Приёмы формирования рефлексии.
статья на тему
Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_refleksii.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Слайд. Приемы формирования рефлексии
2 Слайд. «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед »
Евгений Доманский
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией, в том числе и способностей к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений. Успешность решения поставленной задачи существенно зависит от сформированности у обучащихся умения осуществлять контроль и оценку своих действий.
На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью образовательного процесса. Попытки изменить подходы к школьному контролю применялись неоднократно, однако все нововведения группировались вокруг одного вопроса: использовать в школах отметки или обходиться без них.
Причем, контроль и оценка представлялись как действия учителя, игнорировался сам ребёнок, как субъект процесса учения.
Система контроля сегодня не может ограничиться только проверкой знаний, умений и навыков по конкретному предмету. Она должна решать важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания». Отсюда главной функцией контроля на данном этапе развития образования становится функция управления как со стороны учителя, так и со стороны обучащихся.
Начинать «передачу» контрольно-оценочного механизма из рук учителя в руки обучащихся следует начинать уже в начальной школе.
3 Слайд. Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным.
4 Слайд. А что же такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это “разговор с самим собой”.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
5 Слайд. Она помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
6 Слайд. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
7 Слайд. При взаимодействии с обучащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
8 Слайд. а) индивидуальная– формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
9 Слайд. б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. (“Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ....(имя)” “Какую помощь в работе оказал... (имя)”)
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
10 Слайд. Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная- проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
11 Слайд. Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока.
12 Слайд. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности.
Этап учебной деятельности | Цель | Содержание | Варианты вопросов |
Этап организационного момента и целеполагания | обеспечивает побуждение учащихся к деятельности | выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. | Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. С чего вы начнёте? |
На этапе актуализации ЗУН учащихся | Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности | каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания | |
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия | Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. | самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности | Как поможет вам работа в парах? |
На завершающем этапе | Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой | Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. | - Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». |
Возможные варианты организации рефлексии
на разных этапах урока
13 Слайд. Карта самооценки по видам деятельности
на уроке обучающегося______ класса______________________
Критерии оценки Виды деятельности | Очень хорошо | Хорошо | Плохо |
Познавательная активность на уроке | |||
Работа в группе | |||
Коллективная работа | |||
Самостоятельная работа | |||
Работа в парах | |||
Тестирование |
14 Слайд. «Лист самоконтроля»
Ведется на протяжении всего урока.
15 Слайд. Этот лист самоконтроля применяли в групповой работе на уроке Окружающего мира по теме «Разнообразие веществ». Обучающие на практической работе доказывали наличие йода в продуктах. Командир группы заполнял лист.
Оценочный лист _____ группы.
Критерии оценивания | плохо | средне | отлично |
1. Правильность выполнения. | |||
2. Дружелюбность, сплоченность | |||
3. Эмоциональное отношение (понравилась ли работа, довольны ли?) |
Вам нужно будет оценить работу своей группы,
отметьте «+»
Подведение итогов совместной деятельности
и деятельности каждого участника:
- какова была цель – достигнута ли она;____________________________________
- кто и как в группе работал; _____________________________________________
- кто внёс наибольший вклад;_____________________________________________
- почему было трудно работать;___________________________________________
- соблюдалось ли правило групповой работы;_______________________________
- как вырабатывали общее мнение.________________________________________
16 Слайд. «Лист самооценки» (Расставьте стрелочки)
Фамилия, имя ученика_____________________________
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с творческой работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, группы). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Я» 0________10
«Мы» 0________10
«Дело» 0________10
17 Слайд. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
18 Слайд. Существует рефлексия настроения и эмоционального состояния
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. Что можно применять?
19 Слайд. Эмоционально – художественная рефлексия.
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Эмоционально – музыкальная рефлексия.
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
Вербальные техники:
20 Слайд. “По выбору”
Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре “Съедобное- несъедобное”), предоставляя таким образом возможность высказаться каждому участнику. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям.
Ребятам задается такой вопрос: “Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...”:
- Исправил...
- Сделал...
- Добавил...
- Похвалил...
Невербальные техники:
Преимущества использования невербальных техник заключается в том, что каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение.
Недостаток техники – это отсутствие живого общения.
«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на «+», «-», «?» или индивидуально письменно.
«+» | «–» | «?» |
|
|
|
В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу «–» обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу «интересно» (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами обучающихся.
Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
21 Слайд. «Карта настроения»
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
Рефлексия деятельности
Современные технологии предполагают, что обучающийся должен осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
Самооценка активности на каждом этапе урока
“ Лесенка успеха”.
Нижняя ступенька, у “человечка” руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у “человечка” руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у “человечка” руки подняты вверх - мне всё удалось;
22 Слайд. “Дерево успеха” - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
23 Слайд. “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
“Поляна”. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
“Закрой глаза”. Обычно предлагается делать в конце урока.
Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:
- Что нового я узнал сегодня на уроке?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
24 Слайд. “Светофор”
Дети сигналят карточками:
- Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
- Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
- Красной – дело не понравилось, скучно.
25 Слайд. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:
Прием незаконченного предложения.
- Сегодня на уроке я....
- Научился...
- Было интересно..
- Было трудно...
- Мои ощущения...
- Этот урок дал мне для жизни....
- Больше всего понравились задания...
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало.
«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
“Мудрые совы”: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:
- “ + ” - знаю,
- “ - ” - не знаю,
- “ ! ”- узнал новое,
- “ ? ” - удивило
После работы с текстом задаю вопросы:
- Выберите ту информацию, которая вам знакома.
- А какая информация ранее была неизвестна?
- Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?
- У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
- Что бы вы еще хотели узнать?
Приём: “Конкурс шпаргалок”
Описание: Участники за определенное время (5 минут, например)должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, "запротоколировать" наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.
Такой прием можно использовать на уроке любого предмета.
”Слон”
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.
«Комплимент»
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
26 Слайд. «Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Литература
1. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста . Новосибирск, 1984. – С. 100-102.
2. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1993..
3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10.
4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 20-26.
5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
6. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
7. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114.
8. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974г
9. Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? / В.Б. Новичков // Педагогика. – 1988.-№8. –С.6-8
10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды .- М.: Педагогика, 1989. с. 81.
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996
12. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал.-2000.-№4.
13. Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008
Мастер класс «Уборка в доме»
Цель:
Выяснить получить обратную связь от коллег от прошедшего заседания, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Время: 15 мин.
Численность: Все коллеги
Материал: три листа большого формата с картинками- чемодан, мусорная корзина, мясорубка, фломастеры, цветные листочки.
Проведение:
К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме : Приёмы формирования УУД
В презентации раскрывается понятие УУД, описаны их виды, введено понятие о педагогических технологиях в широком смысле, раскрыто понятие технологии развития критического мышления (RWSt), перечислены п...
Формирование рефлексии как составляющей УУД
Основной задачей начальной школы является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то ест...
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
В этой статье я делюсь опытом своей работы по совершенствованию каллиграфических навыков у детей с ОВЗ....
приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...
Приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся.
материал подготовлен для ШМО...
Тезисы к выступлению и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"
Тезисы к выступлению на окружной конференции и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"...
Использование приемов для формирования рефлексии деятельности
Методические разработки по использованию приемов для формирования рефлексии деятельности...