объектами – соединение объектов в пары, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции (в том числе про- граммы или алгоритма) и другие.
  • Основные информационные методы. Данные методы также имеют метапредмет- ный характер и могут использоваться при решении любых задач, в особенности практических задач, встающих перед ребенком в повседневной жизни. К числу та- ких методов относятся: метод перебора (полного или систематического), метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.

С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназна- чены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобще- нию в виде словесных формулировок.

В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно- деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Си- стемно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образова- ния, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности. Наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельно- сти: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по прави- лам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни (правилам дорож- ного движения, режиму дня, расписанию уроков и т. д.), умение выполнять регламентирован- ные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на уроках информатики.

Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на уроках информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование высо- кой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы уча- щегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет яв- ного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно со- трудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предла- гать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.

Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для урока информати- ки – проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практи- ческой информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых


для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.

Место курса в учебном плане

ИКТ-компетентность  включает  в себя целый  комплекс различных знаний  и  умений. В

частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является ча- стью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею. В начальной школе ИКТ-квалификация учащегося формируется практиче- ски во всех предметных областях. Роль курса информатики здесь – формирование базиса, тео- ретических и практических основ универсального учебного действий, связанных с ИКТ- квалификацией. Поэтому курс информатики в начальной школе можно изучать даже в том случае, если в школе нет компьютеров (и других средств ИКТ).

Так же частью ИКТ-компетентности является коммуникативная компетентность. Комму- никативная компетентность включает в себя языковую компетентность, но не ограничивается ею. Внутри языковой компетентности выделяется и иноязычный компонент.

В понятие ИКТ-компетентности входят и другие составляющие. Например, логическая компетентность, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и знаково-символическая компетентность, которая относится к преобразованию информации и представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех предметных областях.

В соответствии с новым базисным учебным планом начального образования курс инфор- матики входит в предметную область «Математика и информатика». Поэтому некоторая часть учебных часов для данного курса должна быть выделена из этой предметной области. Однако в силу интегративного, межпредметного характера курса, отделить данный курс от других предметных курсов начальной школы можно лишь условно. Так коммуникативная и языковая компетентность, формируемая в рамках курса, входит в содержание предметных областей «Русский язык», «Литература». А ИКТ-квалификация входит в содержание пред- метной области «Технология». Таким образом, часы на данный курс могут выделяться и из других предметных областей: «Русский язык» или «Технология», а также и других областей, таких так: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература». Начиная со 2 класса часы на данный курс могут выделяться из части базисного плана, фор- мируемой участниками образовательного процесса. Именно поэтому каждое образователь- ное учреждение при формировании собственной программы начального образования на ос- нове государственной, имеет значительную свободу при выделении количества учебных ча- сов на данный курс и решении вопроса о том, с какого класса дети будут изучать информа- тику. При изучении информатики с 1 или 2 класса достаточно выделить на курс 1 час в неде- лю. При изучении информатики с 3 класса можно выделить на курс от 1 до 2 часов в неделю.

Ценностные ориентиры содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе явля-

ется формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий (УУД). Это и задает основные цен- ностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:


  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в со- ответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
  • Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и прие- мами поиска, получения, представления информации. В понятие информационной грамотности в частности входит умение работать с информацией, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность и представ- лять информацию в различных видах.
  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компь- ютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предме- та наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты язы- ковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Предметные результаты (1 – 4 классы)

В результате изучения курса информатики обучающиеся получат следующие знания и

умения (значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):

  1. Правила игры

Учащиеся должны знать:

  • знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
  • *знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
  • иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
  • иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности свое- го решения.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а так- же с материалами к проектам;
  • *соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средства- ми ИКТ;
  • *войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
  • *при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в ме- ню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
  • *при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при по- мощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).

  1. Базисные объекты и их свойства

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о свойствах базисных объектов; Учащиеся должны уметь:
  • искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
  • строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
  • правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, со- едини, пометь галочкой и пр.);

  • *выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, по- меть галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш»,

«ластик», «галочка», «лапка» и др.;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
  • * в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по ука- занному параметру.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
  1. Цепочка

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
  • знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
  • иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
  • иметь представление об индуктивном построении цепочки;
  • иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек не- большой длины (слов).

Учащиеся должны уметь:

  • строить и достраивать цепочку по системе условий;
  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
  • выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
  • выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепоч- ки по заданному результату склеивания;
  • оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпо- следний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
  • оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
  • оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
  • строить цепочки по индуктивному описанию;
  • строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
  • шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
  • *в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи ин- струментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокуп- ности цепочек (мощностью до 10 цепочек).

  1. Мешок

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
  • знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
  • иметь представление о мешке бусин цепочки;
  • иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам. Учащиеся должны уметь:
  • организовывать полный перебор объектов (мешка);
  • оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
  • строить и достраивать мешок по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
  • выделять из набора одинаковые и разные мешки;
  • использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
  • выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеи- ваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
  • сортировать объекты по одному и двум признакам;
  • строить мешок бусин цепочки;
  • *в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инстру- мента «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокуп- ности мешков (мощностью до 10 мешков);
  • выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.

  1. Логические значения утверждений

Учащиеся должны знать и понимать:

  • понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно. Учащиеся должны уметь:
  • определять значения истинности утверждений для данного объекта;
  • выделять   объект,   соответствующий   данным   значениям   истинности   нескольких утверждений;
  • строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утвер- ждений;
  • анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий кон- струкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
  • анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.

Учащиеся имеют возможность:

  • получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для дан- ного объекта.

  1. Язык

Учащиеся должны знать и понимать:

  • знать русские и латинские буквы и их русские названия;
  • уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
  • иметь представление о слове как о цепочке букв;
  • иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
  • иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
  • понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
  • иметь представление о толковании слова;
  • иметь представление о лингвистических задачах.
  • *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавиш и клавиш со знаками препинания на клавиатуре компьютера (в русской раскладке).

Учащиеся должны уметь:

  • правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
  • использовать имена для различных объектов;
  • сортировать слова в словарном порядке;
  • сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.

  • *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • решать простые лингвистические задачи.

  1. Алгоритмы. Исполнитель Робик

Учащиеся должны знать и понимать:

  • знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
  • иметь представление о конструкции повторения;
  • иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
  • иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика. Учащиеся должны уметь:
  • планировать последовательность действий,
  • выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
  • последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
  • выполнять простейшие линейные программы для Робика;
  • строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
  • выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
  • строить цепочку выполнения программы Робиком;
  • строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Ро- бика.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.

  1. Дерево

Учащиеся должны знать и понимать:

  • иметь представление о дереве;
  • понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
  • иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и ли- стьях), уровнях, путях;
  • знать алгоритм построения мешка всех путей дерева. Учащиеся должны уметь:
  • оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
  • строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
  • использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
  • строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополни- тельным условиям;
  • строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
  • строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
  • *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инстру- ментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • строить деревья для решения задач (например, по построению результата произве- дения трёх мешков цепочек);

  1. Игры с полной информацией

Учащиеся должны знать и понимать:


  • иметь представление об играх с полной информацией;
  • знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
  • понимать и составлять описания правил игры;
  • понимать правила построения дерева игры;
  • знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
  • иметь представление о выигрышной стратегии. Учащиеся должны уметь:
  • оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: пра- вила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
  • строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики,

сим, камешки, ползунок);

  • играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; со- блюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
  • проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турни- ра;
  • строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим чис- лом вариантов позиций;
  • описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.

  1. Математическое представление информации

Учащиеся должны знать и понимать:

  • иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
  • иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах . Учащиеся должны уметь:
  • устанавливать   соответствие   между   различными   представлениями   (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
  • читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
  • читать столбчатые диаграммы;
  • достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
  • отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • представлять  полученную  информацию  с  помощью  таблиц,  диаграмм  и  простых графиков;
  • интерпретировать полученную информацию.

  1. Решение практических задач

Учащиеся должны знать и понимать:

  • иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
  • иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
  • иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллектив- ного решения;
  • иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
  • иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
  • иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
  • иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;

Учащиеся должны уметь:


  • подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
  • искать слово в словаре любого объема;
  • оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;
  • упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
  • использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фи- гурок;
  • использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
  • заполнять таблицу кругового турнира;
  • строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачно- сти и осадков;
  • планировать и проводить сбор данных,
  • строить дерево кубкового турнира для любого числа участников
  • строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.

*12. ИКТ-квалификация. Решение практических задач

Учащиеся должны уметь:

  • сканировать изображения;
  • описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и чис- ловую информацию о нем;
  • создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с ис- пользованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основ- ными функциями стандартного текстового редактора;
  • заполнять учебные базы данных;
  • создавать компьютерную анимацию;
  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; со- ставлять        новое        изображение        из        готовых

фрагментов (аппликация).

Учащиеся имеют возможность научиться:

  • управлять исполнителем Черепаха в виртуальном микромире;
  • строить  программы  для  компьютерного  исполнителя  Черепаха  с  использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) сло- варях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

*13. ИКТ-квалификация. Клавиатурный ввод

Учащиеся должны уметь:

  • владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.

Содержание учебного предмета

Распределение часов по темам дано с учетом вариативности изучения курса

– в программе указанно минимальное число часов на каждую тему. Оно может быть увеличено в рамках общего числа часов отведенных на курс каждого года


обучения. Знаком * помечены те вопросы и темы, которые рассматриваются только при компьютерном варианте изучения курса.

  1. класс

Понятие о правилах игры – 1 час

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей

тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при ра- боте с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими кур- са: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства – 10 часов

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства ос-

новных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объ- екты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: рас- крась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галоч- кой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой.

*Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.

Области – 1 час

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки.

Цепочка – 5 часов

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одина- ковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: пер- вый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке пред- метного счета. Понятия идет раньше, идет позже для объектов числового ря- да.

Мешок – 3 часа

Понятие  мешка  как  неупорядоченного  конечного  мультимножества.  Пу-

стой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному признаку.

Основы логики высказываний – 2 часа

Понятия все/каждый  для  элементов цепочки  и  мешка. Полный перебор

элементов  при  поиске  всех  объектов,  удовлетворяющих  условию.  Понятия

есть/нет для элементов цепочки и мешка.

Основы теории алгоритмов – 2 часа


Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выпол- нение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию.

Математическое представление информации – 1 час

Одномерная таблица для мешка – использование таблицы для классифика-

ции объектов по одному признаку.

Решение практических задач – 3 часа

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, легко

различимых по внешним признакам (отличающихся по цвету), с использовани- ем разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Раз- деляй и властвуй», 1 часть).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготов- ление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем буси- ны»)

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (ми- ни-проекты «Работа текстом»).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация – 3 часа

Изготовление        при        помощи        компьютерного        ресурса        нагрудной        карточки

(беджа) (проект «Мое имя»).

Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастиче- ского животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).

Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «За- писная книжка»).

  1. класс

Области – 1 час

Выделение и подсчет областей в картинке.

Цепочка – 6 часов

Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца,

второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчетом элементов от любого элемента цепоч-

ки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т.д. Цепоч- ки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяце. Календарь, как цепочка дней года. *Использование инструмента «цепочка» для построения це- почек в компьютерных задачах.


Мешок – 3 часа

Мешок бусин цепочки. Классификация объектов мешка по двум признакам.

Язык – 7 часов

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты),

алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы,

знаки препинания. Поиск слов в учебном словаре, пропедевтика правил сло-

варного порядка.

Основы логики высказываний – 4 часа

Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, ис-

тинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Основы теории алгоритмов – 2 часа

Выполнение инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка)

по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов: алгоритма подсчета областей картинки, алгоритма подсчета букв в тексте, алгоритма по-

иска слова в учебном словаре.

Математическое представление информации – 2 часа

Двумерная таблица для мешка – использование таблицы для классифика-

ции объектов по двум признакам. Использование таблиц для подсчета букв и знаков в русском тексте.

Решение практических задач – 2 часа

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, отли-

чающихся по нескольким трудно различимым признакам, с использованием разбиения задачи на подзадачи, группового разделения труда и трафаретов (проект «Разделяй и властвуй», 2 часть).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация – 3 часа

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использо-

ванием набора готовых изображений средствами стандартного графического ре- дактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включа-

ющей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).

Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).


  1. класс

Цепочка – 4 часа

Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина це-

почки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из це- почек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек.

Мешок – 3 часа

Классификация объектов по нескольким признакам.  Соответствие между раз-

ными таблицами для одного мешка. Операция склеивания мешков цепочек.

Дерево – 7 часов

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и

предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех пу- тей дерева. Дерево потомков. *Использование инструмента «дерево» для по- строения деревьев в компьютерных задачах.

Язык – 3 часа

Буквы и знаки в русском тексте: внутрисловные знаки – дефис и апостроф.

Словарный порядок слов. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкова- ние.

Основы теории алгоритмов – 5 часов

Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика.

Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование кон- струкции повторения в программах для Робика. *Использование инструмента

«Робик» для поиска начального положения Робика.

Математическое представление информации – 2 часа

Двумерная таблица для мешка – использование основной и рабочей табли-

цы для классификации объектов по двум признакам. Использование таблицы для склеивания мешков.

Решение практических задач – 4 часа

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с

большим числом объектов путем построения сводной таблицы (проект «Одина- ковые мешки»).

Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект

«Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).


Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач (проект «Турни- ры и соревнования», 1 часть).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация – 3 часа

Определение дерева по веточке и почкам с использованием электронного опреде- лителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).

Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект

«Живая картина»).

  1. класс

Игры с полной информацией – 12 часов

Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка по- зиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Цепочка – 1 час

Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или

цепочку из нескольких.

Дерево – 3 часа

Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметиче-

ского выражения.

Язык – 1 час

Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов – 3 часа

Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ

Робиком.

Математическое представление информации – 2 часа

Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), из- мерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграммы, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач – 3 часа

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в

виде  таблиц,  а  также  круговых  и  столбчатых  диаграмм  (проект  «Дневник наблюдения за погодой»).


Изучение способов проведения спортивных соревнований, в ходе проведе- ния кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнова- ния», 2 часть).

Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация – 3 часа

Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с ис- пользованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).

Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление резуль- татов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структуриро- вание найденной информации, оформление информации в виде текстового файла с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой до- клад»).


Учебно – тематический план  курса информатики и  ИКТ в 4 классе (34 часа)

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Знания, умения и компетенции

Вид контроля

ПО

Практическая часть

1.

1.  Алгоритмы – 9ч

ТБ. Ветвление «если - то».

1

Знать суть понятий:

– алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели;

– вложенные алгоритмы;

– запись ветвления в построчной форме;

– алгоритмы с параметрами;

– циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Уметь:

– составлять и записывать вложенные алгоритмы;

– выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;

– выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

Решение задач

2.

Ветвление «если – то - иначе».

Практическая работа №1. «Работа с мышью».

1

Практическая работа

ОС Linux

Практическая работа №1. «Работа с мышью».

3.

Цикл в построчной записи алгоритма.

Практическая работа №2. «Клавиатура».

1

Практическая работа

ОС Linux

Практическая работа №2. «Клавиатура».

4.

Алгоритм с параметрами.

1

Решение задач

5.

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

1

Решение задач

6.

Урок обобщения  по теме «Алгоритмы».

1

Решение задач

7.

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

1

8.

Работа над ошибками.

Практическая работа №3 «Создание и редактирование изображений».

1

Решение задач

OpenOffice.org Draw

Практическая работа №3 «Создание и редактирование изображений».

9.

Повторение по теме «Алгоритмы с ветвлениями, циклами и  параметрами».

1

Решение задач

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Знания, умения и компетенции

Вид контроля

ПО

Практическая часть

10.

2.   Группы объектов -  8 часов

Свойства  и  признаков группы объектов.

Практическая работа №4.  «Рисуем паровозик».

1

Знать:

– состав и действия объектов с одним общим названием;

– составные объекты, отношение «состоит из»;

– схема (дерево) состава;

– понятие адреса объекта;

– относительные адреса в составных объектах.

Уметь:

– определять составные части предметов;

– составлять схему состава;

– описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;

– записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава;

– заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса.

Практическая работа

OpenOffice.org Draw

Практическая работа №4.  «Рисуем паровозик».

11.

Схема состава объекта. Адрес составной части.

1

Решение задач

12.

Массив объектов на схеме состава.

Практическая работа №5.  «Рисуем лес».

1

Практическая работа

OpenOffice.org Draw

Практическая работа №5.  «Рисуем лес».

13.

Признаки и действия составных частей объекта.

1

Решение задач

14.

Урок обобщения  по теме «Группы объектов».

1

Решение задач

15.

Контрольная работа №2 «Группы объектов».

1

16.

Работа над ошибками.

Практическая работа №6.  «Рисуем натюрморт».

1

Практическая работа

OpenOffice.org Draw

Практическая работа №6.  «Рисуем натюрморт».

17.

Повторение по теме «Многоуровневая схема состава».

1

Решение задач

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Знания, умения и компетенции

Вид контроля

ПО

Практическая часть

18.

3. Логические рассуждения – 10 часов

Множество.

Практическая работа №7.  «Электронная почта».

1

Знать:

– отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);

– истинность высказываний со словом «не»;

– истинность высказываний со словами «и», «или»;

– понятия множество, подмножество;

– связь операций над множествами и логических операций;

– пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям;

– правила вывода «если …, то …»;

– цепочки правил вывода;

– простейшие графы «и – или».

Уметь:

– изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;

– определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;

– строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;

– строить и описывать пути в графах;

– выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;

– записывать выводы в виде правил «если …, то …»;

– составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

Практическая работа

Браузер Mozilla

Практическая работа №7.  «Электронная почта».

19.

Истинность высказываний.

Практическая работа №8.  «Передача сообщений по электронной почте».

1

Практическая работа

Браузер Mozilla

Практическая работа №8.  «Передача сообщений по электронной почте».

20.

Графы.

Практическая работа №9. «Прикрепление файлов по электронной почте».

1

Практическая работа

Браузер Mozilla

Практическая работа №9. «Прикрепление файлов по электронной почте».

21.

Пути в графах.

1

Решение задач

22.

Высказывания и подграфы.

1

Решение задач

23.

Правило «Если – то».

1

Решение задач

24.

Схема рассуждений.

1

Решение задач

25.

Построение графов.

1

Решение задач

26.

Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».

1

27.

Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов.

1

Решение задач

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Знания, умения и компетенции

Вид контроля

ПО

Практическая часть

28.

4. Применение моделей для решения задач – 7 часов

Объекты с необычным составом.

Практическая работа №10.  «Создание и передача по электронной почте изображений».

1

Знать:

– приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»);

– связь изменения объектов и их функционального назначения;

– применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов.

Уметь:

– придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;

– находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;

–  придумывать и описывать объекты с необычными признаками;

– описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;

– соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

Практическая работа

Браузер Mozilla,

OpenOffice.org Draw

Практическая работа №10.  «Создание и передача по электронной почте изображений».

29.

Объекты с необычными действиями.

1

Решение задач

30.

 Объекты с необычными признаками. Практическая работа №11.  «Создание текстового сообщения с элементами изображений».

1

Практическая работа

Браузер Mozilla,

OpenOffice.org Draw

Практическая работа №11.  «Создание текстового сообщения с элементами изображений».

31.

Объекты, выполняющие обратные действия.

1

Решение задач

32.

Алгоритм обратного действия.

1

Решение задач

33.

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

1

34.

Итоговый урок.

1

Но-

мер темы

Название темы

Число

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

вар.

1.

Проект «Турниры и соревно-

вания», 2 часть.

Круговой турнир. Крестики- нолики.

2

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками,

использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание пра- вил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, ка- мешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представ- лять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию иг- ры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнир- ную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

2.

Игра. Правила игры. Цепочка

позиций игры.

1

3.

Игра камешки.

2

4.

Игра ползунок.

1

5.

Игра сим.

1

6.

Проект «Мой доклад»

-

Работать в компьютерной среде: искать в Интернете и энциклопедиях

(электронных и бумажных) информацию на заданную тему. Составлять текст в письменной форме. Набирать текст с клавиатуры. Работать в стан-

дартном графическом редакторе, использовать его возможности для структурирования и оформления доклада.

7.

Выигрышная стратегия. Вы-

игрышные и проигрышные позиции.

1

Строить знаково-символические модели информационных процессов:

представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успе- ха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и лич-

ностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выиг- рышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками,

8.

Выигрышные стратегии в иг-

ре камешки.

2

9.

Дерево игры.

1

10.

Исследуем позиции на дере-

ве игры.

1

11.

Проект «Стратегия победы»

2


12.

Решение задач.

1

использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства

для решения задачи, вести диалог и др.

13.

Контрольная работа 1.

1

14.

Выравнивание, решение не-

обязательных и трудных за- дач.

1

15.

Проект «Наша сказка»

-

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы

решения задач творческого характера (построение объекта с учётом гото- вых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, програм- мировать сложное движение объекта с помощью команд исполнителя. Записывать звуковые файлы для озвучания реплик персонажей сказки.

16.

Дерево вычислений.

2

Строить знаково-символические модели информационных процессов:

представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты про- грамм, которые можно выполнить из данной начальной позиции.

17.

Робик. Цепочка выполнения

программы.

2

18.

Дерево выполнения про-

грамм.

2

19.

Дерево всех вариантов.

2

20.

Лингвистические задачи.

1

Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к

некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково- символические модели языковых информационных процессов: представ- лять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возмож-

ные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифро- вать и расшифровывать сообщения.

21.

Шифрование.

2

22.

Решение задач.

1

23.

Контрольная работа 2.

1

24.

Выравнивание, решение не-

обязательных и трудных за- дач.

1

25.

Проект «Дневник наблюде-

ния за погодой» (бескомпью- терная часть).

3

Наблюдать и фиксировать величины – регистрировать различные пара-

метры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представ- лять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных пара-

26.

Проект «Дневник наблюде-

-


ния за погодой» (компьютер-

ная часть).

метров погоды за месяц. Работать в компьютерной адаптированной

среде: оформлять результаты наблюдений в виде итогового отчёта, в том числе в цифровой форме: составлять текст в письменной форме, печатать

текст с клавиатуры, готовить презентацию по итогам проекта, выступать с устным сообщением по итогам своей деятельности, в том числе с графи- ческим сопровождением.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования  к  материально-техническому  обеспечению  образовательного

процесса главным образом зависят от выбора школой варианта изучения.

Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных посо- бий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов.

  • Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.
  • Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время про- ектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, переса- живаться, собираться в группы и проч.

Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.

  • Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.
  • Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.

  • На сервере школы должно быть выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.
  • Каждое компьютерное рабочее место должно быть в обязательном по- рядке оборудовано компьютером под управлением ОС Windows 2000 или вы- ше, или под управлением Мac ОS Х.
  • К каждому компьютеру обязательно должны быть присоединены боль- шие удобные крепкие наушники.
  • В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обя- зательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текста- ми (например, Word или Works), с растровой графикой (например, Paint или KidPix), с презентациями (например, PowerPoint или KeyNote).

  • Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установ- лен шрифт Pragmatica (утвержденный СанПинами для использования в печат- ных изданиях для начальной школы).
  • Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть и иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.
  • В учебном классе должен находиться цветной принтер и сканер, присо- единенные к локальной сети.
  • Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.

33



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочим  программам

Предмет

информатика

Класс

4 класс

Наименование образовательной программы

Рабочая программа

по информатике

4 «Б» класс

на  2015 – 2016  учебный год

Нормативная основа

Рабочая программа по информатике 2-4  класс разработана на основе ФГОС, а рабочая программа информатике и ИКТ для 4 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г., авторской программой А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко «Информатика»,

Реализуемый УМК

Школа России

Срок реализации

2 – 4  класс

Используемые учебники и пособия

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1 / А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение, 2011, учебник Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2 / А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение, 2011, Учебник Информатика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.3 / А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение, 2011.

 

Цели и задачи изучения предмета

Формирование общеучебных умений и общекультурных навыков работы с информацией, в частности, с использованием компьютера. Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней.

Используемые технологии

  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Коллективные и групповые способы обучения
  • Технология проблемного обучения    
  • Поисковые модели обучения    
  • Игровые технологии  
  •  Компьютерные (информационные) технологии

   

Место учебного предмета в учебном плане

Программа курса рассчитана на 34 часа ежегодно (2-4 классы), поскольку на изучение курса в начальной школе отводится 1 час в неделю.

 

Результаты освоения учебного предмета

(требования к выпускнику)

  • правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
  • использовать имена для различных объектов;
  • сортировать слова в словарном порядке;
  • сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
  • вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
  • планировать последовательность действий,

  • иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
  • иметь представление об алгоритме сортировки;
  • иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
  • иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
  • иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
  • уметь последовательно выполнять указания инструкций;
  • иметь понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры.уметь использовать и строить цепочки и мешки;
  • оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;
  • научиться сканировать изображения;
  • искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
  • читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
  • читать столбчатые диаграммы;
  • достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
  • иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах
  • иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;

Методы и формы оценки результатов освоения программы

Оценка результатов предметно-творческой деятельности носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих  проверок. Текущий контроль осуществляется на этапе завершения работы над заданием. Объект оценки – способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи и представить результат выполненной работы, а также умение сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и отбирать информацию, находить решение возникших проблем. Итоговая отметка складывается из учета  отметок по итогам учебных триместров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...