Мастер-класс "Учёт особенностей типов интеллекта на разных этапах урока"
методическая разработка на тему
Мастер-класс проводился для учителей начальной школы. На нем были показаны разные приемы работы на этапах изучения нового материала и закрепления изученного с учетом особенностей типов интеллекта обучающихся в соответствии с теорией множественного интеллекта Говарда Гарднера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мастер-класса | 99 КБ |
Задания для групп | 50.5 КБ |
Анкета для определения типа интеллекта | 490.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
учителя начальных классов
МАОУ «СОШ №40» г. Перми
Трофимовой Ольги Сергеевны
«Учет особенностей типов интеллекта
на разных этапах урока»
Цель мастер-класса: знакомство с технологией работы на уроке, учитывающей особенности типов интеллекта обучающихся.
Практическая значимость: умение использовать знание типов интеллекта для достижения образовательных результатов на уроках в начальных классах.
Задачи:
- познакомить участников с теорией множественного интеллекта Г. Гарднера;
- показать практическую значимость использования данной теории на уроках в начальной школе для достижения образовательных результатов.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, чистые листы, фломастеры, фигурки животных, очки, указка...
Предполагаемый результат:
а) участники мастер-класса получат знания Теории множественного интеллекта Говарда Гарднера;
б) смогут использовать приобретенные знания и приемы в практико-ориентированной деятельности.
Подготовка кабинета: класс разделен на 8 центров по типам интеллекта. В каждом центре на столе лежат необходимые для работы предметы и инструменты.
1) «Математики» - листы, ручки.
2) «Поэты» - листы, ручки.
3) «Спортсмены» - мяч, коробка с манной крупой.
4) «Артисты» - очки, указка.
5) «Натуралисты» - игрушки животных (кот, собака).
6) «Музыканты» - музыкальные инструменты.
7) «Художники» - листы, фломастеры.
8) «Индивидуалисты» - листы, ручки.
Ход мастер – класса:
1.Оргмомент
Педагоги, заходя в класс, по желанию выбирают себе место
в любой из восьми зон.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
2. Мотивация к мастер-классу.
Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма о том, как на Земле появляются дети (мультфильм студии Ex.et.).
(просмотр отрывка)
Да, наверное, очень легко жить на той планете, где всё по плану, без отклонений от общего распорядка, совсем нет неожиданностей. Но именно у нас, на Земле, по замыслу авторов мультфильма все дети рождаются разные, каждый со своими особенностями и способностями. И задача нас – родителей и педагогов – увидеть эти особенности и помочь им развиться. А индивидуальные особенности ребёнка можно и нужно использовать в обучении и воспитании.
С прошлого года я использую в своей работе знания теории множественного интеллекта, которую разработал американский психолог Говард Гарднер. В своей книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта» (1983 г.) он говорил о том, что у людей встречаются различные виды интеллекта, а не только хорошо изученный и диагностируемый так называемый IQ-интеллект.
Виды интеллекта по Говарду Гарднеру:
- Пространственный
- Вербальный
- Логико-математичекий
- Телесно-кинестетический
- Музыкальный
- Межличностный
- Внутриличностный
- Натуралистический (последний)
Особенности каждого вида интеллекта я использую как при изучении нового материала, так и на этапах отработки навыка в процессе групповой и индивидуальной работы с детьми.
3. Практико-ориентированная деятельность
Сейчас я предлагаю вам на 15 минут стать моими учениками на уроке русского языка. Тема урока – «Правописание приставок с гласными А и О». Цель – закрепление нового материала.
Вы оказались в разных группах, но задание у вас будет одно – правильно вставить в слова пропущенные гласные буквы.
Задания группам (карточки в Приложении 1):
1) «Математики»
На карточке – слова с пропущенными буквами в приставке. Нужно вставить пропущенную букву, выделить приставку и соединить слово с соответствующей приставкой. Сосчитать, сколько гласных О и сколько гласных А вы вставили.
2) «Поэты»
На карточке - строчки стихотворения, где есть слова с пропущенными буквами в приставках. Строчки перепутаны. Нужно вставить пропущенные буквы, выделить приставки и переставить строки, чтобы получилось стихотворение. Полученное стихотворение прочесть.
3) «Спортсмены»
На карточке - слова с пропущенными буквами в приставке. Нужно вставить пропущенную букву, а на манке написать данную приставку и показать О и А средствами логоритмики.
4) «Артисты»
На карточке - слова, с пропущенными буквами в приставке. Нужно выбрать одного из участников на роль «учителя». Он надевает очки, берёт указку и просит кого-нибудь из остальных ребят написать одно из представленных слов на доске мелом, выделяя приставку. Затем роль учителя выполняет следующий ученик и т.д.
5) «Натуралисты»
На карточке – текст о животных, в котором есть слова, с пропущенными буквами в приставке. Нужно вставить пропущенные буквы, выделить приставки, прочитать слова от лица игрушки-животного, выделяя голосом приставку.
6) «Музыканты»
На карточке – строчки из песни (переделанные), в которых есть слова с пропущенными буквами в приставках. Нужно вставить пропущенные буквы, выделить приставки, пропеть данную песню вместе со всеми. (Текст песни представлен на слайде.)
7) «Художники»
На карточке - слова с пропущенными буквами в приставке. Нужно вставить пропущенные буквы, соединить слово с приставкой. Напечатанным отдельно приставкам придать образ: с буквой О – поющая или удивляющаяся, А – улыбающаяся акробатка (или свои образы).
8) «Индивидуалисты»
На карточке - слова с пропущенными буквами в приставке. Нужно самостоятельно вставить пропущенную букву, выделить приставку. Можно пользоваться памяткой. В конце – оценить свою работу по критерию «аккуратность».
Работа в группах
А теперь давайте проверим, что у нас получилось.
Сначала посмотрим на экран и проверим слова, которые были на карточках «Математиков», «Спортсменов», «Артистов» и «Художников».
На слайде слова. «Дети» озвучивают свои ответы, вслед за ними появляются вставленные буквы.
«Математики» поводят итог – говорят, сколько слов получилось с гласной О, сколько – с гласной А.
«Художники» показывают свои образы приставок.
«Индивидуалисты» после самопроверки сдают свои работы учителю.
Ребята из группы «Натуралисты» читают свой текст от лица животного, выделяя голосом приставки.
«Музыканты» проверяют на слайде, какие они буквы вставили, затем поют эти строчки из песни. (физ.минутка для всех)
Группа «Поэты» зачитывает получившееся стихотворение, сравнивают его со стихотворением на слайде.
А теперь давайте все вместе ещё раз прочитаем, как пишутся слова с гласными А и О в приставках.
Все зачитывают стихотворение «поэтов»:
Обдумать, проверить, дополнить – легко.
В этих приставках пишу букву О.
Запомните надпись вы навсегда –
В этих приставках нужна буква А!
Надеюсь, приставки теперь не будут путать вас, а вы не будете путать приставки!
4. Рефлексия
Такое распределение ребят по группам стало возможным после того, как я провела анкетирование детей и родителей. После него класс был распределён на 6 групп (отдельно не были выделены группы межличностного и внутриличностного интеллекта). В кабинете дети сидят по группам в соответствии со схемой (Приложение 2).
Ребятам нравится заниматься разными видами деятельности, предложенными мной в соответствии с особенностями их группы, но бывают уроки, когда все дети выполняют задания каждой группы, проходя по так называемым образовательным Центрам.
Использование особенностей разных типов интеллекта на этапе объяснения нового материала и на этапе отработки навыка помогает детям лучше понять материал, запомнить изученные правила, выучить формулы, слова, таблицу умножения и т.д. Примером этому может послужить проверочные срезы, которые я проводила до таких уроков и после них. Сравнительный анализ результатов можно посмотреть в таблице. (Приложение 3)
А теперь я готова ответить на ваши вопросы.
Вопросы участников мастер-класса.
5. Подведение итогов
Мы знаем, все мы разные –
Кто любит петь, а кто рисует,
Один всегда сидит один,
Другой – всю жизнь танцует.
И дети в классе тоже неспроста
Не всё одинаково воспринимают.
Как здорово, когда учителя
Всё это тоже понимают!
Я рада, если вам был полезен мастер-класс. Спасибо за внимание!
Приложение 1
«Математики»
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки и соедините слова с соответствующей приставкой.
пр_гулка | ПО |
н_дпись | ДО |
_бговорили | ЗА |
п_думать | НАД |
_тгадаем | ПРО |
н_рисовать | ОБ |
д_решаем | НА |
з_готовка | ОБО |
_смотр | ОТ |
об_шёл | О |
Сосчитайте, сколько гласных О и сколько гласных А вы вставили:
О - А -
«Поэты»
Прочитайте строки стихотворения, они перепутаны. Вам нужно вставить пропущенные буквы, выделить приставки и переставить строки так, чтобы получилось стихотворение.
_бдумать, пр_верить, д_полнить – легко.
В этих приставках нужна буква А!
З_помните н_дпись вы н_всегда –
В этих приставках пишу букву О.
«Спортсмены»
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. На манке напишите данную приставку (каждому по две приставки).
Пр_гулка, н_дпись, _бговорили, п_думать, _тгадаем, н_рисовать, д_решаем, з_готовка, _смотр, об_шёл.
«Артисты»
Вам нужно выбрать одного «учителя». Он надевает очки, берёт указку и просит любого из остальных ребят написать одно слово на доске мелом, выделяя приставку и подчёркивая гласную в ней. Затем роль учителя выполняет следующий ученик и т.д.
Пр_гулка, н_дпись, _бговорили, п_думать, _тгадаем, н_рисовать, д_решаем, з_готовка, _смотр, об_шёл.
«Натуралисты»
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. Прочитайте эти слова от лица игрушки-животного, выделяя голосом приставку.
Друзья котёнок и щенок п_шли пр_гуляться. Щенок п_длез под забор и н_скочил на колючий кустарник. Он з_шиб лапку. Щенок з_скулил и _близал ранку. Котёнок п_жалел друга, н_дломил котлетку и угостил его. Щенок _ткусил кусочек и п_благодарил друга.
«Художники»
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки и соедините слова с соответствующей приставкой.
пр_гулка | ПО |
н_дпись | ДО |
_бговорили | ЗА |
п_думать | НАД |
_тгадаем | ПРО |
н_рисовать | ОБ |
д_решаем | НА |
з_готовка | ОБО |
_смотр | ОТ |
об_шёл | О |
Придайте приставкам образ: с буквой О – поющая или удивляющаяся, А – улыбающаяся акробатка (или свои образы).
«Музыканты»
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки, попробуйте спеть песню (на мотив «Чему учат в школе»).
Пр_бежал, п_шёл, д_стал,
П_дготовил, _т_звал -
Все приставки мы сегодня изучаем.
З_гадали, н_мели,
Н_дписали, _бвели –
Букву О и букву А мы различаем.
«Индивидуалисты»
Вставь пропущенные буквы, выдели приставки.
Пр_гулка, н_дпись, _бговорили, п_думать, _тгадаем, н_рисовать, д_решаем, з_готовка, _смотр, об_шёл.
Можно пользоваться памяткой:
1. Определи, какая приставка в слове.
2. Если приставка ПО-, ПОД-, ПРО-, ДО-, О-, ОТ-, ОБ- – пиши букву О.
3. Если приставка ЗА-, НА-, НАД- – пиши букву А.
Приложение 2.
Распределение учащихся по группам
Лингвисты
| Математики
|
Визуалы
| Кинестетики
|
Музыканты
| Натуралисты
|
Посадка учащихся в классе
Афанасьев Саша | Вахрушева Алиса | ||||
Сергеева Маша | Путинцева Анжелика | Никулина Алина | Кухар Настя | Подъянова Ксюша | Антонов Миша |
Половина Настя | Колчанова Лисса | Пешин Дмитрий | Дегтярёв Саша | Чадова Катя | Тутынина Ксюша |
Неволина Вика | Шатунова Лера | Герасимишин Илья | Миков Костя | Аликина Соня | Байбуров Миша |
Силкина Варя | Аликина Маша | Печенкин Ярослав | Огородов Игорь | Дёшин Алёша | Брезгин Кирилл |
Дидилика Ярослав | Зеленковская Софья | Береснев Максим | Ипатов Дмитрий | Борознов Стас | Дягилев Вова |
ДОСКА
Приложение 3.
Сравнительная таблица результатов проверочных работ
Результат до урока с использованием особенностей разных видов интеллекта | Результат после урока с использованием особенностей разных видов интеллекта | |
Правописание приставок с гласными А и О | ||
Успеваемость: | 66% | 94% |
Качество: | 31% | 77% |
Нахождение периметра и площади | ||
Успеваемость: | 64% | 94% |
Качество: | 25% | 84% |
Смысл действия деления с остатком | ||
Успеваемость: | не проводила, т.к. был | 94% |
Качество: | урок по новой теме | 84% |
Предварительный просмотр:
«Математики»
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки и соедините слова с соответствующей приставкой.
пр_гулка | ПО |
н_дпись | ДО |
_бговорили | ЗА |
п_думать | НАД |
_тгадаем | ПРО |
н_рисовать | ОБ |
д_решаем | НА |
з_готовка | ОБО |
_смотр | ОТ |
об_шёл | О |
Сосчитайте, сколько гласных О и сколько гласных А вы вставили:
О - А -
«Поэты»
Прочитайте строки стихотворения, они перепутаны. Вам нужно вставить пропущенные буквы, выделить приставки и переставить строки так, чтобы получилось стихотворение.
_бдумать, пр_верить, д_полнить – легко.
В этих приставках нужна буква А!
З_помните н_дпись вы н_всегда –
В этих приставках пишу букву О.
«Спортсмены»
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. Каждую вставленную букву изобразите. На манке напишите данную приставку (каждому по две приставки).
Пр_гулка, н_дпись, _бговорили, п_думать, _тгадаем, н_рисовать, д_решаем, з_готовка, _смотр, об_шёл.
«Артисты»
Вам нужно выбрать одного «учителя». Он надевает очки, берёт указку и просит любого из остальных ребят написать одно слово на доске мелом, выделяя приставку и подчёркивая гласную в ней. Затем роль учителя выполняет следующий ученик и т.д.
Пр_гулка, н_дпись, _бговорили, п_думать, _тгадаем, н_рисовать, д_решаем, з_готовка, _смотр, об_шёл.
«Натуралисты»
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. Прочитайте эти слова от лица игрушки-животного, выделяя голосом приставку.
Друзья котёнок и щенок п_шли пр_гуляться. Щенок п_длез под забор и н_скочил на колючий кустарник. Он з_шиб лапку. Щенок з_скулил и _близал ранку. Котёнок п_жалел друга, н_дломил котлетку и угостил его. Щенок _ткусил кусочек и п_благодарил друга.
«Художники»
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки и соедините слова с соответствующей приставкой.
пр_гулка | ПО |
н_дпись | ДО |
_бговорили | ЗА |
п_думать | НАД |
_тгадаем | ПРО |
н_рисовать | ОБ |
д_решаем | НА |
з_готовка | ОБО |
_смотр | ОТ |
об_шёл | О |
Придайте приставкам образ: с буквой О – поющая или удивляющаяся, А – улыбающаяся акробатка (или свои образы).
«Музыканты»
Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки, попробуйте спеть песню (на мотив «Чему учат в школе»).
Пр_бежал, п_шёл, д_стал,
П_дготовил, _т_звал -
Все приставки мы сегодня изучаем.
З_гадали, н_мели,
Н_дписали, _бвели –
Букву О и букву А мы различаем.
«Индивидуалисты»
Вставь пропущенные буквы, выдели приставки.
Пр_гулка, н_дпись, _бговорили, п_думать, _тгадаем, н_рисовать, д_решаем, з_готовка, _смотр, об_шёл.
Можно пользоваться памяткой:
1. Определи, какая приставка в слове.
2. Если приставка ПО-, ПОД-, ПРО-, ДО-, О-, ОТ-, ОБ- – пиши букву О.
3. Если приставка ЗА-, НА-, НАД- – пиши букву А.
«Индивидуалисты»
Вставь пропущенные буквы, выдели приставки.
Пр_гулка, н_дпись, _бговорили, п_думать, _тгадаем, н_рисовать, д_решаем, з_готовка, _смотр, об_шёл.
Можно пользоваться памяткой:
1. Определи, какая приставка в слове.
2. Если приставка ПО-, ПОД-, ПРО-, ДО-, О-, ОТ-, ОБ- – пиши букву О.
3. Если приставка ЗА-, НА-, НАД- – пиши букву А.
«Индивидуалисты»
Вставь пропущенные буквы, выдели приставки.
Пр_гулка, н_дпись, _бговорили, п_думать, _тгадаем, н_рисовать, д_решаем, з_готовка, _смотр, об_шёл.
Можно пользоваться памяткой:
1. Определи, какая приставка в слове.
2. Если приставка ПО-, ПОД-, ПРО-, ДО-, О-, ОТ-, ОБ- – пиши букву О.
3. Если приставка ЗА-, НА-, НАД- – пиши букву А.
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Прошу Вас пройти самотестирование для дальнейшего распределения по группам. В третьей колонке нужно выбрать те действия и качества, которые для Вас наиболее свойственны. Тип интеллекта с большим количеством выборов – Ваш тип. В соответствии с ним нужно выбрать группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...
Примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока математики.
Как можно использовать наглядно-дидактический и игровой материал при проверке домашнего задания, проведении устного счёта, повторении и закреплении пройденного, для организации контроля и самоконтроля...
Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах специальной школы 8 вида.
Практика работы в специальной (коррекционной) школе указывает на то, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недост...
Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.
Автор работы: Суркина Л.Н. Зверева Т.А.Мы ищем Кляксу.Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русс...
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...
Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Пояснительная записка к методической копилке «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса "ОРКСЭ"
В данном пособии приводятся примеры использования приема фишбоун на разных этапах уроков ОРКСЭ (4 класс)....