Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах
методическая разработка на тему
Как помочь ребенку провести исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vanina_proektno-issledovatelskaya_rabota.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ванина Г.В.
Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах
Проектная деятельность и научно – исследовательская работа в начальных классах (из опыта работы)
I. Вступление – краткая справка о проектной методике в начальной школе.
Проектная методика в начальной школе
Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную по-зицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность,
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре ученой деятельности:
мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности);
Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе. Это могут быть проекты: «Зимующие птицы», «Растительный и животный мир Тульской области», «Млекопитающие».
На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок. Главным является освоение педагогических технологий.
II. Основная часть
Использовать ИКТ я стала сравнительно недавно. Сначала использовала мультимедийные энциклопедии на уроках окружающего мира и истории. Затем стала включать фрагменты своих презентаций – иллюстраций некоторых этапов урока (устный счет, введение нового материала, закрепление материала).
Чтобы заинтересовать ребят, помочь им заняться тем, что, возможно, поможет им уже в будущем, мне пришлось организовать свою работу достаточно интересно и с достижением конкретных практических результатов, дать возможность в своё свободное от уроков время заинтересованным школьникам работать на компьютере.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, которые предполагают исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются "Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Перед собой я поставила цели и решала следующие задачи:
-занятости детей во внеурочное время;
-развития интереса к творческой и исследовательской работе;
-привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.
Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:
-по количеству учащихся;
-по времени проведения проекта;
-по месту проведения;
-по теме.
Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на:
-конкурсах;
-праздниках;
-выставках;
-акциях;
-конференциях и т.д.
Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов:
-исследовательские;
-информационные;
-практико-ориентированные.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
III. Заключение. Просмотр презентаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность: сетевые проекты в работе учителя начальных классов
«Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь»(китайская пословица)Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать ...
Проектная деятельность - способ активизировать творческие способности обучающихся начальных классов
В статье показана роль проектно-исследовательской работы с обучающимися начальных классов....
Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов"
Проектная деятельность учащихся начальных классов....
Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»
В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...
«Проектная деятельность, как средство развития компетентностей обучающихся начальных классов в рамках ФГОС»
Каждый учитель в свое работе, старается найти эффективные формы и методы. Очень актуальным в настоящее время считается метод проектов...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....