Кейс методы в начальной школе
статья на тему
Предварительный просмотр:
« КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
ЗАВАЛИШИНА
ЕЛЕНА
НИКОЛАЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СОШ №85
В начальной школе всё чаще и чаще используются инновационные методы. Это продиктовано новыми требованиями к современному человеку, изменениями в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, которые в свою очередь потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Ведь в настоящее время работник должен обладать умением ориентироваться в любой ситуации, быстро и точно принимать решения, креативно мыслить, обладать коммуникативными навыками, желанием работать в команде. Ведь успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций. Но такой человек не появляется ниоткуда, его необходимо подготовить. А начинать эту подготовку надо уже в начальной школе, поэтому среди многих методов педагоги применяют кейс – метод.
Суть «кейс» технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор – кейс, и их передаче обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект материалов, разработанных на основе жизненных ситуаций. Он формирует у обучающихся навыки самостоятельного построения алгоритмов решения предложенных задач. Данная педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческого характера. Использование этой технологии в образовательном процессе предусматривает:
1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
2. Формирование умений видеть проблему и наметить пути её решения.
3.Развитие интереса к процессу познания на уроке.
Большинство кейсов базируется на доступном материале. Дети увереннее чувствуют себя, если хорошо знают среду и контекст, в которых происходят события, предложенные в кейсах. При составлении кейса это необходимо учитывать.
Отличительной особенностью метода кейсов считается моделирование проблемной ситуации на основе реальной жизни. Важно, что сама проблема не имеет однозначного решения. При работе с такой ситуацией, важно правильно поставить учебную задачу, и для её решения подготовить «кейс» с информационными материалами (статьи, литературные рассказы, графики, схемы, сайты в сети Интернет и пр.). Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», учитель организует деятельность учащихся по решению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс–метода предполагает групповую деятельность. Непосредственно целью метода является выработка практического решения путем работы в группе и анализа ситуации. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной цели.
Для выполнения всех этих требований педагогу необходимо:
-создать кейс или использовать имеющийся;
-распределить учащихся по группам (4-6 человек);
-познакомить учеников с ситуацией, системой оценивания решений проблемы. Сроками выполнения заданий;
-организовать работу учащихся в группах, определить докладчика;
-контролировать процесс работы с кейсом;
-организовать презентацию решений в малой группе;
-организовать общую дискуссию;
-выступить с обобщением, анализом ситуации;
-оценить работу учеников.
Попробовать себя в применении этого метода хочу и я, т.к. считаю, что кейс-метод может и должен быть на вооружении педагогов начальных классов. Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Планета Знаний».
Тема урока: Искусство.
Цель урока: Обобщить знания учеников о видах искусства.
Задачи урока: рассмотреть виды искусства; осмысление имеющихся знаний и формулирование своего мнение о предмете обсуждения и анализ информации; воспитание целостного восприятия мира через искусство.
Тип урока: аналитический кейс – метод.
Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир»,
карточки с вопросами, тексты о видах искусства, иллюстративный материал.
Ход урока:
1.Настрой на урок.
-Искусство, как наука помогает человеку познавать мир.
Есть люди, которые не понимают значения искусства - считают его незначительным для человечества.
2.Актуализация опорных знаний и мотивация учащихся.
-На основании имеющихся знаний, материалов учебника, картин, художественных произведений, необходимо выяснить важно ли искусство в жизни человека.
3.Изучение нового материала.
-Работу на уроке будем строить методом кейсов. Класс делится на 5 групп.
1 группа изучают музыку.
2 группа- живопись.
3группа - предметы быта.
4 группа - литературу.
5 группа- кино и театр.
-Каждая группа пытается выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека
4.Содержание кейса.
Для каждой группы подготовлены тексты о видах искусства, к ним даны вопросы для анализа:
-Название вида искусства.
-Как этот вид искусства представлен.
-Что чувствуют люди при встрече с этим искусством.
-Как этот вид искусства отражает окружающий человека мир.
- Даёт ли искусство представление об окружающем мире человеку.
5.Работа с кейсом.
(Группы изучают тексты, предложенные им. На основании этих текстов, а также используя имеющийся у детей жизненный опыт, готовят свои выступления, выбирая того, кто наиболее полно сможет дать ответ.)
6.Выступления учащихся.
(В выступлении учащиеся, с помощью ответов на вопросы и личного опыта доказывают важность изученного вида искусства или иное своё мнение.)
7.Подведение итогов.
(Учитель обобщает полученные мнения.)
- Вы, изучив тексты, дав ответы на вопросы доказали, что искусство помогает человеку познавать мир.
8.Рефлексия.
- Выразите своё впечатление об уроке, с помощью какого-либо вида искусства (песня, литература(стихотворение, поговорка), живопись(рисунок).
9.Домашнее задание.
-Выбрать наиболее значимый для вас вид искусства и подготовить своё выступление в этом жанре.
Приложение.
Текст о музыке.
Музыка- это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Музыка, как один из видов искусства направлена прежде всего на душу человека, на его сознание. Именно по этой причине сходятся иногда совершенно разные люди, которым нравится одна и та же музыка. По музыкальным пристрастиям человека мы можем очень многое о нем узнать: его характер, привычки, чувства и даже образ жизни. Когда бы и где бы ни жил человек музыка всегда играла и играет огромную роль в его жизни и судьбе.
Текст о живописи.
Живопись - один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.
Текст о литературе.
Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. Есть категория людей, которая заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусство, ее заменило кино и телевидение. Но остается та категория людей, которая признает и ценит значение литературы в нашей жизни.
Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколения именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Книги являли собой трибуну для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.
Текст о театре.
Современное общество часто недооценивает влияние театра на жизнь людей. Со всеми сегодняшними технологиями, люди забыли, что значит настоящее искусство, а в обществе, где нет истинного искусства, всегда будут проблемы. Театр воплощает все хорошее и все плохое, что есть в социальном мире. Театр развивает в людях воображение, чувство прекрасного – это всё духовное развитие человека. Это место, где человек может посмотреть на себя как бы со стороны.
Текст о кино.
Кинематограф плотно засел в жизни людей. Кино играет и обучающую и развлекающую роль. Обучать начинают фильмы уже с малых лет. Дети очень любят смотреть мультфильмы. На примере персонажей делают выводы, что такое плохо и хорошо, добрые или злые и т. д. А сколько эмоций переживают! Если смотреть фильмы о дружбе, верности, смелости и благородстве с детства, то вероятнее всего, повзрослев, привычка не изменится. Кино — это одна из самых эффективных форм обучения. Какой бы смысл не был заложен в фильме, каждый сможет получить информацию, интересующую именно его, найти пищу для размышлений. Возможно, человек в фильме найдет ответы на важные вопросы. Также фильм может стать стимулом к какому-то действию, вдохновить человека на поступок.
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья об использовании на уроках начальной школе.Кейс-метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала у...
Использование метода кейс-технологии в начальной школе
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характ...
"Дидактические возможности кейс-метода в начальной школе"
Работа раскрывает возможности кейс-метода" и применение его в начальной школе...
Кейс-метод в начальной школе
Кейс-метод в начальной школе...
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, &l...
Кейс-технологии в начальной школе.
На сегодняшний день данная технология в начальной школе используется очень редко. В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло шир...
Дидактические возможности кейс - метода в начальных классах.
laquo;Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-сит...