Дидактические возможности кейс - метода в начальных классах.
методическая разработка
«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические возможности кейс - метода в начальных классах. | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические возможности кейс - метода в начальных классах.
Все уроки - как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки - как светлый и радостный праздник.
Есть другие, как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
Интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается), содержания учебного материала, применения современных обучающих технологий.
Мы понимаем, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний- поле для творческой деятельности любого преподавателя.
«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)»
Применение педагогом кейс–технологии, с одной стороны стимулирует индивидуальную активность обучающихся, самостоятельность мышления, формирует позитивную мотивацию к обучению, уменьшает количество «пассивных» и неуверенных в себе обучающихся, обеспечивает высокую эффективность обучения развития будущих специалистов, формирует определенные личностные качества и компетенции, а с другой – дает возможность преподавателю самосовершенствоваться, по–другому мыслить и действовать, и обновлять собственный творческий потенциал.
Главное её предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)
Возможности кейс–технологии в обучении.
При использовании кейс -технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Цели кейс – технологии:
- отработка умений работы с информацией;
- активизация познавательной деятельности;
- повышение мотивации к учебному процессу;
- умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения;
- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки
Виды кейсов:
- Практические
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
- Обучающие
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
- Научно-исследовательские
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
К методам кейс - технологий, активизирующим учебный процесс относятся:
1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения).
2.Метод инцидента («Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте,. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло..."
Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения.)
3.Метод ситуационно-ролевых игр;
4.Метод разбора деловой корреспонденции;
5.Игровое проектирование;
6.Метод дискуссии.
При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по математике по любой из тем и т. д.
Использовать кейс-технологию возможно, как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс- технологии.
Как создать кейс?
Вначале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
- Цель обучения
- Структурирование учебного материала
- Выбор методов средств обучения
Итак, применение метода стимулирует:
- активность учащихся
- самостоятельность мышления
- мотивацию к учению
- обеспечивает высокую эффективность обучения
- развитие будущих специалистов.
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования. Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно -ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы для учащихся начальных классов «Помоги котенку» - Числительные
Помоги котенку "Числительные"- как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности....
Выступление на методобъединении учителей начальных классов «Кейс-метод или метод конкретных ситуаций»
Работа раскрывает осноные понятия нового метода работы. Данная работа поможет вовлечь учителей начальных классов в новую деятельность, используя при этом кейс-метод - метод ситуаций. К выступлению дан...
Доклад "Дидактическая игра - метод учебной деятельности"
В докладе раскрывается значимость дидактической игры в образовательном процессе, её функции и технология проведения. Приводятся примеры дидактических игр, используемых учителем в практике....
Разработка дидактического материала к урокам начальных классах с использованием ИКТ
Практические советы по созданию дидактического материала средствами ИКТ...
Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)
Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...
«Дидактические игры на уроках начальных классах, как реализация программы ФГОС»
С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными зат...
"Дидактические возможности кейс-метода в начальной школе"
Работа раскрывает возможности кейс-метода" и применение его в начальной школе...