Программа внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности "Курс развития творческих способностей". Общеинтеллектуальное направление. Расчитана на 4 года
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Кирова Калужской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
(срок реализации – 4 года)
Программа разработана
учителем начальных классов, педагогом психологом
МКОУ «СОШ №2»:
Н,П, Федотовой.
г.Киров
2015г.
Пояснительная записка Главной задачей обучения детей в школе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка Обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно ориентированным. Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая должна начинаться с начальной школы. Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан курс «Развитие творческих способностей» Курс «Развитие творческого мышления» базируется на подходах и стратегиях развития творческого мышления по Дж. Гилфорду и Дж. Рензулли с введением элементов учебной деятельности таких как:
- планирование
- моделирование
- оценка
- рефлексия
и сочетанием индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Цель курса: системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей
Задачи:
- противопоставление конвергентного и дивергентного мышления;
- помощь ребятам в выражении себя через создание различных творческих работ;
- способствование развитию мышления;
- воплощение детьми своих творческих идей в индивидуальной, парной и групповой работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс развития творческих способностей включает в себя специально подобранные и расположенные в определенной последовательности упражнения и задания. Все задания могут выполняться как с помощью письма, так и рисования, поэтому они доступны даже для тех детей, которые еще не полностью овладели навыками письма. Так же на занятиях дети выполняют творческие работы, разыгрывают сценки. Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс состоит из 4 независимых выпусков. Наиболее эффективна работа со всеми четырьмя выпусками Курса последовательно. Каждый выпуск Курса содержит в 1 классе 33 урока — по одному уроку в неделю на весь учебный год, во 2,3,4классах 34 урока. При этом количество занятий может быть увеличено за счет дополнительных заданий, предлагаемых в описании каждого урока.
Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно – деятельностного подхода
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
Планируемые результаты.
В результате проведения указанного курса у детей формируются следующие умения, навыки, способности:
- аккуратность
- скорость выполнения задания
- степень точности и подробности ответа
- степень соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях)
- оригинальность суждений
- необычность
- детальность разработки
- способности к самооценке
В процессе выполнения заданий курса у детей развиваются такие качества как:
беглость – способность быстро генерировать поток идей, решений и т.д;
гибкость – навык применения разнообразных подходов и стратегий при решении задач;
оригинальность – способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;
способность к детальной проработке – это способность развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать идеи, сюжеты и рисунки.
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
- При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
- Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
- Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
Следует отметить, что качества, навыки и умения, приобретенные в ходе занятий по этой программе, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Метод мозговой атаки. | 14 |
3 | Метод обратной мозговой атаки. | 14 |
4 | Синектика. | 18 |
5 | Метод контрольных вопросов. | 16 |
6 | Ассоциации и творческое мышление. | 14 |
7 | Морфологический анализ. | 14 |
8 | Метод фокальных объектов. | 14 |
9 | Алгоритм решения творческих задач. | 4 |
10 | Итоговое занятие. | 4 |
11 | Тестирование | 16 |
Итого: | 132 |
1 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | |
2,3 | Раздумье о словах | 2 | Создать в классе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением. | |
4,5 | От точки к точке | 2 | Развитие гибкости, беглости. Развитие способности классифицировать поведенческую информацию различными способами. | |
6,7 | Истории и сказки | 2 | Развитие вербальной беглости. Развитие способности придумывать тексты, соответствующие новым идеям | |
8,9 | Настроение | 2 | Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма | |
10,11 | Праздник | 2 | Развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями | |
12,13 | Рассказ по картинкам | 2 | Равитие способности создавать символические связи | |
14,15 | Что ты видишь? | 2 | Развитие вербальной беглости и гибкости | |
16,17 | Нарисуй лица | 2 | Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию | |
18,19 | Одежда | 2 | Развитие гибкости мышления | |
20,21 | О чем ты думаешь? | 2 | Развитие гибкости и оригинальности | |
22,23 | Забавы с геометрическими фигурами | 2 | Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементо | |
24,25 | Новая жизнь старых вещей | 2 | Развитие умения находить нестандартное решение | |
26,27 | Сочинение стихов | 2 | Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости | |
28,29 | Активные буквы | 2 | Развитие гибкости мышления | |
30,31 | Придумай животное | 2 | Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. | |
32 | Итоговое занятие Магическая дверь | 1 | ||
33 | Тестирование (Торренс) | 1 |
2 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 2 класс
№урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | |
2,3 | Рассуждение о вещах | 2 | Развитие беглости мышления. Развитие способности подбирать вещи в группу согласно их общим свойствам | |
4,5 | Что произойдет, если… | 2 | Развитие воображения и творческого мышления. Формирование представления об относительности размеров | |
6,7 | Головные уборы | 2 | Развитие творческого воображения. Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей. | |
8,9 | Письмо рисунками | 2 | Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма | |
10,11 | «Загогулина для рисунка» | 2 | Развитие способности к интегрированию частей в целое | |
12,13 | Что случилось? | 2 | Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке | |
14,15 | Что ты видишь? | 2 | Развитие вербальной беглости и гибкости | |
16,17 | Буквы и слова | 2 | Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию | |
18,19 | Тайные шифры | 2 | Развитие гибкости мышления | |
20,21 | Придумай значок | 2 | Развитие гибкости и оригинальности | |
22,23 | Волшебный бинокль | 2 | Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие фантазии и творческого мышления | |
24,25 | Фирменные знаки | 2 | Развитие умения находить нестандартное решение | |
26,27 | Диафильмы | 2 | Развитие способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости | |
28,29 | Причина для объединения | 2 | Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности классифицировать информацию разными способами | |
30,31 | Необычная сказка | 1 | Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям | |
32 | Рекламный щит | 1 | Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. | |
33 | Итоговое занятие давайте представим, что… | 1 | Развитиев оображения, фолрмирование навыка творческого сочинения | |
34 | Тестирование (Торренс) | 1 |
3 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 3 класс
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Цели и задачи |
1 | Вводное занатие | 1 | «Знаю-не знаю» интеллектуальная игра | |
2,3 | Невероятные ситуации | 2 | Развитие беглости и оригинальности. Развитие воображения и мышления | |
4,5 | Придумай слово | 2 | Развитие вербальной беглости. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма | |
6,7 | Найди подходящие слова | 2 | Развитие гибкости и оригинальности. Развитие способности подбирать более подходящие слова для выражения своих мыслей | |
8,9 | Если нельзя, но очень надо | 2 | Развитие гибкости и оригинальности. Развитие навыков работы методом «мозгового штурма | |
10,1 | Завершение фигуры | 2 | Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки | |
12,13 | Изменения и улучшения | 2 | Освоение метода «Мозгового штурма». Развитие способности к детальной разработке | |
14,15 | Эпитеты и сравнения | 2 | Развитие вербальной беглости и оригинальности. Развитие придумывать красочные эпитеты | |
16,17 | Смешение свойств | 2 | Развитие способности преобразовывать имеющуюся информацию | |
18,19 | Спрячь слово | 2 | Развитие гибкости мышления | |
20,21 | Как поднять другому настроение | 2 | Развитие беглости. Развитие способонсти придумывать способы улучшения настроения у окружающих | |
22,23 | Эмоции и настроения | 2 | Развитие вербальной гибкости и разработанности. Развитие способности классифицировать поведенческую информацию разными способами | |
24,25 | Кроссворды | 2 | Развитие умения находить нестандартное решение. Развитие фантазии и творческого мышления | |
26,27 | Газетный репортаж | 2 | Развитие способности создавать ряд рисунков,, действуя в ограниченных условиях. Создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации | |
28,29 | Придумай предложение | 2 | Развитие образной беглости и гибкости. Развитие способности организовывать отдельные слова в сложные идеи | |
30,31 | Гости с других планет | 2 | Развитие способности придумывать сказки, соответствующие новым идеям. Создание оригинальных сочинений | |
32 | Спрятавшиеся рисунки | 1 | Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. | |
33 | Незавершенные истории | 1 | Развитиев воображения, фолрмирование навыка творческого сочинения | |
34 | Тестирование (Торренс) | 1 |
4 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
- познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класс
№урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
1 | Вводное занятие. Тест способностей. | 1 | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры | |
2,3 | Что любит Пончик | 2 | Развитие беглости, гибкости Развитие способности квалифицировать поведенческую информацию различными способами | |
4,5 | Баллада о кроте | 2 | Развитие вербальной беглости Развитие навыков работы методом мозгового штурма | |
6,7 | Как продать старую шляпу и научиться мягким выражениям | 2 | Развитие способности разносторонне подходить к свойствам и характеристикам объектов. Развитие способности к преобразованию имеющейся информации | |
8,9 | Треугольный робот | 2 | Развитие невербальной гибкости и способности к детальной разработки. Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией | |
10,11 | Как из «мухи» сделать «слона» | 2 | Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях. Развитие вербальной беглости | |
12,13 | Слова-настроения или звуки Нового года | 2 | Развитие способности работать со словестными ассоциациями. Развитие способностей передавать чувства и настроения | |
14 | «Слово- ухо» | 1 | Развитие способности создавать символические связи между значениями слов и способом их написания | |
15 | Армия групп | 1 | ||
16,17 | ЧРВ или Ч(то) Р(ешила) В(орона) | 2 | Развитие вербальной беглости и гибкости | |
18,19 | Зимой и летом одним цветом | 2 | Развитие вербальной беглости и гибкости. Развитие умения находить нестандартные ответы | |
20,21 | Игра в прятки | 2 | Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке. Развитие способности к трансформации имеющихся объектов. | |
22,22 | Придумай ребус | 2 | Развитие гибкости мышления | |
23,24 | «Электропуговица» или как придумывать новые слова | 2 | Развитие придумывать новые слова соответствующие новым идеям. Развитие вербального воображения | |
25,26 | Образы-символы | 2 | Развитие невербальной разработанности. Развитие способности сосдавать отношения между образами и придуманными идеями | |
27,28 | Придумай заголовок | 2 | Развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу | |
29,30 | Подписи к карикатурам | 2 | Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале | |
31 | Поговорка дракона | 1 | Развитие гибкости и оригинальности | |
32 | Боевик «Красная шапочка» | 1 | Развитие оригинальности и разработанносит. Развитие воображения, формирование навыка творческого сочинения | |
33 | Итоговое занятие | 1 | ||
34 | Тестирование (Торренс) | 1 |
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.
К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.
Разработки тестов и некоторых занятий находятся здесь
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.
Материально-техническое обеспечение
- Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.
- В.Н.Дружинин Психология общих способностей.М.,1995
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфлрда и Дж.Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 – 60 с., иллюстр.
- 2. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников // Педагогика и психология. - 1998. № 10.
- И.Я.Лернер «Творческое развитие учащихся».-М.,1998 г.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор. Компьютер.
7. Интернет ресурсы: http://nachalka.info (ЦОР по всем школьным предметам),
http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...