Повышение профессионализма педагогов при использовании технологии развития целостного мышления
статья
В статье представлен анализ анкетирования педагогов по итогам курса повышения квалификации «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников» Развитие целостного мышления позволяет во много раз сократить физические и психические затраты как учителя, так и ученика, так как оно наилучшим образом соответствует природе человеческого восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_professionalizma_pedagogov.docx | 459.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение профессионализма педагогов
при использовании технологии развития целостного мышления
Чернышова Наталья Сергеевна,
учитель ГБОУ Лицей № 387 им.Н.В.Белоусова
Санкт-Петербурга
«Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления» предполагал Альберт Энштейн. Ибо качество жизни определяется качеством мышления.
В сложившейся сегодня сложной ситуации в школе есть только одно действенное средство качественно изменить подход учителя к образовательному процессу:
- научиться чувствовать ученика,
- ощущать его зону ближайшего развития и пространство стратегического развития,
- научиться управлять своим личным самочувствием и самочувствием каждого ученика,
- научиться моделировать состояние группового поля своих учеников.
На первый взгляд - это очень сложно, но …Этому можно и необходимо научиться, так как это требование нового времени.
В течение нескольких лет на базе методического центра Кировского района проходило обучение педагогов развитию целостного мышления. Учителям был предложен курс, который так и назывался «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников». Вели этот курс Е.А. Марковская, Л.И. Гущина и педагог-психолог А.Е. Щурская.
Цель курсов состояла в раскрытии внутренних ресурсов личности, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей.
Заинтересовались этой темой не только учителя начальной школы, но и учителя таких предметов, как математика, русский язык, биология, химия, география, технология, ОБЖ, физика.
Когда меня спрашивали, что интересного было на курсах, я даже не могла сначала сформулировать – так это было всё необычно для всех нас. Это курсы не в привычном понимании этого слова, когда лектор рассказывает, а участники слушают, отвечают на вопросы. Здесь всё было по - другому. Нас учили размышлять, слушать себя, свои ощущения, чувствовать тех, кто рядом, видеть то, что невидно с первого взгляда. И всё это помогало конструировать картину мира, менять своё отношение к окружающему мировосприятию. Но самое главное, что изменения стали происходить не только со мной, но и вокруг меня: семье, на работе в школе, в отношениях с окружающими. И об этом говорили все коллеги, посещавшие курсы.
Анкетирование педагогов, закончивших курсы, показало, что безусловно не все из них по настоящее время используют технологию развития целостного мышления, но большая часть применяет полученные в ходе обучения знания.
Анализ материала показал, что чаще развитие целостного мышления используется в начальной школе, 8-х,9-х, 6-7-х,10-11-х классах.
Если говорить по предметам, то здесь на первый план выходят предметы естественно-научного цикла и только в конце русский язык и математика. Обычно такие уроки проходят 1-2 раза в месяц. В большинстве случаев педагоги стараются проводить их, когда начинается новая тема и надо освоить новый материал (60%). 1-2 раза в неделю проводят уроки 20%.
По итогам курсов все отмечали значительные изменения, происшедшие как с педагогами так и с учащимися.
Что же произошло с учащимися?
Если говорить о результативности обучения, у 20% учащихся изменения не произошло. Однако 73% педагогов отмечают положительные изменения, а 7% даже значительные.
Что же могло способствовать этой положительной динамике?
- повышение заинтересованности учащихся учебным материалом и формой его преподавания,
- улучшение восприятия и запоминания информации;
- улучшение отношений с учителями («стали свободными и доверительными»).
Все педагоги без исключения отмечают заметный личностный рост учащихся:
- стремление к самопознанию,
- развитие рефлексии,
- развитие саморегуляции,
- повышение творческой активности,
- мотивация к учебе,
- раскрепощение.
Меняются отношения между детьми
47% педагогов указывают на позитивные изменения отношений между учащимися:
- «более теплые»,
- «доброжелательные»,
- «доверительные»,
- «нет страха»,
- «более терпимые».
80% педагогов отмечают качественные изменения в отношениях между учителем и учащимися:
- более теплые;
- более доверительные;
- более открытые и дружественные;
- легче работать с учениками во внеклассной работе;
- дети стали чаще обращаться к учителям с вопросами, проблемами.
А как изменились учителя?
Эти же 80% указывают на то, что у них изменилось в лучшую сторону отношение к своей работе. Но при всём при этом наблюдались и некоторые сложности в формировании рабочего состояния педагога:
- для некоторых были характерны жёсткие установки, стереотипы в восприятии и реагировании, и эти стереотипы мешали педагогу развиваться, не отпускали его, а поэтому не могли решить и свои проблемы, с которыми пришли на курсы,
- из-за недостатка энергии быстро утомлялись,
- отмечались также нехватка смелости, решительности, невозможность довести дело до конца,
- больше всего слушатели выделяли неуверенность в своих силах и возможностях,
- а также отсутствие возможности самостоятельно регулировать своё эмоциональное и физическое состояние.
Все учителя отмечают улучшение своего физического самочувствия после прохождения курсов, о чём свидетельствует диаграмма, на которой представлена оценка своего физического самочувствия по 10-балльной системе на момент начала и конца курсов (8,5 баллов против 5).
Нельзя обойти вниманием и общее состояние слушателей. Нас учили слушать и слышать не только то, что происходит вокруг, но и внутри себя, ощущать состояние коллег, их настроение, настраиваться на волну того, с кем общаешься, видеть не только то, что лежит на поверхности, но и то, что спрятано внутри. На каких курсах, придя на занятия, вместо того, чтобы слушать и записывать лекции, вас будут спрашивать, что хорошего произошло с вами за прошедшую неделю? И надо было видеть, как некоторые слушатели судорожно вспоминали, а что же действительно было хорошего и с трудом выдавливали это из себя. Мы привыкли видеть вокруг себя только негатив и мало говорим и радуемся хорошему, потому что не видим, не слышим, не чувствуем…
Но курс по развитию целостного мышления заставляет посмотреть на мир по-новому! Безусловно 72 часа недостаточно, чтобы изменить сознание человека и показать, ему, что можно жить по-другому, но вполне достаточно, чтобы что-то такое сдвинуть в нас и чтобы мы увидели, что мир вокруг прекрасен! Самочувствие, активность, настроение после таких занятий меняется только к лучшему!
Любой педагог, заканчивая курсы, всегда думает, а что же нового я узнал, чему научился. Не пропало ли время зря. Что я получу от курсов как учитель, как гражданин?
Профессионально значимые для педагогов итоги курса:
- «новые приемы работы»,
- «новое решение старых проблем».
Личностно значимые итоги:
- личная гармония,
- возможность посмотреть на себя, заняться собой,
- снять напряжение,
- умение управлять собой,
- улучшение самочувствия.
Подводя итоги, можно сказать, что курс «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников» дает следующие результаты:
- знакомство с новой перспективной методикой;
- улучшение отношений с другими людьми (стали лучше относиться к детям, стали более терпимыми к людям);
- возможность личностной и профессиональной рефлексии дает следующий результат: «Возможность понять и оценить себя, мотивацию своих действий», курсы «способствуют раскрытию творческого потенциала учителя», позволяют «по-новому оценить свою работу»;
- обучение навыкам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения; обретение уравновешенного психоэмоционального состояния, душевного спокойствия.
Развитие целостного мышления позволяет во много раз сократить физические и психические затраты как учителя, так и ученика, так как оно наилучшим образом соответствует природе человеческого восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка
Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...
Научная статья "Технология развития целостного мышления"
Научная статья "Технология развития целостного мышления"...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Использование технологии развития целостного восприятия и мышления на уроках в начальной школе
Обобщение педагогического опыта работы...
Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка
Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...
Использование технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, ...