Технология целостного мышления
статья на тему

Попова Людмила Александровна

Статья рассказывает о технологии целостного мышления и создании информационного и опорного образа самого понятия "целостное мышление" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_tselostnogo_myshleniya.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

В настоящее время перед всей образовательной системой стоит, прежде всего, задача сохранения и повышения качества усвоения  всё увеличивающегося объёма учебной информации за один и тот же период обучения. Одним из важных моментов в организации и методических решениях образовательной практики стало создание условий для реального сокращения временных затрат на изучение учебного материала.

Отсутствие стрессогенных факторов на уроках, положительный эмоциональный настрой детей и энергоёмкий способ работы с учебными мыслеобразами способствовали снижению их школьной тревожности, росту уверенности в своих силах, мотивации к обучению и, соответственно, качества предметных знаний.

Сейчас государство уделяет большое внимание развитию образования.

К сожалению, некоторые дети испытывают ряд трудностей в обучении. Кто-то переживает серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. У кого-то отсутствует мотивация учебного процесса. У некоторых школьников отрицательное отношение к учёбе в целом или к отдельным предметам возникает в силу высоких требований учебных программ.

В школе увеличился объём учебной информации. Кроме того, развитие компьютерной и телевизионной техники влечёт тоже увеличение количества информации, часть которой носит негативный характер. И некоторые ребята не способны справиться с этим информационным бумом.

Предмет тревоги также – здоровье учащихся. По статистике сегодня на 100 выпускников школ приходится 198 хронических заболеваний.

По оценкам специалистов, от 20%до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье учеников, напрямую связаны со школой; «здоровыми» могут быть признаны от 5 до 25% школьников. Минздравом РФ называются следующие  цифры: в начальной школе здоровы 11-32% детей,  в основной школе – 8%, в средней 5%.  При этом 79% школьников имеют пограничные нарушения психического здоровья. По данным Института возрастной  физиологии РАО, в школу приходят 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого года обучения их число увеличивается до 60% (а в школе ребёнок нередко проводит до 70% бодрствования).  За период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 3 раза – патология органов пищеварения. Причём отмечается высокая степень зависимости роста отклонений в состоянии здоровья  обучаемых от стиля взаимодействия педагога с детьми, от объёма интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузкой и переутомлением (7; 2003. - с.21).

     Актуальность темы обусловлена тем, что данная технология здоровьесберегающая.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) предпринял попытку разработки педагогической науки, полностью основываясь на принципе природосообразности. Он создал фундаментальный труд “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии”, в котором описал физиологические законы деятельности человеческого организма и обусловленные ими психические процессы и явления. Ушинский стремился в самой природе человека почерпнуть громадные средства воспитания. Он указывал, что “дети мыслят формами красками, звуками, ощущениями вообще”.  В педагогической системе Ушинского наиболее разработанными являются психологические основы обучения. Он считал, что доступность и посильность обучения определяется психологическими особенностями, характерными для данного возраста.

Очень интересен взгляд на организацию образовательного процесса, предложенный выдающимся научным деятелем Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907). Он считал, что цель образования состоит в развитии личности учеников, росте их сознательного отношения к окружающему миру, формирования у них “наблюдательности, внимания,   обсуждения   и   трудолюбия”.  

Главным отличием технологии целостного развития мышления является  раскрытие  внутренних  ресурсов  личности  ученика,  выявление  уже  заложенных  в  ней  потенциальных  возможностей.  Суммируясь  в  личности  ученика,  эти  ресурсы  увеличивают  его  творческий  потенциал.  Основной  характеристикой    является   соответствие  природе  человеческого  восприятия,  экологическая  чистота,  нацеленность  на  раскрытие  высшего  «Я»  учителя  и  ученика  через  их  творческое  взаимодействие  по  всем  каналам  восприятия.

Школам следовало бы помогать детям заглядывать внутрь себя и из - под познания себя выводить набор ценностей. Однако в наших школах сегодня не учат ценностям.

Цель исследования:

- выявить особенности преподавания технологии развития целостного мышления на уроках русского языка;

           Задачи исследования:  

- выявить теоретические аспекты технологии целостного развития мышления;                    

- проследить возможности реализации технологии целостного развития мышления на уроках русского языка в школе.

 

I. История возникновения технологии развития целостного мышления.

Большое внимание вопросу о природосообразности уделяют наши соотечественники: Орлов А.Б., Мудрик А.В. Мудрик А.В.  пишет, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

          Одна из стратегических задач технологии развития целостного мышления - тренировка и развитие природного метода мышления образами, т.е. воспитание природосообразного (естественного) мышления.

Использование знакомых каждому человеку природных образов позволяет сразу использовать полученную информацию как инструмент общения и деятельности. Работа с природными образами через ассоциацию учит отыскивать аналогии в природе. Такие инструменты (образная модель) облегчают мышление и психическую деятельность через мыслеобраз.

Сторонники   технологии развития целостного мышления доказывают положительное влияние использования природных образов на личность уче-ника, но пока рассматривают их применение только в предметном преподава-

нии. Можно предположить, что использование природных образов даст поло-жительные результаты и в рамках социально-педагогических технологий.

В конце ХХ столетия в методической науке впервые была поставлена проблема использования в педагогическом процессе всех возможностей человеческого организма. Актуальность этой проблемы обусловлена реалиями современной действительности.

Сегодня происходят глубокие перемены в осознании человечеством окружающего мира. Под влиянием общего кризиса цивилизации, наступившего в ХХ столетии, наблюдается переоценка прежних образовательных традиций и методик.

В начале 90-х годов XX века представители педагогической науки вновь заговорили о необходимости использовать в педагогическом процессе такие методы, которые ориентируются на развитие целостного мышления человека, активизацию всех потенциальных возможностей личности.

Технология развития целостного мышления  представляет собой набор последовательных действий учителя и ученика, цель которых – сформировать, укрепить учебный мыслеобраз и развить у ученика навыки работы с ним. Она основана на принципах многоканального преподавания.

Задолго до появления технологии  развития целостного мышления  особенности воображения человека стихийно использовали в творческом процессе известные писатели, музыканты, учёные. О необходимости сочетания воображения и логического расчёта писал академик П.Л. Капица, К.Э.Циолковский имел привычку погружаться время от времени в углубленные переживания, совершая мысленные путешествия. Моцарту и Оффенбаху многие музыкальные произведения приходили как сон наяву.

Как показывает опыт, не только известные учёные и представители искусства обращались к образам в своей творческой работе, многие педагоги интуитивно пришли к пониманию необходимости использования образного видения материала, стараясь облегчить детям его усвоение. Привлечение личного жизненного опыта учащихся в осмысление новой информации давало замечательные результаты.

Таким образом, технология развития целостного мышления возникла как органичное следствие из развития философской, научной мысли, познавательной и педагогической практики. Появление ее продиктовано временем.

Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является её отличительной особенностью. Эта технология ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при её использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным.

Идея о необходимости обращения к образному мышлению высказывалась ранее как в дидактике, психологии, так и в методике преподавания различных предметов. Образное мышление входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности.

Среди западных педагогов, учёных прошлого, активно обосновывающих необходимость обращения к образному мышлению, следует выделить Я.А.Коменского, Ж-Ж Руссо, М.Монтессори, Г.Лозанова.

Так, Я.А. Коменский подчёркивал мысль о том, что, наряду со словом, и образ должен иметь большое значение в процессе обучения.

Болгарский ученый Г. Лозанов отмечал, что в большинстве случаев учебный процесс ориентирован на определённые функциональные структуры личности, связанные с логически формализованным, неэмоциональным, механическим преподаванием. Подобная организация не учитывает того, что разные части головного мозга, а также оба полушария всегда функционируют одновременно. Суггестопедия Г. Лозанова направлена на высвобождение потенциальных возможностей человека, при этом используется возможность учащихся не только к активному, но и к пассивному вниманию, особый акцент делается на образном мышлении.

Впервые в отечественной педагогике высказал мысль о целостном формировании человеческой личности в процессе её воспитания К.Д.Ушинский.

Таким образом, уже в ХIХ в. делались интуитивные попытки обосновать необходимость опоры на образ, систематизацию материала.

К сожалению, в начале ХХ в. основной акцент по-прежнему делался на развитие логического мышления школьников средствами предмета.

В середине ХХ века в результате интеграции различных наук, появления новых научных открытий активно заговорили о необходимости опоры при обучении на образную память учащихся, т.е. на развитие правого полушария головного мозга.

 Интенсивно стали развиваться эйдетические методики (от слова «эйдос», с греч. – образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении), а также множество авторских методик, направленных на визуализацию информации.

В методике преподавания русского языка стремление включить в процесс получения знаний образное, ассоциативное мышление прослеживается в работах О.В.Канарской, которая обосновала поисково-технологическую модель инновационного преподавания, где учитываются и рациональная, и эмоциональная стороны познания (4; 1998.).

Следует отметить, что многие авторы, говоря об образном мышлении в процессе преподавания, имеют в виду прежде всего использование различных видов наглядности. В инновационном преподавании у наглядности появилась новая функция - управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций.

         При этом в технологии развития целостного мышления ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создаёт в своём воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и накладывая на неё полученную от педагога учебную информацию в определённой алгоритмической последовательности.

Информация становится знанием, только когда она переживается, становится частью личного опыта. “Образное изложение делает предмет речи видным” – говорил еще Цицерон.

         И это возможно сделать в системе целостного развития мышления. Здесь приходит на помощь образ, известный ребенку с детства. Этот образ всегда должен быть привлекательным, добрым, а может быть и вкусным.

II. Теоретические аспекты технологии развития целостного мышления.

II. 1. Особенности технологии развития целостного мышления.

Технология развития целостного мышления объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное систематическое применение ассоциативных образов во всех учебных дисциплинах создает системное ассоциативное, то есть природосообразное мышление.

Самая важная задача природосообразной технологии развития целостного мышления – мотивировать целостное мышление у человека, ибо правильный  (сообразный природе) метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач.

      Согласно операциональной концепции интеллекта швейцарского психолога Жана Пиаже, любая информация в процессе восприятия проходит четыре естественных этапа:

IV.Лингвистический этап

III.Логический этап

II.Символьный этап

I.Сенсорно-моторный этап

    чувственное  

    восприятие

образное «свёртывание» чувственно - логической информации

Дискурсивно - логическое осмысление информации

аккомодация ин-формации в соз-нании через слово-образ, прорабо-танный на 1-3 этапах

(11; 1994).

Этот естественный путь прохождения информации приводит к формированию и аккомодации мыслеобразов – голографических микроструктур мышления.

При разработке методики, которая соответствовала бы природе человека, была вскрыта одна из причин трудностей в понимании и в восприятии информации учащимися: физиологически необходимый, сенсорно-моторный, этап восприятия информации в учебниках и практике классической педагогической науки в значительной мере отсутствовал. Теоретические сведения традиционно вводились описательным способом, следовательно, учащиеся воспринимали информацию, опираясь только на дискурсивно-логические возможности своего мозга. Вследствие такого подхода материал дробился на отдельные фрагменты, растягивался во времени. Формально-логический способ репрезентации сведений в учебниках зачастую приводил к потере интереса в изучении предмета - при избыточном, подробном и детальнейшем изложении материала.

При традиционном преподавании предлагаются готовые знания, основное внимание уделяется развитию логического мышления учащихся.

 При развивающем преподавании (а именно при проблемном) не сообщаются готовые знания, учитель предлагает учебно-проблемную задачу. Такое преподавание предполагает интенсивное развитие общих (интеллектуальных), специальных и творческих способностей учащихся. Однако не каждый человек может заниматься по этой системе. Инновационные системы преподавания ориентированы на личность ученика. Здесь выделяют технологическую модель (инновации-модернизации), поисковую модель (инновации-трансформации), поисково-технологическую модель (которая учитывает и рациональную и эмоциональную стороны познания). Технология развития целостного мышления относится к поисково-технологической модели инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной образной сферы учеников является её отличительной особенностью. Технология развития целостного мышления ориентирована на развитие целостного мышления человека, при её исполь-зовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает про-цесс преподавания результативным.

Технология развития целостного мышления органично объединила в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее. Однако дан-ная технология ориентирована на развитие целостного мышления человека, на формирование умения мыслить образами, т.е. естественным природным способом.

Представление об образном мышлении в современной психологии достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В реальном процессе мышления одновременно присутствует и «образная», и «понятийная» логика. Мыслеобраз, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает фрагменты бытия. В отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. При технологии целостного развития мышления ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создаёт в своём воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на неё полученную от педагога учебную информацию в строгой алгоритмической последовательности.

Технология развития целостного мышления является частью биоадек-ватной технологии,  разработанной и обоснованной академиком РАЕН Масловой Н. В. Эта технология представляет собой совокупность скоор-динированных действий, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по какой-либо учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.  В данной технологии  поставлена цель: смотивировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика. Необходимо также научить ученика пользоваться новым мыслеобразом, то есть сделать его творческой подвижной микрострукрурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов.   Целью препо-давательской деятельности является научение учащихся методике мышления мыслеобразами и создание цельной личностно-ориентированной системы мыслеобразов по конкретной дисциплине. Технология развития целостного мышления объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами.

Самая важная задача технологии развития целостного мышления - мотивировать биоадекватный метод мышления у человека, ибо правильный (сообразный природе) метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач. Правильный метод мышления важнее гигантских объёмов информации, ибо такой метод приводит к ценнейшим открытиям. Ещё в наставлении родителям и педагогам М.В. Ломоносов писал:

«Каждому … подобает знать, что школяр есть существо, которому надобно удивляться, как естеству необычному, оное желает выразить себя – «какой есть я!» Педагоги, работающие по технологии развития целостного мыш-ления, имеют возможность не просто удивляться каждому «естеству необыч-ному», они вооружают каждого ученика адекватным знанием механизма мышления человека и практическим умением работать в системе природо-сообразного здоровьесберегающего мышления» .

По форме данная технология-релаксационно-активная, в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария в состоянии покоя) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации). Биоадекватный метод состоит в разумном расчленении учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине. Так создаются естественные для человека условия, при которых оба полушария мозга активизируются. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности.

Взаимодействие правого и левого полушарий мозга приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии. В результате метод обеспечивает идеальную работу структур мозга и как следствие - нормальное физическое состояние учащихся. В процесс обучения вовлечены душа, тело, мозг посредством снятия любого негатива и подключения разных центров удовольствия.

Этапы технологии развития целостного мышления соответствуют этапам восприятия информации. Первым этапом является репрезентация информации. Цель этого этапа: введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося (сенсорно-моторный этап). Вторым этапом явля-ется восприятие информации. Цель этапа: вовлечение в работу разнообразных центров мозга (символьный этап). Третьим этапом является переработка (осмысление) информации. Цель этапа: понимание информации через логическое осмысление (логический этап). Четвёртым этапом является представление в слове. Цель этапа:  владение материалом (лингвистический этап). Пятым этапом является архивирование информации. Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж. Пиаже( 2; 220. - с.31).

В технологии развития целостного мышления формируются навыки работы с образом (выбор, представление, рисование, структурирование информации и размещение её на образе).

Осуществление выбора того или иного образа создаёт атмосферу интеллектуального поиска, инициирует навык самоорганизующейся духовной работы. Это глубоко воспитательная технология. Каждый акт выбора сопровождается принятием ответственности. При этом воспитательная функция технологии проявляется не как формальное запоминание, а личный творческий поиск, который воспитывает трудолюбие, инициативность, самоорганизованность, потребность в свободе выбора. Критерием эффективности технологии является прочность знаний, позитивный чувственно-эмоциональный эффект, социальное время. Опыт показал в среднем четырёхкратное сокращение времени при использовании этой методики.

На уроке с использованием технологии целостного развития мышления присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой и хорошо известны: 1. Приобретение знаний; 2. Формирование умения использовать знания; 3. Закрепление навыка использования знаний. Однако, эти педагогические этапы проходят в определённом режиме.

Первый этап (приобретение знаний) - проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией.

Второй этап (формирование умения использовать знания) - проходит в состоянии активности. Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слухо-вой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.

Третий этап (закрепление навыка использования знаний). Во время этого этапа происходит «отрыв» учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими (проверочными) повторениями и корректировкой примеров. Домашнее задание является продолжением третьего этапа. Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и расположить на нём полученную на уроке информацию. Опыт показывает, учащиеся любят создавать свои образы. Многие из них желают «одухотворить» образ или усложнить схему, используя дополнительный материал.

             После выхода в свет книги К. Прибрама «Языки мозга» (1975), учёные впервые открыто заговорили об ОБРАЗАХ как информационных свёртках, возникающих в процессе мышления (12; 1975).

             Информационный образ - это опорный образ, наполненный исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Он начинает учебную тему, является первой частью урока. Информационный образ, благодаря своей доступности, делает визуально доступным логическое и структурное поле учебной информации,  опосредованное им. Он играет роль знака. Символ нельзя расшифровать только рассудком. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. По меткому выражению Ж. Пиаже ассоциативные корни мышления глубже логических. В ассоциации мы обнаруживаем синтез логического и эмоционального, т. е. целостность мышления. Поиск информационного образа нацелен не только на поиск аналогии по форме, цвету, движению, функции. Часто гораздо большее значение имеет запах, вкус, цвет. Например, для темы «Прилагательное в русском языке» - информационный образ  «Яблоко» - выбрано красное, сочное, крымское яблоко. Этот информационный образ в первую очередь вызывает обонятельные и вкусовые ощущения, поскольку в этой теме важно ощутить обязательность вопроса, КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ? – ВКУСНОЕ, СПЕЛОЕ, ДУШИСТОЕ.

Информационный образ с точки зрения психологии. Процесс воспри-ятия информации строится на психологической основе – так называемого личного опыта (памяти). Личность способна идентифицировать инфор-мацию, сравнив её с тем, что есть в опыте и мгновенно (на уровне сознания или подсознания) принять или отвергнуть её. При этом, говоря о личном опыте, мы имеем ввиду как практический, так и духовный опыт (мечты, фантазии, устремления личности). Согласно теории метафор, принятие или непринятие информации происходит из какой – либо актуальной потреб-ности индивида, которую он интуитивно оценивает. Эта оценка порой не мо-жет быть осознана индивидом. Индивид может ощущать прилив энергии, покраснение частей тела, изменение температуры, но никак не может объяс-нить причину принятия или непринятия той или иной метафоры, заключён-ной в образе, символе, информационном образе. Индивид принимает мета-фору, заключённую в информационном образе, если она есть в его позитив-ном опыте, в том числе и в опыте мечты, фантазии, и он не боится её при-нять. Если же он имел негативный опыт или не имел его вовсе, то индивид отвергает метафору, заключённую в информационном образе, либо оцени-вает возможность перспективы после её принятия. Иногда индивид боится последствий принятия тех или иных метафор и из-за этого отвергает их. Обращение к опыту природы приемлемо большинством людей и способно гармонизировать душу человека. Поиск информационных образов в мире природы этичен по отношению к большинству людей, т.к. «уравнивает» их в опыте и создаёт психологические основания для принятия информацион-ного образа.

Общее образа и информационного образа:

- запечатлевается понимание одновременности образа и смысла учебной  информации;

- происходит поиск истины через подбор аналогии для новой информации – метафорический поиск с целью овеществления мысли.

Отличия образа и информационного образа:

Образ

Информационный образ

- форма отражения материального или идеального объекта или явления в сознании человека, возникающая в условиях практики и познания, на основе и в форме знаков;

- субъективен и возникает в мозгу;

- обладает энергией и векторной динамикой;

- голографичен;

- многозначен, т.е. может использо-ваться личностью в зависимости от различных ситуаций

- опорный образ, наполненный исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке;

- «включает» все каналы восприятия, опираясь на личный опыт учащегося или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного);

- создаётся учеником или учителем в качестве визуальной помощи мысли;

- играет роль знака, в нём схвачена сущность учебного материала;

- двумерный (неголографичный);

- делает визуально доступным логи-ческое и структурное поле учебной информации опосредованное им;

- играет важную роль: начинает учебную тему, является первой частью урока (первой свёрткой информации), также связывает и другие части урока

(2; 2006. - с.28).

II. 2. Место технологии развития целостного мышления в системе традиционных, развивающих и инновационных методов преподавания.

На современном этапе учёные выделяют традиционное, развивающее и инновационное системы преподавания.

При традиционном преподавании учащимся предлагаются готовые задания, основное внимание уделяется развитию логического мышления школьников.

Развивающее преподавание предполагает интенсивное развитие общих (интеллектуальных), специальных и творческих способностей учащихся.

             В рамках развивающего преподавания выделяют проблемное, которое связано с формированием творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

             Методика проблемного преподавания была создана в середине 80-х годов ХХ века по различным школьным предметам (Скаткин  М.Н., Лернер Н.Я. (1968), Матюшкин А.М. (1972), Махмутов М.И. (1975), Кудрявцев В.Т. (1975), Ильина Г.А. (1976), Брушлинский А.В. (1983), Ильинская И.А. (1985) и др.). Проблемное преподавание характеризуют как целостную систему, основанную на закономерностях творческого усвоения знаний, принципе противоречия, теории мышления как продуктивного процесса поиска и открытия нового, как систему, основанную на идеях активизации знания. Главной единицей проблемного преподавания является проблемная задача. При этом значительная часть знаний добывается учеником самостоятельно, благодаря чему формируется теоретическое мышление.

      Если сравнивать  схемы традиционного и проблемного преподавания, то очевидно явное преимущество последнего, так как учитель здесь не сообщает готовые знания, а ставит учебно-проблемную задачу. Но  по этой системе не каждый ученик может успешно учиться. Это объясняется тем, что подобный процесс преподавания ориентируется  лишь на возможности логического мышления школьников, при этом не учитывается тот факт, что у многих школьников образное мышление развито лучше логического ( а у учащихся начальной школы преобладает образное мышление), а поэтому они не могут в полной мере продуктивно включиться в учебный процесс.

     В этой связи в методике последних лет все активнее стали развиваться инновационные системы преподавания, которые в большей степени личност-но-ориентированные.

Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности  при инновационном преподавании является тип овладения знаниями, соз-дающий условия включения учащихся в учебный процесс, обусловленный:

- видом учебной деятельности (наблюдение и практическое действие сопро-вождают слушание);

- логикой познавательных процессов (индукция сопровождает дедукцию);

- психологией познавательных процессов (ассоциативный механизм, связи интуитивного и логического, эмоционального и рационального);

- источником знаний (опора на образ, наглядность приобретают в иннова-ционном обучении новую функцию (управление  познавательной деятельностью через аппарат эмоций ( 5; 2001. - с.36-37).

Традиционно в инновационном преподавании выделяют инновации-модернизации и инновации-трансформации. С помощью первых  достигается гарантированный результат преподавания в рамках традиционной репродук-тивной ориентации (технологическая модель). Преобразования второго  типа направлены на обеспечение исследовательского характера  учебного процесса, ориентацию поисковой  учебно-познавательной деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций (модель-поиск) в форме исследования, диалога, игры). Технологическая модель соответствует техно-кратической культуре, поисковая – гуманистической. Кроме того, в последнее время разработана также поисково-технологическая модель, кото-рая учитывает и рациональную, и эмоциональную стороны познания. Здесь поисковые по своему характеру виды деятельности включаются в учебный процесс как обслуживающие его технологические цели.

Технологии развития целостного мышления относится к  третьей моде-ли инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является её отличительной особенностью. Эта методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при её использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным ( 5; 2001. - с.7-8).

II.3. Специфика преподавания технологии развития целостного мышления в  школе.

         На уроке, проведённом в технологии развития целостного мышления, ученик не получает образ в готовом виде, а сам создаёт его в своём воображении, отображая затем увиденный мыслеобраз на бумаге и располагая на нём учебную информацию в алгоритмической последовательности, т.о. для ребёнка на таком уроке главным становится индивидуальное переживание знания.

Слабому ученику эта методика помогает в более доступной форме по-нять материал. Ребёнок без страха (у меня не получится, я не понимаю) рису-ет тот образ, который увидел. У него снимается любой негатив, подклю-чаются различные центры удовольствия.

      Уроки по развитию речи показали, что слабые ученики, имеющие различ-ные логопедические проблемы, описывая увиденные образы, делают меньше орфографических ошибок. У таких учащихся улучшается речь. Ведь этот об-раз он создал сам. Ему никто ничего не навязывал.

      У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мел-кая моторика пальцев рук. Рисуя, дети развивают мелкую моторику пальцев рук, что ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка.  Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется говорить. Поэтому зарисовывание увиденного образа также стимулирует развитие речи.

      Обогащается активный словарь, расширяется словарный запас. У уча-щихся формируется связная речь, т.к., опираясь на нарисованный образ, дети учатся различным видам пересказа.

     На таких уроках осуществляется связь обучения с жизнью.  У учеников повышается уровень интеллектуального развития.

     Технология развития целостного мышления предполагает  особое  построение  урока  с  чередованием активной и релаксационной формы восприятия и усвоения учебной информации.

Активная форма предполагает следующие виды работ:

1)  дискуссия по проблематике изучаемых вопросов;

2)  обмен личным опытом участников занятия о восприятии смыслового пространства изучаемых вопросов;

3)  устный и письменный опрос по изучаемому материалу;

4)  выступления с докладами, сообщениями;

5)  деловые, ролевые игры.

Релаксационная форма изучения информации включает в себя:

1)  Прослушивание и визуализация учебного текста, объясняющего изучаемый материал;

2)  Прослушивание музыкальных композиций для позитивного психоэмоционального настроя;

3)  Проектирование виртуальных моделей изучаемой информации посредством включения в работу проектной функции головного мозга;

4)  Рисование образа-схемы - виртуальной модели изучаемой информации;

5)  Создание комфортной зоны мышления участников образовательного процесса.

     Занятие может быть построено учителем в зависимости от поставленной цели. Однако обязательным условием урока с использованием технологии целостного мышления  является включение в представление учебной инфор-мации сенсорно-моторного и символьного этапов (1 и 2 ступени восприятия).

     Для занятия, на котором даётся новая учебная информация, желательно использование всех релаксационных форм работы. На занятиях, посвящённых более детальному усвоению уже известной информации, могут преобладать активные формы работы. На каждом занятии рекомендовано использование музыкальных произведений.

      Средства воздействия: мягкий, спокойный  голос.  Тембр  голоса  может  меняться,  указывая  на  то,  что  учитель  работает  искренне,  понимая  каж-дого  ученика,  обращается  индивидуально  к  каждому.  Учитель  говорит  медленнее  и  тише  обычного,  прибавляя  нотки  таинственности,  игры,  любопытства…  Голос  может  звучать  под  музыку  или  без  неё.  Учитель  использует  доброжелательную  мимику,  улыбку,  спокойные  жесты.  Всё  поведение  учителя  вселяет  в  учеников  абсолютный  покой  и  уверенность  в  его  действиях.  Учитель  словно  излучает  безусловное  восприятие  всех  присутствующих – безусловную  любовь  к  ним.

Учитель должен помнить, что:

1.Формирует  привыкание  учащихся  к  сигналу  своего  голоса  (критерий  Соколова):  вскоре  учащиеся  с  первыми  словами  определённого  тона  будут  настраиваться  на  релаксацию.

2.Принцип  «Чем  медленнее -  тем  быстрее» - залог  успеха.

3.Самостоятельная  работа  идёт  внутри  сознания  и  подсознания  ученика:  он  медленно  переключается  с  аналитической  левополушарной  работы  на  интуитивно-творческую  (правополушарную)  работу.

4.Медленный  темп  Вашего  голоса  вызывает  резонанс – замедляет  бег  мысли  ученика,  сводит  её  к  затуханию  и  переключает  к  внутреннему  размышлению  и  наблюдению.

5.Нельзя  навязывать  учащемуся  своего  видения  образа,  проблемы.

6.Нельзя  заменить  личный  опыт  воспоминаний с просмотром  схем,  рисунков, т.к.  корни  ассоциаций  лежат  глубоко  в  подсознании  личности.

7.Ученик – часть  Вселенной:  он  содержит  доступную  ему  информацию.

8.Учитель  помогает  раскрыть  скрытые  резервы  ученика,  а  не  «дать»  ему  знания.

В методике биоадекватного урока нельзя упустить ни один этап. Необходимо  сохранять  медленный  и  доверительный  тон  голоса. Умение  мыслить  образами,  искать  аналогии,  самостоятельность  в  работе,  азарт  творчества,  личная  ответственность  за  выбор  требует  времени – личного  внутреннего  времени. Поэтому, готовясь к уроку, необходимо просчитать время каждого этапа урока. Концентрация  усилий  ученика  происходит  в  его  внутреннем  мире. Концентрация  усилий  состоит  в  фокусировке  на  заданном  предмете  через  все  каналы  восприятия:  слух,  видение,  обоняние,  осязание,  вкус,  интуиция. Спешка  принесет  вред,  т.к.  учащиеся  не  сумеют  глубоко  сфокусироваться  на  размышлении.

           При рассказе ученика об увиденном образе ни в коем случае нельзя позволять другим ученикам, да и самому учителю  субъективные некоррект-ные замечания оценочного характера, пренебрежительного отношения к лич-ности учащегося.

              Обучение – это резонансная настройка учителя на ученика и наоборот. Процесс обучения тесно связан с внутренними качественными изменениями индивида, вокруг которого меняется мир. Важно, что процесс обучения для учителя – это не прямая передача знания, а создание условий для активного творчества ученика.

Выводы:

Технологии развития целостного мышления:

  • здоровьесохраняющий метод; (природосообразный, который не противоречит природе человека);
  • является современной инновационной образовательной технологией;
  • способствует мотивации и активизации всех потенциальных возмож-ностей личности;
  • относится к поисково-технологической модели инноваций (учитывает рациональную и эмоциональную стороны познания);
  • ориентирована на развитие целостного мышления человека,

на формирование умения мыслить образами;

  • при её  использовании подключаются все каналы восприятия инфор-мации, что делает процесс преподавания результативным;
  • объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами;
  • осознанное, систематическое применение мыслеобразов на уроках естественно - научных предметов создаёт природосообразное мыш-ление;
  • релаксационно-активная, в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария в состоянии по-коя) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации);
  • являет собой инструмент гармонизации личности;
  • нацелена на раскрытие, осознание и принятие человеком своего истин-ного предназначения – гармоничного и целесообразного существо-вания единой земной человеческой цивилизации как космического явления.

III. Реализация технологии развития целостного мышления при преподавании  русского языка.

Рассмотрим  применение  технологии развития целостного мышления на  примере  темы «Наречие».  В  рамках  данной  темы  необходимо  познакомить учащихся с новой частью речи – наречием: узнать на какой вопрос отвечает, что обозначает данная часть речи, как изменяется; расширить представления учащихся о значениях и структуре словосочетаний; продолжать работать над развитием речи уча-щихся, над расширением кругозора. Данные  задачи  можно  реализовать  при  помощи технологии  развития целостного мышления. Она  предполагает  особое  построение  урока  с  чередованием активной и релаксационной фор-мы восприятия и усвоения учебной информации.

     Рабочие этапы урока с применением данной технологии.

Первый этап (приобретение знаний)

Введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося (сенсорно-моторный этап). Мотивация и формирование мыслеобраза учеб-ного материала со структу-рированной информацией.

Учитель предлагает детям закрыть глаза, принять удобное положение. Звучит тихая, плавная музыка.

Релаксация «Черепашата»

- Сделайте глубокий вдох, выдох, еще раз вдох, выдох. Ощутите во всем теле спокойствие, тепло, легкость.

- Представьте себе песчаный пляж на берегу океана.

Стоит тихая звёздная ночь. Ярко светит луна. Спокойно и неторопливо набе-гают волны на песчаный берег. На пляже тихо и пустынно.

Что это? Везде: слева, справа, спереди песок пришёл в движение! На поверх-ности показались маленькие черепашата. Сегодня у них день рождения! Быстро передвигают лапками, ловко выбираются из-под песка. Они стремят-ся вперед. В океане их дом. Скоро черепашата станут взрослыми черепахами. Снова приплывут они сюда, чтобы всего один раз в год выйти из океана и в прибрежный песок отложить яйца. Черепахи безошибочно ориентируются в открытом океане. Они всегда находят место своего рождения.

- Поблагодарите все образы, с которыми вы работали. И постепенно, каждый в своём темпе возвращайтесь в класс. Сделайте вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глаза.

Второй этап (формирование умения использовать знания).

«Выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуаль-ного графического образа в рисунке. Происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.

Ученики словесно  описывают и рисуют те образы, которые увидели.

- Нарисуйте все, что увидели. (Дети рисуют).

Учитель показывает свой вариант рисунка.

- Расскажи, что нарисовал?

- Какие слова помогли тебе более ясно, богаче, точнее пояснить действие?

(Ярко, спокойно, тихо, неторопливо, везде, сегодня, быстро, ловко).

- Хотя нам и встречались эти слова, мы знаем, к какой части речи они относятся?

(Нет)

- О чём будем говорить на уроке?

(О новой части речи).

- Тема нашего урока – самостоятельная часть речи – наречие.

- Анализируя часть речи, что мы узнаем?

1. На какой вопрос отвечает?

2. Что обозначает?

3. Как изменяется?

Третий этап (закрепление навыка использования знаний).

Происходит «отрыв» учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими (проверочными) повторениями и корректировкой примеров.

В конце урока для большего воздействия на все органы чувств учитель пока-зывает детям живую морскую черепашку – главную «героиню» урока.

 - По мере выполнения практического задания на доске заполняется таблица:

Наречие

На какой вопрос отвечает?

Что обозначает?

Как изменяется?

Когда? Как? Где? Куда?

Признак действия

Не изменяется

1. (Выполняя задание, ученики узнают, на какие вопросы отвечает новая часть речи). Используя слова сегодня, ярко, везде, вперед запиши ответы на вопросы.

- Когда родились черепашки?

- Как светила луна?

- Где на пляже зашевелился песок?

- Куда стремились черепашки?

- Определи, каким членом словосочетания: главным или зависимым явля-ются эти слова. Над главным словом поставьте х, стрелкой укажите зави-симое слово, поставьте вопрос.

- На какие вопросы отвечают наречия?

(Когда? Как? Где?)

- В словосочетаниях родились сегодня, ярко светит, везде зашевелился, стре-мились вперед какая часть речи командует?

(Командует глагол, родились (когда?) сегодня, светит (как?) ярко, зашеве-лился (где?) везде, стремились (куда?) вперед).

2. (Выполняя задание, ученики отвечают на вопрос, что обозначает новая часть речи). К какому типу речи относится текст, который вы слышали, сами составляли?

- Мы рассказываем, какие черепашки или что они делают?

- Какую часть речи мы используем для этого?

- Можем мы на рисунке более точно показать действие черепашек, луны, волн?

- Волны медленно набегают, черепашки быстро бегут.

- Какие слова поясняют действия, помогают нам ярче выразить признак действия? Чтобы мы поняли, когда? как? где? происходит действие. (Ярко, тихо)

- К какой части речи относятся эти слова?

(Наречие)

- Что обозначает наречие?

(Наречие обозначает признак действия)

3. (Как изменяется.) У вас на листках записано предложение: Волны набе-гают на берег.

- В каком словосочетании глагол – главное слово? (набегают на берег)

- Почему?

- Что требует глагол от зависимого имени существительного? (Встать в определённый падеж)

- Требует ли глагол определённого падежа у наречия?

- Измените по падежам (устно, работая в парах) слова ярко, везде, вперёд 

(Наречия не изменяются по падежам)

- Может, наречие изменяется по временам?

Что делает? Светит ярко

Что делало? Светило ярко

Что будет делать? Будет светить ярко

(Наречия не изменяются по временам)

- Может, наречие изменяется по родам? Как солнце светило? (Ярко)

Как лампа светила? (Ярко)

Как фонарь светил? (Ярко)

(Наречие не изменяется по родам)

 Закрепление. Работа с учебником

1.- Откройте учебник на странице 61, прочитайте сообщение авторов учебника о новой части речи

- Что такое наречие? (Неизменяемые слова)

- Что обозначает наречие? (Наречие обозначает признак действия)

- На какие вопросы отвечает? (Как? Когда? Где? Куда? Откуда?)

2.- Выполнение упражнения 138 учащимися на доске и в тетрадях.

3.- Прочитай следующее сообщение авторов и ответь на вопросы.

- Как связаны в словосочетании наречия с главным словом?

(Они связаны со словом-командиром только по смыслу, у них нет ни рода, ни числа, ни падежа).

- Имена прилагательные согласуются с именами существительными. Падежами имён существительных управляют глаголы или другие имена существительные. А наречия просто пристраиваются к словам-командирам, примыкают к ним.

 Сюрпризный момент.

- Вы так красиво нарисовали море, пляж, черепашек, что одна из них пришла к нам на урок.

Учитель показывает детям живую морскую черепашку.

- Расскажите черепашке, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое наречие?

- На какие вопросы отвечает наречие?

- Что обозначает?

 Рефлексия.

Нарисуйте в тетради

 - если работал, все понял, мне понравилось.

 - работал, понял не все, отвлекался.

 - ничего не понял, не выполнил ни одного задания.

     Здесь показано, как работает технология развития целостного мышления на примере урока объяснения нового материала. На следующих уроках русского языка по данной теме учащиеся составляют информационный образ наречия (черепашку) и по последовательности  прохождения материала заполняют его.

        Рассмотрим  урок  по теме «Главные и второстепенные члены предло-жения». В  рамках  данной  темы  необходимо обобщить и систематизировать знания о строении простого предложения; отработать навыки нахождения второстепенных и главных членов предложения и определить  их роль в предложении.

I этап урока предполагает активизацию мыслительной деятельности учащих-ся посредством проведения фронтальной беседы.

 - Подберите к слову ребенок синонимы (дитя, чадо, малыш, младенец, юнец, отрок, и т. д.)

 -  Определите,  по возможности,  этимологию этих слов и их принадлеж-ность.

( - чадо – старо-славянское худож. ст. архаизм;

 - отрок – старо-славянское худож. архаизм;

 - дитя – исконно-русское худож. архаизм;

 - младенец – старо-славянское общеупотребляемое разговорное;

 - малыш – исконно-русское общеупотребляемое разговорное.

- А какое слово наиболее ласковое? Почему?

Фронтальный опрос.

- Что изучаем на данном этапе?

- Что называется предложением?

- Чем отличается предложение от словосочетания? (есть основа, можно назвать семьей).

-  Сегодня пойдем в гости к дружной семейке, где есть удивительные …(чада? дети? малыши?..и т. д.)

II этап урока: релаксация.

- Займите удобное положение. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, тело, ноги... Представьте, как мышцы тела, лица стали мягкими, расслабленными. Как вы чудесны,  когда вы улыбаетесь. Представьте, как улыбается все ваше существо.

 Представьте любимый уголок природы или другое место, где вам легко, уютно, свободно, чудно, где вы абсолютный хозяин. Представьте предметы, которые вас окружают в этом чудесном месте отдыха. Представьте цвета, краски, которые вас окружают. Представьте запахи  и движения вокруг вас. Представьте себя, как вы выглядите, когда вы отдохнули, набрались энергии и бодрости, освободились от ненужных мыслей и тревоги. Как вы себя чувствуете, когда вас ничего не тревожит, не мешает чувствовать комфортно и свободно. Полюбуйтесь собой, если вам это нравится. Дорисуйте свой об-раз, если вам хочется что-то в нём дополнить, довершить. Почувствуйте, нра-вится ли ему быть с вами. Подружитесь с ним. Поблагодарите этот образ и это место. Будьте искренни с собой.

  А теперь представьте просторную, светлую комнату. Посмотрите, что вас окружает, какие предметы, цвета, запахи, звуки. Вдохните аромат свежести. Ощутите уют обстановки. Почувствуйте ровный и мягкий свет роскошной лампы. Представьте дружную семейку, которая радушно встречает вас в этой уютной комнате:

- глава семьи – папа, его зовут Подлежащее. Он отвечает на вопросы – кто? что? Выражается существительным, местоимением чаще, чем другими частями речи. Прямолинеен.

 - папина половинка – мама. Она тоже глава семьи и зовут её Сказуемое. Она отвечает на вопросы – что делает предмет? Что с ним происходит? Кто он та-кой? Что он такое? Каков он? Она прямолинейна  вдвойне.

 У этих главных членов семьи есть три чада (ребенка, малыша…). Они ра-достно бегут вам навстречу. Познакомимся с ними поближе.

 Вот первое чадо (ребёнок, малыш…). У него вьющиеся волосы, и само оно кругленькое, миленькое, хорошенькое. Мама Сказуемое часто задает ему вопросы: какой? Какая? Какие? Какое? Чьи? Чей? Чье? Чья? А малыш на них отвечает, выражается прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными чаще всего. И зовут это чадо Определение.

Вот второе чадо. Оно очень любопытно. Волосики у него коротенькие, как пунктирчики. Оно отвечает на вопросы папы Подлежащего и мамы Сказуе-мого и на вопросы своих братьев: кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? И зовут его Дополнение.

А вот и третий отрок. Он разумненький и серьезный. Волосы у него необыч-ные, похожи на точку-тире, точку-тире… И отвечает он на вопросы: как? Каким образом? В какой степени? Когда? Где? Куда? Откуда? почему? За-чем? при каком условии? Имя его Обстоятельство.

Сегодня у них семейное торжество. Мама Сказуемое испекла торт. Почув-ствуйте запах этого торта.

Малыш Определение рассказывает, какой вкусный, изумительный, красиво украшенный торт приготовила мама Сказуемое.

Чадо Дополнение дополняет рассказ малыша Определение. Торт испечен ма-мой для папы, для детей, для гостей. Тортик сделан из бисквита и крема.

 Малыш Обстоятельство обстоятельно разъясняет, что мама старательно готовилась к торжеству, а папа ответственно ей помогал. Торт красиво и аппетитно смотрится на столе.

Вот такая дружная семейка встречает нас сегодня здесь. Фамилия этой семьи – Предложение.

 Поблагодарите эту семейку за то, что она так просто и чудесно помогла нам увидеть, как может быть построено предложение.

Почувствуйте прилив бодрости, сил. Почувствуйте ваши ноги, руки, спину, плечи, тело. Пошевелите пальчиками, шейкой, наклоните голову вправо, влево. Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох. Не торопясь, дотроньтесь до глаз, носика, щек, губ. Медленно возвращайтесь в класс. Открывайте глазки.

III этап урока: переработка (осмысление) информации. Активная фаза.

     - Какую комнату вы видели?

    - Это реальная комната или из мира фантазии?

    - Где вы видели эту комнату?

    - Опишите ее. Цвета, запахи, звуки.

    - Что вам понравилось?

    -  Какое было настроение?

    - Как выглядела, по-вашему, дружная семейка?

    - Где находились все её представители?

    - Как они выглядели?

    - На какие вопросы отвечали?

    - Как зовут каждого из них?

    - Какая у них фамилия?

    - Чем они выражались?

- Нарисуйте комнату и всё, что вы в ней видели, так,  как это вам запомни-лось.

Далее продолжается беседа, в ходе которой ребята вспоминают полученную в релаксации информацию и размещают её на своем рисунке (идёт струк-турирование информации).

IV этап урока: закрепление и углубление понятия  «Главные и второстепен-ные члены предложения».

- Рассмотрим образ в деталях.

- Какую информацию вы получили во время релаксации?

- Кто может дополнить, уточнить?

- Объясните термины-имена, называющие каждого члена семьи-Предложе-ния.

- Давайте запишем предложение о сегодняшнем визите в семью по фамилии Предложение и разберем его:

«Дружная семейка пригласила нас сегодня в гости на свое торжество».

   Детям предлагается кусочек торта.

V этап урока.

Домашнее задание.

Нарисуйте свой образ на тему «Однородные члены предложения»

Придумайте стихотворение по изучаемой теме.

Выводы:

 Технология развития целостного мышления гармонично объединила в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее.

Представление об образном мышлении в современной психологии доста-точно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В реальном процессе мышления одновременно присутствует как «образная», так и «понятийная» логика. Сам умственный образ, которым оперирует мыш-ление, по своей природе гибок, подвижен, отражает фрагменты бытия. Поня-тия и образы составляют две стороны единого процесса.

При инновационном преподавании у наглядности появилась новая функция – управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций. При использовании технологии развития целостного мышления  уче-ник не получает наглядное пособие в готовом виде, а создаёт его в своём воображении и только после этого переносит на бумагу.

На уроке, проводимом с использованием технологии развития целост-ного мышления  происходит раскрепощение ученика. Ученики с удоволь-ствием, творчески выполняют поставленную в начале урока задачу. При работе с образами у учащихся активизируются память, внимание. Обогаща-ется их активный словарь, расширяется словарный запас. У учащихся форми-руется связная речь, т.к., опираясь на нарисованный образ, дети учатся различным видам пересказа. У учеников повышается уровень интеллектуаль-ного развития.

Заключение.

Зарубежные  и  отечественные  ученые  отмечают,  что  система  современного  образования  не  удовлетворяет  современным  требованиям  и  вследствие  этого  находится  в  состоянии  кризиса.    Современное  развитие  общества  требует  новой  системы  образования – «инновационного  обуче-ния»,  которое  сформировало  бы у обучаемых  способность  к проективной  детерминации  будущего,  ответственности  за  него,  веру  в  себя  и  в  свои  профессиональные  способности  влиять  на  будущее.   Для  вывода  системы  образования  из  кризиса  Российская Академия естественных наук  разработала  новый подход   к образованию.        

Целью такого образования является мотивация гармоничного, целост-ного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном  совокупном  владении  логическим  и  образным  мышлением. Это тот тип мышления, который может дать человеку целостную картину мира. Резуль-татом  образовательного  процесса,  таким  образом,  является человек,  владеющий   гармоничным   целостным мышлением.         Приоритетные ценнос-ти этого образования заключаются в предоставлении социуму нового науко-ёмкого образовательного инструментария - природосообразной  технологии  преподавания учебных дисциплин.                                         Природосообразная технология преподавания учебных дисциплин позволяет ученику «пережить» новую учебную информацию в режиме ощущений, чувствования и удовольствия, что создаёт атмосферу мысли-тельно-интеллектуального поиска и эффект собственного открытия новой те-мы, творческой радости и личного счастья. Технология построена таким образом, что задействуются все возможности человека как открытой само-организующейся энергоинформационной биосистемы. При минимальных затратах  времени  усваиваются  максимальные  объёмы  учебной  информа-ции,   при   этом   сберегается  и  развивается  здоровье,  и  формируется  созидательное  мировоззрение.

Результатами  работы по данной технологии являются:

  • более лёгкое  усвоение учащимися  знаний (усвоение понятий, правил, выводов), следовательно, сокращение времени на усвоение учебной информации;
  • возрастание мотивации учащихся к учёбе, усиление их  познава-тельных потребностей;
  • улучшение успеваемости учащихся всех категорий;
  • снижение антисоциальных проявлений в поведении детей и подрост-ков, рост гармонии личности;
  • развитие у учащихся способностей к самопознанию, самооценке;  изменения в личностных структурах (снижение уровня тревожности и агрессивности).
  • раскрытие творческих способностей личности учащихся в информа-ционной, художественной, производственной, межличностной сферах жизни и деятельности;
  • осуществление нравственного, эстетического, трудового обучения без дополнительных затрат (в ходе изучения программных предметов);
  • формирование целостного мышления учащихся и на этой базе высокой духовности, нравственности, гармоничной  личности, т. е. способной жить, мыслить, трудиться в гармонии с природой, собой, обществом, быть устойчивой в разнообразных жизненных ситуациях без нанесения вреда человечеству и природе;
  • формирование жизненной позиции учащихся,  изменение в системе ценностей учащихся.

         В  данной  работе  приведены  примеры  уроков с использованием тех-нологии развития целостного мышления. Уроки разработаны с учётом  всех  аспектов  технологии развития целостного мышления.  Включают  в  себя  основные  этапы:  как  технологии развития целостного мышления,  которые  соотносятся  с  известной  системой  этапов  познания  Ж.  Пиаже,  так  и  этапы,  принятые  традиционной  педагогикой.  На  уроке  применяется  релаксация  для  презентации  новой  информации  на  основе  учебного  образа-схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии целостного мышления на уроке русского языка

   Для преодоления глобальных проблем и вывода  системы  образования  из  кризиса  Российская Академия естественных наук разработала  новый подход...

Конспект урока русского языка. (С использованием технологии целостного мышления) . Изложение с языковым анализом текста "Родничок" .

Данный урок проведен в 4 классе. Использование технологии целостного мышления,  как одной из здоровье сберегающих технологий,  позволяет снять напряжение у детей, создает в классе атмосферу ...

Научная статья "Технология развития целостного мышления"

Научная статья "Технология развития целостного мышления"...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Повышение профессионализма педагогов при использовании технологии развития целостного мышления

В статье представлен анализ анкетирования педагогов по итогам курса повышения квалификации «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников»  Развитие целостного мыш...