Повышение профессионализма педагогов при использовании технологии развития целостного мышления
статья

Чернышова Наталья Сергеевна

В статье представлен анализ анкетирования педагогов по итогам курса повышения квалификации «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников»  Развитие целостного мышления позволяет во много раз сократить физические и психические затраты как учителя, так и ученика, так как оно наилучшим образом соответствует природе человеческого восприятия.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_professionalizma_pedagogov.docx459.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Повышение профессионализма педагогов

при использовании технологии развития целостного мышления

Чернышова Наталья Сергеевна,

учитель ГБОУ Лицей № 387 им.Н.В.Белоусова

  Санкт-Петербурга

 «Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления» предполагал Альберт Энштейн. Ибо качество жизни определяется качеством мышления.  

В сложившейся сегодня сложной ситуации в школе есть только одно действенное средство качественно изменить подход учителя к образовательному процессу:

  • научиться чувствовать ученика,
  • ощущать его зону ближайшего развития и пространство стратегического развития,
  • научиться управлять своим личным самочувствием и самочувствием каждого ученика,
  • научиться моделировать состояние группового поля своих учеников.

 На первый взгляд - это очень сложно, но …Этому можно и необходимо научиться, так как это требование нового времени.

В течение нескольких лет на базе методического центра Кировского района проходило обучение педагогов развитию целостного мышления. Учителям был предложен курс, который так и назывался «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников». Вели этот курс Е.А. Марковская, Л.И. Гущина и педагог-психолог А.Е. Щурская.

Цель курсов состояла в раскрытии внутренних ресурсов личности, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей.

Заинтересовались этой темой не только учителя начальной школы, но и учителя таких предметов, как математика, русский язык, биология, химия, география, технология, ОБЖ, физика.

Когда меня спрашивали, что интересного было на курсах, я даже не могла сначала сформулировать – так это было всё необычно для всех нас. Это курсы не в привычном понимании этого слова, когда лектор рассказывает, а участники слушают, отвечают на вопросы. Здесь всё было по - другому. Нас учили размышлять, слушать себя, свои ощущения, чувствовать тех, кто рядом, видеть то, что невидно с первого взгляда. И всё это помогало конструировать картину мира, менять своё отношение к окружающему мировосприятию. Но самое главное, что изменения стали происходить не только со мной, но и вокруг меня: семье, на работе в школе, в отношениях с окружающими. И об этом говорили все коллеги, посещавшие курсы.

Анкетирование педагогов, закончивших курсы, показало, что безусловно не все из них по настоящее время используют технологию развития целостного мышления, но большая часть применяет полученные в ходе обучения знания.

 Анализ материала показал, что чаще развитие целостного мышления используется в начальной школе, 8-х,9-х, 6-7-х,10-11-х классах.

Если говорить по предметам, то здесь на первый план выходят предметы естественно-научного цикла и только в конце русский язык и математика. Обычно такие уроки проходят 1-2 раза в месяц. В большинстве случаев педагоги стараются проводить их, когда начинается новая тема и надо освоить новый материал (60%). 1-2 раза в неделю проводят уроки 20%.

По итогам курсов все отмечали значительные изменения, происшедшие как с педагогами так и с учащимися.

         Что же произошло с учащимися?        

Если говорить о результативности обучения, у 20% учащихся изменения не произошло. Однако 73% педагогов отмечают положительные изменения, а 7% даже значительные.

Что же могло способствовать этой положительной динамике?

  • повышение заинтересованности учащихся учебным материалом и формой его преподавания,
  • улучшение восприятия и запоминания информации;
  • улучшение отношений с учителями («стали свободными и доверительными»).

Все педагоги без исключения отмечают заметный личностный рост учащихся:

  • стремление к самопознанию,
  • развитие рефлексии,
  • развитие саморегуляции,
  • повышение творческой активности,
  • мотивация к учебе,
  • раскрепощение.

Меняются отношения между детьми

47% педагогов указывают на позитивные изменения отношений между учащимися:

  • «более теплые»,        
  • «доброжелательные»,
  • «доверительные»,
  • «нет страха»,
  • «более терпимые».

80% педагогов отмечают качественные изменения в отношениях между учителем и учащимися:

  • более теплые;
  • более доверительные;
  • более открытые и дружественные;
  • легче работать с учениками во внеклассной работе;
  • дети стали чаще обращаться к учителям с вопросами, проблемами.

А как изменились учителя?

Эти же 80% указывают на то, что у них изменилось в лучшую сторону отношение к своей работе. Но при всём при этом наблюдались и некоторые сложности в формировании рабочего состояния педагога:

  • для некоторых были характерны жёсткие установки, стереотипы в восприятии и реагировании, и эти стереотипы мешали педагогу развиваться, не отпускали его, а поэтому не могли решить и свои проблемы, с которыми пришли на курсы,
  • из-за недостатка энергии быстро утомлялись,
  • отмечались также нехватка смелости, решительности, невозможность довести дело до конца,
  • больше всего слушатели выделяли неуверенность в своих силах и возможностях,
  • а также отсутствие возможности самостоятельно регулировать своё эмоциональное и физическое состояние.

Все учителя отмечают улучшение своего физического самочувствия после прохождения курсов, о чём свидетельствует диаграмма, на которой представлена оценка своего физического самочувствия по 10-балльной системе на момент начала и конца курсов (8,5 баллов против 5).

 

Нельзя обойти вниманием и общее состояние слушателей. Нас учили слушать и слышать не только то, что происходит вокруг, но и внутри себя, ощущать состояние коллег, их настроение, настраиваться на волну того, с кем общаешься, видеть не только то, что лежит на поверхности, но и то, что спрятано внутри.  На каких курсах, придя на занятия, вместо того, чтобы слушать и записывать лекции, вас будут спрашивать, что хорошего произошло с вами за прошедшую неделю? И надо было видеть, как некоторые слушатели судорожно вспоминали, а что же действительно было хорошего и с трудом выдавливали это из себя. Мы привыкли видеть вокруг себя только негатив и мало говорим и радуемся хорошему, потому что не видим, не слышим, не чувствуем…

 Но курс по развитию целостного мышления заставляет посмотреть на мир по-новому! Безусловно 72 часа недостаточно, чтобы изменить сознание человека и показать, ему, что можно жить по-другому, но вполне достаточно, чтобы что-то такое сдвинуть в нас и чтобы мы увидели, что мир вокруг   прекрасен! Самочувствие, активность, настроение после таких занятий меняется только к лучшему!

        Любой педагог, заканчивая курсы, всегда думает, а что же нового я узнал, чему научился. Не пропало ли время зря. Что я получу от курсов как учитель, как гражданин?

        Профессионально значимые для педагогов итоги курса:

  • «новые приемы работы»,
  • «новое решение старых проблем».

Личностно значимые   итоги:

  • личная гармония,
  • возможность посмотреть на себя, заняться собой,  
  • снять напряжение,
  • умение управлять собой,
  • улучшение самочувствия.

Подводя итоги, можно сказать, что курс «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников» дает следующие результаты:

  • знакомство с новой перспективной методикой;
  • улучшение отношений с другими людьми (стали лучше относиться к детям, стали более терпимыми к людям);
  • возможность личностной и профессиональной рефлексии дает следующий результат: «Возможность понять и оценить себя, мотивацию своих действий», курсы «способствуют раскрытию творческого потенциала учителя», позволяют «по-новому оценить свою работу»;
  • обучение навыкам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения; обретение уравновешенного психоэмоционального состояния, душевного спокойствия.

 

 Развитие целостного мышления позволяет во много раз сократить физические и психические затраты как учителя, так и ученика, так как оно наилучшим образом соответствует природе человеческого восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка

Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...

Научная статья "Технология развития целостного мышления"

Научная статья "Технология развития целостного мышления"...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка

Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...

Использование технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, ...