Технология дистанционного обучения для детей с ОВЗ в начальной школе
статья по теме
Дистанционное обучение-это одна из основных технологий инклюзивного образования. В статье подробно рассматривается технология дистанционного обучения, цели, задачи, условия, компоненты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_distantsionnogo_obucheniya_dlya_detey_s_ovz_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дистанционного обучения для детей с ОВЗ в начальной школе.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Инклюзивное образование – это такая форма обучения, с помощью которой ребёнок получает образование в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.
Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.
Правительство в законе «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает три главных приоритета государственной политики: признание приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование и приоритет жизни и здоровья человека. Это значит, что всем россиянам, среди которых немало детей с ограниченными возможностями здоровья, гарантированы равные права на получение образования.
В наше время, в век цифровых технологий, эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ посредством специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребёнка с центром дистанционного обучения.
В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребёнком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. Дистанционное обучение детей – инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально.
В Википедии, дистанционный курс – это особая, основанная на использовании современных информационных технологий форма представления содержания учебного материала. Дистанционный курс является основным элементом построения обучения с использованием дистанционных технологий.
Одним из условий организации дистанционного обучения детей на начальной ступени образования является активное включение родителей в деятельность обучающихся. Детям при освоении работы на компьютере необходима помощь: выполнять учебные действия, осваивать умения и навыки в электронной оболочке.
Современный дистанционный курс должен быть организован таким образом, чтобы можно было реализовать все основные цели обучения:
∙ изучить информационный материал;
∙проверить, насколько результативно прошло усвоение материала;
∙ пообщаться с преподавателем и другими обучающимися (чаты, форумы или онлайн конференции).
Обычно дистанционный курс имеет модульную систему.
Каждый модуль – это структурный элемент программы обучения, который оформляется в виде отдельного документа на бумажном или электронном носителе. Он включает:
- ориентировочную часть (цели, информационные ресурсы, перечень учебных элементов),
- информационную часть (учебные элементы, глоссарий),
- диагностическую часть (тесты и практические задания),
- рефлексивную часть (анкета для оценки достижений).
Модуль всегда имеет чёткую структуру, что позволяет эффективно организовать работу ученика с материалами дистанционного курса.
В ориентировочной части ребёнок знакомится с целями, затем изучает информационные материалы, которые могут быть представлены в виде лекции, файла, книги, презентации, гиперссылки или видеоматериала.
После изучения темы ученик переходит к тестовым и практическим заданиям в виде различных упражнений.
Заключительным этапом деятельности является заполнение рефлексивной анкеты (обязательно с помощью родителей), в которой фиксируются все трудности, с которыми столкнулся ребёнок при изучении информационного материала.
Важным элементом дистанционного курса является глоссарий или словарь, где перечислены основные термины и их определения. Глоссарий, расположенный в «нулевом» модуле – это «живой» элемент курса. Ребёнку необязательно каждый раз заходить в словарь, все термины из глоссария высвечиваются в режиме онлайн.
Тестовые задания в дистанционном курсе – это задания, составленные по определённым правилам, ориентированные на проверку усвоения материала учебного элемента или модуля. Тесты могут быть проверочными, тренировочными или контрольными, всё зависит от целей и задач данного модуля или темы.
Практические задания – упражнения, составленные по определённым правилам, ориентированные на проверку того, как ребенок может выполнять определённые действия.
Любое практическое задание должно состоять из двух частей: содержательной и оценочной. Для оценочной части обязательно разрабатываются критерии для выставления оценки. За критерии могут быть взяты, например, краткость изложения, полнота раскрытия вопроса и определение существенных признаков и т. д.
В своём курсе «Русский язык» для второго класса по УМК «Перспектива» я использовала три уровня практических заданий:
- Практические задания, которые требуют чёткого соблюдения определённого алгоритма. Пример: в информационном материале ребёнку даётся памятка с алгоритмом нахождения окончаний слов, а затем задание - найти окончания.
- Задания обобщающего характера, которые не содержат строго описанного алгоритма.
- Творческие задания. Пример: напиши эссе (4-5 предложений) на любую тему, используя однокоренные слова.
При составлении заданий курса я использовала не только ресурсы СДО Moodle, но и hotpotatoes, фабрику кроссвордов. Упражнения никогда не повторяют друг друга, если с первого раза не все получилось, то ученику предлагается повторить теоретический материал.
Обязательное присутствие выходной анкеты в модуле обусловлено необходимостью выяснения: испытывал ли ученик при работе с материалами конкретные сложности, и какие успехи были достигнуты при прохождении курса. Такая форма рефлексии дает необходимую информацию об успехах или трудностях ребёнка в освоении курса для учителя, составителя курса.
В заключение хочется сказать, что каждый ребёнок имеет право на получение образования, и я думаю, что дистанционное обучение – именно тот путь, который позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимое образование и не чувствовать себя «иными» в нашей стране.
Апрель 2015 Казакова И. В.
учитель начальных классов
г. Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка....
Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»
Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...
«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».
Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....
«Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях ФГОС».
Разноуровневое обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить. Любое дифференцированное обучение предполагает задания одного вида, но разной степени трудности. Реальн...
РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Статья посвящена проблеме коррекционного логопедического обучения в условиях дистанционного формата обучения С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. В ней описаны трудности и новшества, с которыми сталкиваются п...