Выступление на краевом открытом педагогическом фестивале "Талант-2015"
опыты и эксперименты на тему
Выступление учителя начальных классов МКОУ СОШ № 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны на краевом открытом педагогическом фестивале "Талант- 2015" по теме "Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к выступлению | 1.79 МБ |
Остренко выступление | 653.74 КБ |
карточка 1 | 14.17 КБ |
карточка 2 | 15.37 КБ |
карточка 3 | 15.03 КБ |
конспект урока | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мой девиз: Твори добро и не жди похвалы! Моё жизненное кредо: Век живи, век учись!
Ребёнок, словно цветок…
Как же нам, учителям, помочь ребёнку в его развитии? Создать условия для развития А где мы можем эти условия создать? В школе, на уроке Каким же должен быть современный урок? С 2011 года я работаю над темой : «Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС»
Цель выступления: Осуществить осмысление понятия «современный урок», распространить личный опыт по данной теме Создать модель современного урока. Выявить и сформулировать методы и технологии, способствующие проведению эффективного современного урока. Выявить плюсы и минусы традиционного урока Задачи:
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции В.А.Сухомлинский Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика , ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Что такое современный урок для моих учеников? «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, полезный урок, на котором мы с учителем свободно общаемся ». «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок». «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение ».
Что такое современный урок для меня? Современный урок- эффективный урок
В основе современного урока лежит системно- деятельностный подход “ Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”. Бернард Шоу Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Доля усвоения знаний в зависимости от формы
12 Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно! Традиционная дидактика Новая дидактика Ребята, давайте все вместе искать истину ! Деятельность учителя Деятельность ученика СО вместная деятельность учителя и ученика
Типы уроков в дидактической системе деятельностного метода По целеполаганию : Уроки «открытия» нового знания; Уроки общеметодологической направленности; Уроки рефлексии; Уроки развивающего контроля.
Предмет: русский язык Учитель начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Остренко Л.П. Класс: 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа» Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ), базовый уровень ФОПД: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся Методы : проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный Технологическая карта урока Тема : Устойчивые выражения Цель: дать понятие «устойчивые выражения»; обогатить речь учащихся устойчивыми выражениями. Задачи: Образовательные : ввести термин «устойчивые выражения», учить использовать их в речи; закрепить знания о синонимах и антонимах Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся. Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.
Формировать УУД: Личностные: Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Регулятивные УУД: Умение принимать и сохранять учебную задачу Умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимо и самопроверку Коммуникативные УУД: Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других) Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации. Познавательные УУД: Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. Развивать умение работать с разными видами учебной информации. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания .
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Этапы построения урока открытия нового знания при системно-деятельностном подходе
Системы обучения в сравнении.
В.А.Сухомлинский: Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться Как же создать ситуацию успеха на уроке? Задание 1группе : выберите критерии, которые помогают создать ситуацию успеха на уроке (поставьте +), Задание 2группе : выберите критерии, которые мешаю т создать ситуацию успеха (поставьте-)
Самостятельная работа Способствуют созданию ситуации успеха на уроке хорошее знание материала; бодрое самочувствие; продуманный план урока ; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке ; правильный выбор методов обучения; разнообразие методов обучения; занимательность изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. Затрудняют проведение урока неуверенность в своих знаниях ; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; «рыхлая» композиция урока; скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; однообразие методов обучения; бесстрастный рассказ учителя; монотонность и сухость при изложении нового материала; отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
От чего зависит эффективность урока? 1) Тщательная и всесторонняя подготовка учителя. 2) Конкретность поставленной цели и задач. 3) Выбор типа урока. 4) Продуманность форм и методов обучения. 5) Сотрудничество учителя и ученика. 6) Использование разнообразных средств обучения (учебники и учебные пособия, наглядные средства, технические средства, средства Интернета). 7) Моторная плотность урока 8) Активная работа учащихся. 9) Творчество 10) Дифференцированная и индивидуальная работа . 11) Эмоциональная атмосфера на уроке 12) Создание ситуации успеха. 13) Использование разнообразных методических приёмов 14) Мастерство и профессионализм учителя Составим модель современного эффективного урока
Результаты работы по теме «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС» Позитивная динамика обученности учащихся, выполнения учащимися ИКР Результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях Демонстрация опыта: открытые уроки, конкурсы, мастер-классы, печатные публикации, конференции
Результаты работы по теме «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС» Позитивная динамика обученности учащихся Класс Учебный год Качество % Обучен ность % 1 2011-2012 безотметочное обучение 100% 2 2012-2013 67% 100 % 3 2013-2014 72% 100 % 4 2014-2015 75 % 100 % Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся за последние три года: при 100% успеваемости качество знаний составляет от 67% до 75%.
Результаты работы по теме «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС» Позитивная динамика выполнения учащимися ИКР
Результаты работы по теме «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС» Результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах , научно-практических конференциях Районная олимпиада младших школьников (2015 год ) Бокачёв Григорий -1 место по литературному чтению, Сигида Сергей - 2 место по математике научно-практическая конференция исследовательских работ Проект « Библиотека-души аптека»-1 место (2015 год) Проект «Мой прадед- герой войны»-1 место (2014 год) Районный конкурс сочинений «Наследники Победы» Суслов Кирилл-1 место
Результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, ( Дипломы, грамоты учащихся)
Демонстрация опыта работы по теме «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС» Урок-путешествие по теме «История Московского Кремля» Урок-исследование «Секреты японских стихов. Хокку » Мастер –класс «Проектирование современного урока» Урок-исследование «Карта твоего края» Урок-сказка по теме «Формирование понятий «Дальше и ближе» Школьный уровень
Демонстрация опыта работы по теме «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС» Выступление на районном МО учителей начальных классов по теме «Метод проектов и современный урок» (ноябрь 2014г.) Конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2015» Урок по теме «Устойчивые выражения»(январь 2015г.) Муниципальный этап конкурса «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС»(2011 год) Урок по теме «Басни Эзопа и И.А.Крылова» Муниципальный уровень
Демонстрация опыта работы по теме «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС» Краевой этап конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2015» Урок по теме « « Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями » (март 2015г.) Краевой этап конкурса «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС»(2011 год) Урок по теме «Басни Эзопа и И.А.Крылова» Краевой уровень Благодарственное письмо лауреату конкурса «Современный урок с использованием УМК отвечающих требованиям ФГОС» от автора УМК ПНШ Н.Чураковой , Москва Печатные публикации Статья «Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами УМК ПНШ»
Демонстрация опыта работы по теме «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС» Публичное представление собственного материала На Всероссийской видео конференции « Проектирование современного урока» (октябрь 2015 года) Всероссийский уровень Мой сайт http://nsportal.ru/ostrenko-lyudmila-petrovna Конкурс « Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС» (октябрь 2015 года)
Я учитель сельской школы. Жизнь не мыслю без детей, Без уроков, педсоветов, Без кружков и без идей. Научить детей учиться, Рассуждать и размышлять, Не стоять, а вверх стремиться, О душе не забывать … Миновало четверть века, Как стою я у доски… Этим я вполне довольна: Жизнь моя – ученики. Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен
С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой учительской стезе…. Спасибо за сотрудничество!
Использованные источники Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода [электронный ресурс] http://omczo.org/publ/393-1-0-2468 Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/527236/ Системно - деятельностный подход в обучении [электронный ресурс] http://www.uralschool.ru Сетевой мастер-класс «Системно- деятельностный подход как технологическая основа ФГОС НОО» [электронный ресурс] http://cefter.info/4613.htm
Предварительный просмотр:
Что значит для меня современный эффективный урок?
Меняются времена, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
- Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна.
- на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия,
- на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества,
- на современном уроке есть место каждому ребенку, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Вопрос качества, а значит эффективности урока волнует всех. Я понимаю, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.
Признаки инновационного современного урока
1.субъективизация (ученик не объект, а субъект, равноправный участник образовательного процесса);
2. метапредметность (формирование УУД),
3.системно-деятельностный подход (знания преподносятся не в готовом виде, а в ходе поисковой и исследовательской деятельности );
4. коммуникативность (умение учащихся обмениваться информацией, взаимодействие учащихся на уроке);
5. рефлексивность (учащиеся были поставлены в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока);
6.импровизационность (умение учителя вносить некоторые изменения и коррекцию урока в процессе его проведения)
Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». Я нахожусь в постоянном поиске новых методов и приемов на уроках с целью сделать урок интересным, практичным, действенным. Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность)
Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный
диалог и т.д.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия
Моделируя современный урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте
учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем,
установить связь с ранее изученным, систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном
классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на
каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у обучающихся умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Следовательно, требования к современному уроку изменились:
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
- Высокая степень речевой активности обучающихся.
Так что же для нас современный урок в свете ФГОС?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Поэтому, работая в современной школе, учитель сам должен учиться. «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский.
Предварительный просмотр:
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы:
- уроки «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- уроки рефлексии;
- Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
- уроки общеметодологической направленности;
- Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
- Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
- уроки развивающего контроля.
- Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
- Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Предварительный просмотр:
Структура урока
Мотивирование к учебной деятельности
) актуализируются требования к процессу обучения со стороны учебной деятельности (надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («могу»);
3) устанавливаются тематические рамки («хочу»).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и звуковая фиксация;
- актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
- фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.
Выявление места и причины затруднения
- Учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.п.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
- Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (устранение затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ действий, строят план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и т.п.)
- Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (устранение затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ действий, строят план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и т.п.)
Реализация построенного проекта
- Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбираются оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
- Построенный способ действий используется для решения исходной задачи
- Уточняется общий характер нового знания
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
- Организация успеха для каждого ученика, что мотивирует к включению в дальнейшую познавательную деятельность
- Контроль
Включение в систему знаний и повторение
- Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся ее цель и результаты, намечаются дальнейшие цели деятельности.
Предварительный просмотр:
Задание 1 группе: выберите критерии, которые
помогают создать ситуацию успеха на уроке (поставьте +),
Задание 2 группе: выберите критерии, которые мешают создать
ситуацию успеха (поставьте -)
- хорошее знание материала;
- «рыхлая» композиция урока;
- хорошее знание материала;
- чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
- монотонность и сухость при изложении нового материала;
- правильный выбор методов обучения;
- неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
- отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
- скованность движений;
- разнообразие методов обучения;
- занимательность изложения;
- ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная
- продуманный план урока;
- жестикуляция учителя;
- бодрое самочувствие;
- выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
- неуверенность в своих знаниях ;
- безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
- однообразие методов обучения
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление дипломанта V открытого регионального конкурса "Грани педагогического исследования", г. Саратов, 17 мая 2013г.
Мы живём в непростое время, когда материальные ценности преобладают над духовными. ФГОС НОО выдвигают новые требования к духовно-нравственному воспитанию современной молодёжи в России. Цель выст...
Выступление на краевом семинаре.
Семинар "Совместная деятельность педагога и ученика"Тема выступления: Развитие личности младшего школьника в процессе совместной деятельности ребёнка и педагога....
Сценарий выступления учащихся к открытию городской социально-педагогической программы «Дом, семья, я»
«Новоселье в доме».Звучит музыка 1Выходит Воспитатель, ходит по сцене ищет детейСлова: Как вы там мои малышкиИ девченки и мальчишкиВас там многоКак поместились то так ловко?Музыка 2Выползают дет...
Выступление на педсовете - открытый урок окружающий мир 4 кл.
№1Для открытого урока я выбрала предмет «Окружающий мир»………………………………………………………………………………№2 Блок:...
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
Выступление на краевом семинаре в ГБОУ "ИРО КК" (г. Краснодар) 21.11.2019 года
Выступление на краевом семинаре в ГБОУ "ИРО КК" (г. Краснодар) 21.11.2019 года...
Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности»
Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности» Рапссматриваются вопросы развития тво...