Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности.
методическая разработка на тему
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. При доминировании творческой деятельности на уроках, появилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль педагогической деятельности учителя.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет модель школы, в которой на смену знаниевой парадигме образования, целью которой являлось усвоение знаний детьми, пришла парадигма личностно – ориентированная, целью которой является развитие личности любого ребёнка.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_milyuhina_s.l.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
Развитие креативного мышления
младших школьников
как средство активизации
их познавательной деятельности.
Оглавление……………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития креативного мышления младших школьников в процессе обучения на уроках в начальной школе……………………………………….…………………………………….5
1.1. Понятие креативности……………………………………………….5
1.2. Что такое мышление?........ ..............................................................6
1.3. Креативное мышление………………………………………………7
1.4. Особенности мышления младших школьников…………………...8
1.5. Организация творческой деятельности как форма развития креативного мышления. ……………………………………………………..……….9
Глава II. Обобщение опыта по развитию креативного мышления младших школьников………..………………………………………………………..16
2.1. Описание опыта по развитию креативного мышления младших школьников……………………………………………….………………16
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………32
Приложения………………………………………………………………34
Введение
«Важнейшая задача
цивилизации – научить
человека мыслить»
Т.Эдисон
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. При доминировании творческой деятельности на уроках, появилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль педагогической деятельности учителя.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет модель школы, в которой на смену знаниевой парадигме образования, целью которой являлось усвоение знаний детьми, пришла парадигма личностно – ориентированная, целью которой является развитие личности любого ребёнка.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповторимый опыт.
Очень важно не просто сообщить учащимся определённый объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска. Потребность в познавательной деятельности не возникает случайно. Педагог её постоянно формирует и развивает у учащихся, опираясь на личные качества каждого ребёнка.
Одна из самых основных задач учителя - активизация познавательной деятельности учащихся, так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Этому способствует развитие креативного мышления через использование элементов поисковой деятельности, системы творческих заданий, решение проблемных ситуаций.
Актуальность опыта заключается в необходимости развития креативного мышления, так как современному обществу нужны личности образованные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни.
Исходя из актуальности темы, мною были определены:
Объект исследования:процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: развитие креативного мышления младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель работы: обобщить опыт по развитию креативного мышления младших школьников как средства активизации познавательной деятельности.
Гипотеза: предполагается, что развитие креативного мышления младших школьников способствует активизации познавательной деятельности.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты проблемы развития креативного мышления младших школьников в процессе обучения.
- Выявить условия активизации познавательной деятельности через развитие креативного мышления.
- Обобщить опыт по развитию креативного мышления младших школьников как средства активизации познавательной деятельности.
- Провести диагностику развития креативного мышления учащихся.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития креативного мышления младших школьников в процессе обучения на уроках в начальной школе.
- Понятие креативности.
Креативность это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике.
В быту на вопрос, что такое креативность, можно ответить простыми примерами:
- Креативность – это смекалка, то есть способность человека в определенных критических ситуациях и, казалось бы, безвыходных находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата даже при помощи обычных подручных инструментов;
- Креативность – это смелость при решении задач, то есть способность решить вопрос не штампованным подходом, который может граничить с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;
- Креативность – это иное видение простого в сложном ракурсе и наоборот, сложного в простом.
Таким образом, определений, понятия креативности можно дать целую массу. Но всех их можно объединить в одном. Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.
Креативность человека, креативность личности или так называемая личностная креативность, как утверждают многие психологи, это вовсе не дар, это способность. Более того, креативностью мышления мы обладаем все сразу после рождения.
Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал:
«Креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
Концепция креативности как феномена творчества была введена в науку Дж. Гилфордом - американским психологом, первым взявшимся за объективное исследование. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологических тестах.
Основные критерии таковы:
1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей.
2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);
4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям, восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
5. Способность к разработке гипотезы - смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.
6. Удовлетворенность - итог проявления креативности .- логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.
Благодаря работам Гилфорда, а затем Торранса стало возможным оценивать креативность количественно и статистически.
Американский психолог Поль Торранс дал такое определение креативности: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Он придумал первые тесты на креативность и разработал все основные составляющие креативности.
1.2.Что такое мышление?
Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления.
Мышление — это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов.Мышление — это также процесс опосредствованного познания человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие-либо специальные средства.
Еще одним частным определением мышления может служить следующее. Мышление — это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий.
1.3. Креативное мышление.
Из всех видов мышления нас интересует креативное, творческое мышление как особенный вид. Креативное мышление можно определить как такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Отвечая данному выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными.
Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может стать нахождение решения некоторой новой, практической задачи или применение оригинального способа действий в некоторой практической ситуации, связанного с поиском решения соответствующей задачи. Например, ребенок, безуспешно пытавшийся раньше достать недоступный для него привлекательный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти решение соответствующей задачи, причем применить для этого необычный способ решения, который он никогда раньше не видел и не использовал. Продуктом творческого наглядно-образного мышления обычно выступает некоторый необычный образ, построенный к тому же весьма оригинальным способом. Примером такого мышления может стать новая картина, нарисованная художником, новое литературное произведение, созданное писателем. При определении мышления как творческого ученые сталкиваются с проблемой выделения специфических особенностей именно креативного мышления и отделения креативного мышления от некреативного. Суть этой проблемы можно выразить следующими вопросами:
- Какое мышление следует считать творческим, креативным: то, в котором рождается нечто новое только для данного человека, или то мышление, в котором появляется нечто новое для всех людей?
- Можно ли считать креативным мышление того человека, который впервые для себя самостоятельно нашел новое решение задачи, или так можно называть мышление только тех людей, которые решают задачи, с которыми никто и никогда до них не справился?
В двух первых случаях, упомянутых в этих вопросах, оценка мышления как креативного будет относиться только к данному человеку, а в двух других случаях — ко всем без исключения людям.
Воспользуемся для иллюстрации обсуждаемой проблемы следующим примером. Допустим, что на уроке математики учащийся впервые открыл для себя новый способ решения задачи, которым он раньше никогда не пользовался и который ему никто не мог подсказать. Будет ли в этом случае его мышление креативным? Очевидно, что будет, но при условии, что мы не станем оценивать новизну найденного им решения. Вполне возможно, что кто-то из людей раньше уже решил подобную задачу таким же способом, следовательно, по отношению ко всем людям, владеющим математикой, мышление данного учащегося, очевидно, нельзя будет назвать креативным. В психологии не существует вполне удовлетворительного решения данной проблемы, но в большинстве случаев творческим, креативным все же называется такое мышление, которое необычно именно для данного человека и к которому он неожиданно обращается сам, без внешней помощи и подсказки.
1.4. Особенности мышления младших школьников.
В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия в "уме") и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).
Мышление первоклассников ещё конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для них, как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение). Своеобразие мышления ребёнка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, действии, пользе.
Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Ребёнок овладевает умением выполнять операции в "умственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащается содержание понятий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и отделять их от второстепенных. Отсюда - умение видеть связи и отношения между понятиями, овладение их классификацией. Растут умственные способности ребёнка.
Успешность учёбы младших школьников во многом зависит от того, насколько успешно он может действовать в уме, планировать свои действия, строить их программу.
Ребёнок обладает огромной способностью усваивать особенности поведения и действий окружающих. Неспособных детей в этом смысле нет. Организация деятельности взрослых - образец будущего поведения ребёнка. В этом смысле формируются не только способности, но и неспособности. Неправильно организованная помощь в учёбе, неблагоприятная обстановка при выполнении домашних заданий могут привести к тому, что у ребёнка закрепятся неверные приёмы запоминания, мышления, а отсюда появится и неумение запоминать, рассуждать, неспособность сосредоточиться на предмете. И мы будем считать его неспособным, не подозревая того, что сами в своё время помогли развитию этой неспособности, этого неумения.
1.3.Организация творческой деятельности как форма развития креативного мышления.
Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.
Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя. Активизации познавательной деятельности учащихся в большей степени способствует выполнение творческих заданий, творческой деятельности.
Любая деятельность – это выполнение определённых действий, заданий.
И.Э.Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».
По мнению В. А. Бухвалова «освоение методов решения творческих задач - это первый шаг в становлении творческой личности. Второй шаг - это освоение технологий творческой деятельности. Технология в общем понимании - это система методов, с помощью которой выполняется определенная деятельность. Однако деятельность может быть репродуктивной - копирующей и творческой - преобразующей. Технология творческой деятельности - это система методов, с помощью которой выполняется творческая деятельность.
В общей структуре творческой деятельности можно выделить несколько основных этапов.
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для формирования задачи (проблемы).
2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.
3. Озарение или инсайт (гениальная идея).
4. Проверка и доработка замысла. Его воплощение.
Звенья творческого процесса:
- звено столкновения с новым;
- звено творческой неопределенности;
- звено скрытой работы;
- звено эврика;
- звено развития решения;
- звено критики;
- звено подтверждения и воплощения.
Алгоритм сопровождения учащихся в творческом процессе приведён ниже:
Этап | Характеристика этапа творческой деятельности | Возможные действия учителя |
1 1 | Накопление знаний, постановка проблемы | Наполнить знания ученика фактами и событиями, образно - эмоционально воздействовать на его чувства, обучить приёмам воплощения идеи в творческий продукт. Важно научить ученика отойти от стереотипов мышления, подвергнуть сомнению привычные факты. |
2 | Сосредоточение усилий | Необходимо предоставить ученику свободное время, творческую атмосферу, тишину в помещении. Необходимо помнить, что для одних важно быть в коллективе, обсудить |
3 | Инкубационный период | Этап с точки зрения эвристики может вызвать разочарование. Компенсирующие меры: переключение на другой вид деятельности (например, оформление текста, подбор иллюстраций по теме, подготовка инструмента, оборудования и пр.) |
4 | Период «инсайта» | Важно обеспечить положительные эмоции, нельзя отрицательно относиться к ученическому изобретению, критиковать. Если что-то вышло не так, как задумано, то вместе с учеником следует вернуться на этап номер один, т.е. добавить новый материал (расширить содержание) или рассмотреть другие варианты воплощения творческого продукта. |
5 | Воплощение замысла в конкретный продукт, проверка своей гипотезы и презентации своего творения | Обучение защите и презентации своего творения, рефлексии, анализу и сравнению других продуктов творческой деятельности. |
Работая над содержанием системы заданий для творческой деятельности учащихся, учитываются два основных фактора:
- творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решённых обществом проблемах;
- творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Система творческих заданий - это упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированная на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированная на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.
Анализ тематической литературы авторов Г.С. Альтшуллера , В. А. Бухвалова, А. А. Гина, М. А. Данилова, А. М. Матюшкина и др. позволил выделить следующие требования к творческим заданиям:
- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
- соответствие условия выбранным методам творчества;
- возможность разных способов решения;
- учёт актуальной зоны развития;
- учёт ближайшей зоны развития;
- учёт возрастных особенностей учащихся.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
- формы представления противоречий (явные, скрытые).
Творческие задания дифференцируются по уровню их сложности.
I уровень:
выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов таких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые примы разрешения противоречия.
II уровень:
выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции.
III уровень:
выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов.
Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.
Каждый из методов творчества имеет определённые функции.
Результатом использования в процессе творческой деятельности различных видов заданий становится формирование и развитие у учащихся всех видов универсальных учебных действий.
Рефлексия обязательна в творческой деятельности, как и в любой другой.
Рефлексия процесса творческой деятельности учащимися необходима для накопления ими творческого опыта.
Рефлексия – это:
- готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
- умение обретать новый смысл и ценности;
- умение ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
- умение адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
Рефлексия может быть двух видов: текущая и итоговая.
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических проверочных, контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся в продвижении творческой деятельности, об уровне развития творческого мышления и воображения.
Каждое творческое задание выполненное учащимися самостоятельно необходимо анализировать и оценивать для более точного определения уровня развития их креативных способностей.
Шкала «Фантазия», разработанная Г. С. Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющая, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М. С. Гафитулиным, Т. А. Сидорчук) может применяется для педагогической оценки результатов творческой деятельности учащихся.
Пять показателей оценки шкалы «Фантазия»:
новизна
оценивается по 4 - уровневой шкале:
- копирование объекта (ситуации, явления),
- незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении),
- качественное изменение прототипа,
- получение принципиально нового объекта (ситуации, явления);
убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
художественная ценность (оценивается по степени использования выразительных средств представления идеи);
субъективная оценка (даётся без обоснования и доказательств, на уровне «нравится — не нравится»).
Критерии развития творческих (креативных) способностей
младших школьников и методы их определения.
Критерии | Показатели критерия | Методы определения показателей |
Творческое мышление | Беглость Оригинальность Разработанность Сопротивление замыканию Абстрактность названия | Тестирование по методике Е. Торренса. Тестирование по методике С.И. Гин |
Творческое воображение | Продуктивность Умение работать с образами в пространстве Управляемость | Тестирование по методике Е.Е. Туник Анализ творческой деятельности учащихся по шкале «Фантазия» Г.С.Альтшуллера Анализ творческой деятельности учащихся |
Применение методов творчества | Использование эвристических и алгоритмических методов творчества | Анализ творческой деятельности учащихся |
Коллективные, индивидуальные и групповые формы работы активно используются на различных этапах выполнения творческих заданий, что обеспечивает накопление каждым учащимся собственного опыта творческой деятельности. Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.
При осуществлении творческой деятельности учителем создаётся атмосфера творчества на занятиях.
Важные моменты:
- привить учащимся закон гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность;
- контроль учащимися своего поведения;
- привить учащимся закон саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию;
- создавать ситуации успеха
Выбирая сочетания форм при выполнении творческих заданий, необходимо опираться на цель выполнения творческого задания и его уровень сложности.
В результате формирования и развития творческой деятельности учащийся приобретает качества творческой личности. По мнению А. И. Савенкова это:
- способность удивляться и видеть проблемы;
- любопытство и любознательность;
- способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов);
- оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных);
- гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии решения задач, устанавливать ассоциативные связи);
- продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи: чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития).
Таким образом, в организации работы по развитию творческой деятельности младших школьников в современных условиях учитель должен:
- строить учебную деятельность в соответствии с учётом индивидуальных способностей, возрастных и других особенностей учащихся, их актуальной и ближайшей зон развития с целью развития у учащихся качеств творческой личности;
- реализовать ряд наиболее эффективных приёмов, методов, стратегий развития творческой деятельности учащихся;
- ориентироваться на современные требования, предъявляемые к педагогической деятельности, определённые федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Глава II.Обобщение опыта по развитию креативного мышления младших школьников, как средство активизации познавательной деятельности в процессе обучения.
2.1. Описание опыта по развитию креативного мышления младших школьников
В начале первого года обучения была проведена входная диагностика готовности учащихся к школе (авторы А. Керна в модификации И. Ирасека).
Цель: выявление уровня психического развития ребёнка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
В диагностировании принимали участие учащиеся 1 класса в полном составе (16 человек).
Были получены следующие результаты готовности к обучению в школе:
- «школьно-зрелые» дети (3-5 баллов) – 4 человека 25%
- «среднезрелые» дети(6-9 баллов) – 8 человек 50 %
- «незрелые» дети (10 баллов и более) – 4 человека 25% (приложение №1)
Также во время проведения входной диагностики учащихся применялись методы наблюдения и беседа. Для полноты картины педагогические и психологические диагностирования всегда проводятся в комплексе.
Проанализировав полученные диагностические результаты, были сделаны выводы: у учащихся достаточно хорошо развита фантазия, ребята очень активны на уроке, не боятся высказывать своё мнение, но не достаточно высокий уровень готовности к школе не позволяет им правильно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, что может сказаться на снижении познавательного интереса к процессу получения знаний.
Для эффективного достижения положительных результатов обучения учащихся данного класса требуется развитие творческого мышления.
Развитие творческого мышления учащихся происходит системно, органично сочетаясь с опытом и индивидуальными способностями самого ребёнка, что в результате положительным образом влияет на уровень обученности.
Важен первый этап введения учащихся в творческую деятельность в школе.
Итак, бывшие дошкольники стали учениками, для ребят это шажок в новый мир, где каждый день они встречаются, пусть с маленьким, но чудом. Ведь процесс познания сам по себе – чудо. Самый первый урок первого сентября я построила таким образом, чтобы у детей возник интерес к творческой деятельности, закрепились положительные чувства и эмоции, полученные от творческой деятельности. Пробуждая интерес к учению, создаю ситуацию успеха. В начале урока предлагаю детям отправиться в путешествие в необыкновенную страну – страну Знаний. На столе разложено множество картинок с изображением различных средств передвижения. Ребята раскладывают их по группам (наземный, водный, воздушный транспорт). Предлагаю разделить их по другим критериям (форма окошек, цвет, эмблема). Одно транспортное средство учащиеся не смогли отнести ни к одной группе. Внимательно рассмотрев его, дети догадались, что оно похоже на школьный автобус. На нём вместе с ребятами «отправляемся» в путешествие по Стране Знаний.
Все рассаживаются за парты, расставленные как кресла в автобусе. На таком же автобусе «едут» родители, ведь они тоже вместе со своими детьми испытают все трудности этого пути. Для успешного путешествия необходимо собраться в дорогу, поэтому играем в магазин. На экране проектора – прилавок и сказочный продавец, к нему нужно вежливо обратиться, что ученики и делают с удовольствием. За вежливое обращение продавец выдаёт различные предметы. Среди них необходимо выбрать школьные принадлежности.
Автобусы трогаются в путь. На пути – остановки, на которых дети выступают взрослыми, а родители «становятся» детьми. В результате все приходят к выводу, что им просто необходима школа. Ребята получают задание нарисовать школу, но не ту, в которой они сейчас, им нужно «спроектировать школу будущего». Рисунок один на четверых, детишкам приходится найти общее решение, затем кто-то один, а может быть и все, представляют свой проект. Учитель указывает на непохожесть школ, это очень радует. Класс небольшой, поэтому в презентации 4 рисунка. Родители в это время рисуют и вырезают, большое сердечко, на котором пишут то, что они делают, будут делать для своего ребёнка, чтобы он сохранил и приумножил свои лучшие качества, приобрёл новые, необходимые, для того чтобы быть успешным, цельным, счастливым человеком.
После защиты своих проектов детишки пересаживаются к своим родителям, мамы обводят ладошку ребёнка, на которой пишут то, какой ребёнок сейчас. Ладошка прикрепляется так, чтобы она «лежала на сердце матери» ребёнок как бы делится своим теплом с мамой (приложение №2). Учитель обращается ко всем с просьбой не растерять доброту и любовь своих сердец за время школьных лет, а только приумножать их.
Такая совместная творческая деятельность учителя, учащихся и их родителей продолжается уже третий год. Родители стали моими настоящими помощниками по сопровождению детей в творческой деятельности, что само по себе является одним из принципов социокультурного подхода, реализуемого в школе.
Творческий характер образовательного процесса способствует положительной динамике достижений обучающихся.
Стимулирование творческой деятельности учащихся моего класса происходит через:
- создание благоприятной творческой атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, отказ от критики в адрес любого ребёнка;
- обогащение окружающей учебной среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
На уроках по всем предметам стараюсь создать условия для того, чтобы дети сами могли получать знания, а не брать готовые. На таких уроках в полной мере реализуется педагогика сотрудничества, которая создает все условия для качественного усвоения знаний и полноценного формирования и развития каждого учащегося.
В своей работе использую множество творческих заданий, которые дети с удовольствием выполняют:
- «Определяйка», когда предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.
- «Подходит-не подходит», где берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
- «Безумный генетик», когда ребята рисуют животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… (чем старше дети, тем больше признаков). Придумывается ему название, вроде «петупингвиморж» или «мухолин» (приложение№3).
- «Очумелые глазки». Прошу придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.
- «А что если бы?...».Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие:
- Что если бы люди вели ночной образ жизни?
- Что если бы собаки могли летать? И другие.
- «Мурзилка». Известный репортёр берёт интервью у различных персонажей: любимой куклы или котёнка, машинки, книжки, снеговика и т.д. Дети выступают в роли этих персонажей.
- «Угадай – ка», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией (приложение№4).
- «Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.
- «Третий- лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.
- «Мозаика», когда детки из частей складывают изображение предмета, каторое заранее не обговаривается, ребята проявляют своё творчество.
- «Что на что похоже», где рисуют изображения из геометрических фигур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или «Страна квадрашек» (приложение №5). И много других.
Данные задания соотношу с тематическим содержанием урока. Например:
Предмет | Тема урока | Творческое задание |
Русский язык | Слова, называющие предмет, признак, действие Прямая речь. На уроках по развитию речи | «И хорошо, и плохо», «Определяйка», «Подходит, не подходит», «Да нет-ка», «Верю-не верю» «Мурзилка» «Закончи историю» |
Литературное чтение | Сказочные персонажи (морской Гридиг или Бука с Бякой) Удивительное вокруг нас | «Безумный генетик» «Очумелые глазки», «А что, если?...», «Мурзилка», «Закончи сказку», «Представь себе» |
Математика | Геометрический материал Выполнение действий сложения, вычитания, умножения, деления | «Определяйка», «Что на что похоже» «Третий лишний», «Продолжи ряд» |
Окружающий мир | Тела природные и искусственные Разнообразие животных Защита окружающей среды | «Определяйка», «Подходит, не подходит» «Безумный генетик» «А что, если?...» «Почемучка» |
Изобразительное искусство и технология | Рисуем сказку Рисование пейзажа Рисование фигуры человека, осеннего листа, автомобиля | «Безумный генетик» «Очумелые глазки» «Настроение в цвете» «Мозаика», «Вспоминай-ка», «Незавершённый рисунок» |
Классная и внеклассная работа должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к учёбе, но и способствовать развитию креативности, мыслительной деятельности личности - умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.
Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.
На различных уроках ребята моего класса выполняют задания типа: «Выделите из предложенного ряда слов два наиболее существенных для данного слова.
Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка).
Квадрат (сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш).
Сад (растение, садовник, земля, забор) и т.д. Для разных предметов свои слова»
Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является сравнение.
Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия. Так ,например, на уроке русского языка в3 классе, по теме: «Имя прилагательное», я предлагаю задание: « На доске записаны слова в две колонки. Найдите к каждому слову в левой колонке определение в правой и соедините их линиями.
Стройный Крот
Здоровый Осёл
Мрачный как Заяц
Могучий Дуб
Трусливый и т.д. Тополь и т.д.»
Развитию креативности способствует и аналогия. Использование аналогии в обучении является одним из основных методов при поиске решения проблемы. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задания на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.
Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам. В качестве примера приведу такое задание, предложенное на уроке математики во 2 классе по теме: «Углы многоугольника».
«Проанализируйте следующие пары слов и по аналогии вставьте пропущенные слова:
Курица – цыплёнок, лошадь - … .
Заяц – капуста, … - жёлудь.
Небо – птица, вода - …
3- треугольник, 5-…»
Классификация - следующий прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его - в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задания способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. На уроках ребята с удовольствием выполняют такие задания:
- «проанализировать и закончить ряд чисел: 1,2,3…; 2,4,6,...;10, 20, 30,...(Математика 2 класс, «круглые числа»)»
- «разгадывание загадок. Какие существенные признаки подсказывают ответ в загадках» (на любом уроке)
А на уроке «Окружающего мира» люблю с ребятами поиграть в игру «Чёрный ящик»: я задумываю понятие (предмет, явление). Постепенно называю свойства (или признаки) задуманного понятия, начиная со второстепенных. Дети отгадывают какое понятие я задумала? Так же можно построить задание и на уроках в 3 классе по теме: «Свойства воды в твёрдом, жидком и газообразном состояниях», во 2 классе по теме: «Звери», «Птицы» и др.
Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.
Так, например, на уроке литературного чтения во 2 и3 классах по темам: «Сказки», ребята с удовольствием выполняют такие задания:«Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
- Купил семена, приезжай тянуть.
- Ушёл от зайца, волка и медведя.
- Ключ достал, скоро буду и т.д.»
Часто на уроках использую решение головоломок, ребусов, занимательных задач, заданий на смекалку которые так же способствуют развитию креативности. При выполнении таких заданий учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких заданий воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание. Ребята и сами любят придумывать ребусы (приложение №6).
К созданию творческих работ ребята относятся очень заинтересованно, с удовольствием, осознавая то, что творчество даёт возможность проявить себя, понять сильные и слабые стороны своей личности, раскрыть потенциал. С большим желанием и удовольствием учащиеся создают собственные сказки (приложение №7), иллюстрации к произведениям. Среди таких авторских произведений лучшими, по мнению учащихся, становятся практически все творения. Вместе с детьми оформили сборник сказок, где ребята придумали и проиллюстрировали фотографиями поделок сказки о животных (приложение №8).
Важное качество любого ребёнка - умение быть эмоционально выразительным. Оно связано с возможностями школьников развиваться не только интеллектуально, но и духовно, формировать эмоциональный интеллект. В результате плодотворной работы по развитию навыка стихосложения у детей формируется потребность к сочинительству. Ребёнок учится поэтической выразительности. Способность к стихотворчеству проявляется в различных ситуациях. Учащиеся сочиняют стихи – поздравления, в стихах выполняют конкурсные задания, и даже получают призы, то есть творят по собственному желанию, потребности. Им доставляет это удовольствие (приложение №9).
Ещё одной формой активизации познавательной деятельности является создание проблемных, нестандартных ситуаций на различных уроках.
Проблему ставлю в начале урока, решению некоторых таких задач посвящается всё время занятия.
Например, урок окружающего мира.
Тема: «Животный мир родного края».
На экране изображение грустного человечка, которого окружают четыре поля разного цвета. Эти поля – земля, вода, воздух, звуковое окружение, покрыты пятнами. Ребятам объясняю, что окружает нашего человечка и задаю вопрос: почему же он такой грустный. Постепенно удаляя с полей пятна и загрязнения, выясняем вместе с детьми, что нужно чтобы человек стал счастливым, что и происходит в конце урока (человечек улыбается) (приложение №10) разработка урока в приложении №11.
Ещё пример, урок математики.
Тема: «Задача. Условие и требование».
В центре доски располагается слово «задача». Ребятам предлагаю высказать свое мнение: из чего состоит задача (приложение №12). Их предположения записываю вокруг, принимаются любые. В ходе урока постепенно убираются неверные высказывания. Так вместе приходим к единому решению.
Наблюдения за качественными изменениями в обучении позволили проследить уровень усвоения знаний. Успеваемость и качество знаний на протяжении двух лет остаётся на высоком уровне: от 56 до 64%.
| 2011-2012 уч.год | 1-я четверть 2012-2013г. |
УО | 100% | 100% |
КЗ | 56% | 64% |
Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
- вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно - деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
- системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
Включение учащихся в творческую деятельность с самого первого дня пребывания в школе способствует активизации поисковой активности, развитию интеллектуальных умений, исследовательских навыков, творческих способностей, качественному усвоению знаний. Большой вклад в развитие творческой деятельности учащихся вносит проектная деятельность. Проектирование - это создание новых природных, технических, культурных и социальных объектов.
Проекты в начальной школе отличаются несложностью и простотой, но этот факт не снижает актуальности их применения в процессе развития и обучения младших школьников. Младшие школьники учатся отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ними, и возможные пути её решения.
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно реализуются:
I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: книжки – малышки, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) являются выставки, коллекции, праздники, иллюстраций, сказки, книжки.Коллективная поделка из природного материала «Аквариум» (приложение №13). Вместе с ребятами мы создали следующие мини-проекты:
- Сборник стихов и сказок: «Что ни страница, то зверь, то птица» (приложение №14) (мы его подарили мальчику-инвалиду);
- Сборник задач «Сочи -2014»;
- Библиотечка математических сказок «Раз число, два число» (приложение №15) и др.
II. Исследовательские проекты (3-4 классы) – по структуре напоминающие подлинное научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть научные сообщения, статьи в школьной газете, презентации, выступления на конференциях, семинарах. Проектная деятельность осуществляется под руководством учителя или родителей, а учащиеся, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Исследовательский проект Радочиной Алёны
«Это ноль иль ничего?»
История работы над проектом.
Темой исследования Алёна выбрала числа. Ей захотелось узнать, откуда появилось число ноль.
Цель работы: выяснить какое значение имеет число «ноль» в математике начальной школы.
Отсюда и задачи:
- Изучить историю возникновения числа ноль.
- Определить роль нуля для натуральных чисел.
- Найти упоминания о числе нуль в пословицах, поговорках, стихах.
- Сочинить сказку о нуле.
- Изучив литературу, сделать вывод о значении нуля в математике.
Алёна начала своё исследование с того, что провела с учащимися 2 -5 классов анкетирование. В анкетировании участвовали 40 учащихся. Подсчитав результаты, она занесла полученные данные в диаграмму (приложение №16).
В различных источниках Алена нашла историю происхождения названия этой цифры. Из бесчисленного множества пословиц, поговорок и крылатых выражений она выбрала только те, в которых есть число ноль или заменяющие его слова, нарисовала иллюстрации к крылатым выражениям (приложение №17), сочинила сказку о нуле.
Презентация исследовательской работы Радочиной Алёны состоялась на научно-практической конференции учащихся.
В процессе работы над проектом Алёна приобрела навыки исследовательской деятельности, планирования своей работы, самостоятельной работы с литературными источниками, коммуникативные умения (интервьюирование, выступление перед большой аудиторией слушателей).
Учащиеся становятся с каждым годом все более активными, самостоятельными, заметно возрос их познавательный интерес, развивается творческое мышление. Свои интеллектуальные продукты ребята представляют на предметных неделях, в конкурсах, телекоммуникационных проектах, праздниках, выставках творческих работ. Особенно любимым занятием учащихся класса является выполнение творческих проектов. Как результат – кукольные спектакли «Про ёлочку», «Гуси лебеди», «Баба Яга» (приложение №18), где ребята с удовольствием представляли героев в образах кукол, изготовленных своими руками. Театральный кружок, работающий на базе класса, является хорошим подспорьем для оттачивания умений и навыков творческой деятельности, полученных на уроках, для раскрытия и совершенствования индивидуальных способностей каждого учащегося.
В течение года всем полюбилось выступление девочек класса с танцевальными номерами. (Приложение № 19).
Все это является своеобразной презентацией творческой деятельности классного коллектива перед учениками начальной школы.
Систематически проводимая мною индивидуальная и дифференцированная работа, а именно:
- тренинги,
- оказание консультативной помощи в выполнении индивидуальных и групповых исследовательских заданий,
- творческих работ,
- проектов,
- творческое взаимодействие с учащимися при подготовке конкурсам, выступлениям, праздникам с учащимися даёт положительную динамику развития творческих способностей учащихся.
Учащиеся класса принимают активное участие в творческих конкурсах, состязаниях, соревнованиях, олимпиадах различных уровней:
№ | сроки | Мероприятие | Результат |
1 | 2011г | Участие в неделе начальных классов | |
2 | Ноябрь 2011г | Районный конкурс творческих работ в поддержку здорового образа жизни «Твой выбор!», Ивлев Андрей | участие |
3 | Ноябрь 2011г | Телекоммуникационный проект «Приключения Чиполлино», команда | участие |
4 | 2011г | Районный конкурс творческих работ в поддержку здорового образа жизни «Твой выбор!», Яцковская Александра | 1 место в номинации «Лучшее четверостишие» |
5 | 2011г | Районный конкурс компьютерных рисунков «Мир глазами детей», Радочина Алёна | участие |
6 | 2011г | Конкурс чтецов, посвящённый 105-летию со дня рождения Агнии Барто, Радочина Алёна | 2 место |
7 | 2011г | Районный конкурс рисунков и поделок «Православное Прииртышье», Радочина Алёна | участие |
8 | 2012г | Общешкольное соревнование «День бегуна», Мазиков Алексей | 2 место |
9 | 2011г | Общероссийская викторина «Наш дом-Земля», Радочина Алёна | участие |
10 | Май 2011г | телекоммуникационный проект «Животные русских народных сказок», команжа | 3 место |
11 | Февраль 2012г | Конкурс чтецов «Солдат, твой подвиг не забыт!», Кураликов Антон | 3 место |
12 | Февраль 2012г | Конурс рисунков и стихов о вреде курения, в рамках акции «Школа против курения», Жучков Максим | 1 место |
13 | 2012г | Школьная научно-практическая конференция, Радочина Алёна | 2 место |
14 | 2012г | Конкурс рисунков «На боевом посту»,Радочина Алёна | 2 место |
15 | 2012г | II областная интернет конференция исследовательских работ «Мир моих увлечений», Радочина Алёна | лауреат |
16 | 2012г | Районная научно-практическая конференция, Радочина Алёна | участие |
17 | 2012г | Ежегодный открытый турнир «ПОНИ» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений Омской области, Радочина Алёна КураликовАнтон | 1 место участие |
18 | 2012г | Участие в неделе начальных классов: викторины по русскому языку, математике, по сказке А.Милна «Винни Пух» | участие |
19 | 2012г | Турнир по шашкам, Корганбаев Сергей и Мазиков Алексей | 1 и 2 место |
20 | 2012г | Муниципальный творческий конкурс «Загляните в мамины глаза», Радочина Алёна и Ташмухаметов Даниил | участие |
21 | 2012г | Конкурс рисунков по противопожарной безопасности детей «Чтобы не было беды», ребята класса | участие |
22 | 2012г | Телекоммуникационная викторина «Про белочек, зайчат и весёлых медвежат», команда | 3 место |
23 | 2012г | Телекоммуникационная олимпиада «В стране дорожных правил», команда | лауреат |
24 | 2012г | Телекоммуникационный проект «Что ни страница, то зверь, то птица», команда | 2 место |
25 | 2012г | Региональная викторина «В гостях у птиц» | участие |
26 | 2012г | II Всероссийский конкурс-игра по математике с международным участием «Слон», учащиеся класса | участие |
(Приложение №20).
Заключение
Активное использование в традиционном учебном процессе разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на развитие памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагога.
Обобщение опыта работы по данной теме позволило выявить следующее:
- положительная динамика развития креативного мышления, выявленная в ходе организованного психолого – педагогического диагностирования, служит показателем активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников.
- организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии позволило сохранить уровень обученности и качество знаний на достаточно высоком уровне.
- активизация познавательной деятельности младших школьников будет эффективна при условии:
- систематического использования методов и приемов развития креативного мышления в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
- наиболее приемлемыми методами и приемами развития креативного мышления для учащихся начальной школы являются: творческие задания, создание проблемных ситуаций, участие в проектах, конкурсах, олимпиадах.
- существенно изменилось поведение детей. Они стали более независимыми, менее конфликтными, учатся самостоятельно находить выход из спорных ситуаций.
Я согласна с известным канадским писателем Джоном Кехо в том, что творческая деятельность - это необходимость для успешной жизни. «Проснувшийся творческий дух - это способность регулярно и непрестанно решать повседневно возникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины и шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать нестандартным мыслям. Открыв и используя внутренний дух творчества, каждый человек превращает всю свою жизнь в радостное приключение».
Литература:
- Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
- Болотов В.А., Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», «Педагогика № 10, 2003
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
- Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. – М.: «ИП РАН», 1997.
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/авт.- сост. И.Н.Корбакова, л.В.Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению. М. ИМАТОН, 1999.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
- Криволапова Н.А. внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение,2012.
- Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. / / Психологический журнал. 2000, том 21, N2 5
- Матюшкин А. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С Полат - М., 2000
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. - №3.
- Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.: ил.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
- Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М., 1985. – 69с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.
- Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
- Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
- Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М.: Аванта +, 1999.
Милюхина Светлана Леонардовна КОУ «Междуреченская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимани...
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...
Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации познавательной деятельности
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальны...
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся...
Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников( из опыта работы)
Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...
«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...
Использование мультимедийных презентаций на уроках развития речи как средство активизации познавательной деятельности
При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Данная статья поможет организовать коллек...